Методические рекомендации на тему «Спортивная ориентация и отбор в пулевой стрельбе»
Спортивная ориентация и отбор в пулевой стрельбе: организация, методика.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..……….……..3
Спортивная ориентация и отбор в пулевой стрельбе: организация,
методика................……………………………………………………….5
Заключение..…………………………………………….……………...10
Список литературы …………………………………………..….….…11
Введение
Спорт высших достижений на современном этапе характеризуется бурным ростом спортивно-технических показателей. Это ярко прослеживается и на примере пулевой стрельбы. Так, за последние года обновлены мировые рекорды практически во всех номерах олимпийской программы. Их уровень стал настолько высок, что достичь его, а тем более превысить, может далеко не каждый атлет. При этом отмечается заметный спад результативности российских спортсменов в соревнованиях по пулевой стрельбе. На прошедших Олимпиадах в Лондоне, Рио-де Жанейро российские стрелки – пулевики не смогли завоевать ни одной золотой медали. Отсюда вполне понятен все возрастающий интерес специалистов стрелкового спорта не только к вопросам совершенствования содержания подготовки спортсменов, но и к проблеме поиска и выявления спортивных талантов, способных добиваться результатов экстра-класса и уметь демонстрировать их в сложнейших условиях спортивной борьбы на соревнованиях самого высокого ранга.
Найти такого человека в любом виде спорта чрезвычайно сложно. Трудность поиска талантов усугубляется еще и тем, что тренеру надо выявить наличие способностей у ребенка или молодого человека в самом начале его спортивной деятельности, а сами способности могут проявиться только спустя несколько лет.
Как показывает анализ спортивной практики, в настоящее время осуществление спортивного отбора и прогнозирования успешности выступлений спортсменов еще недостаточно эффективны. По мнению современных ведущих специалистов, в пулевой стрельбе прогноз результативности спортсменов оправдывается на 40-60 %. В связи с этим, наиболее спортивно одаренные дети не попадают в секции для занятий пулевой стрельбой, а достижения занимающихся оказываются гораздо ниже ожидаемых. Особенно важным является содержание первичного отбора кандидатов в детские спортивные школы.
В последние годы проводятся исследования по общетеоретическим, организационно-методическим основам спортивного отбора и спортивной ориентации. Проводятся исследования по отбору для занятий отдельными видами спорта.
В пулевой стрельбе по проблемам спортивного отбора на различных его этапах исследования проводили Н.А. Калиниченко (1970), Л.М. Вайнштейн (1972), Г.В. Васюков, М.Я. Жилина (1973), А.Я Корх (1975), Ю.И. Чугунова (1976) и ряд других авторов.
Спортивная ориентация и отбор в пулевой стрельбе
Необходимым компонентом в системе подготовки спортсмена, в том числе стрелка, является система отбора и спортивной ориентации. Она направлена на выявление одаренных детей и определение перспективных направлений достижения высоких результатов на основе изучения задатков и способностей спортсменов, их индивидуальных особенностей.
Система спортивного отбора в пулевой стрельбе, как, впрочем, и в любом другом виде спорта, представляет собой комплекс педагогических, психологических, социологических, медико-биологических и других видов исследований, в ходе которых выявляются задатки и способности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют требованиям избранного вида спорта.
Известно, что спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс. В нашей стране разработана и успешно внедряется система спортивного отбора, начинающаяся в детском возрасте и завершающаяся в сборных командах страны для участия в соревнованиях самого высокого уровня. Отбор осуществляется в четыре этапа. Это в полной мере относится и к пулевой стрельбе.
I этап – первичный - индивидуальный отбор при зачислении в спортивную школу.
II этап – выявление наиболее перспективных учащихся по результатам контрольных испытаний (промежуточная аттестация по итогам учебного года).
III этап – отбор детей при переходе на тренировочный этап и этап совершенствования спортивного мастерства по результатам итоговой аттестации по завершении этапа начальной подготовки.
IV этап – отбор лидеров в сборные команды города, области, федерального округа, России.
На первом этапе происходит массовый просмотр и отбор детей из числа желающих заниматься пулевой стрельбой для зачисления детей в группы начальной подготовки. Отбор в группы начальной подготовки – это очень ответственное мероприятие, которое в дальнейшем во многом определяет эффективность работы тренера-преподавателя и успешность выступлений учащихся школы на соревнованиях.
Как показывает анализ спортивной практики, в настоящее время осуществление спортивного отбора и прогнозирования успешности выступлений спортсменов еще недостаточно эффективны. По мнению современных ведущих специалистов, в пулевой стрельбе прогноз результативности спортсменов оправдывается на 40-60%.
В связи с этим наиболее спортивно одаренные дети не всегда попадают в спортивные школы, которые реализуют программу «Пулевая стрельба», а достижения занимающихся оказываются гораздо ниже ожидаемых. Особенно важным является содержание первичного отбора кандидатов в детские спортивные школы.
На этом этапе отбора имеет смысл остановиться подробнее, так как проведение индивидуального отбора для зачисления детей на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта стало явлением новым и потому требующим выработки определенных механизмов его осуществления.
В соответствии с нормативными документами, которые регламентируют процесс зачисления детей в спортивные школы на современном этапе, в учреждениях разрабатываются различные тесты для проведения индивидуального отбора. Это такие упражнения, как: прыжки со скакалкой без остановки, отжимание от пола, бег – 500 метров, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед, стоя на возвышении, стойка на одной ноге – ориентированы на оценку базовых физических качеств поступающих.
Отбирая контрольные упражнения, ориентируются на уровень влияния того или иного физического качества на результативность в пулевой стрельбе, в частности: выносливость, сила, координационные способности, гибкость (они имеют показатель 3 и 2: 3 - значительное влияние;2 - среднее влияние;1 - незначительное влияние).
Учитываются также нормативные требования для зачисления на этап начальной подготовки, представленные в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта пулевая стрельба.
Однако современные методики отбора, помимо оценки уровня проявления базовых физических качеств, предлагают такие критерии отбора детей для занятий пулевой стрельбой, как:
1) состояние здоровья детей, в том числе острота зрения, отсутствие нарушений осанки;
2) возраст ребенка – 10-12 лет;
3) свойства психики – оцениваются путем тестирования и наблюдения;
4) специализированные двигательные способности –способность сохранять устойчивость статического равновесия оружием и без него, способность к концентрации внимания и осуществлению реакцию выбора на появляющийся сигнал.
Для оценки специализированных качеств предлагаются различные методики, например удерживание стрелкового оружия, сохраняя колебательные движения в пределах минимального диаметра относительно центра пневматической мишени №8 в течение 3 секунд ( это исследование проводится с использованием стрелкового тренажера «СКАТТ»); выполнение упражнения «поза Ромберга» (положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками и его модификации) на максимальное время ее удержания; выполнение упражнения «изготовка для стрельбы» с оружием в положении стоя на длительность удержания положения; оценка способности концентрировать внимание и осуществлять реакцию выбора на появляющийся сигнал с помощью различных, в том числе компьютерных тренажеров.
К сожалению, реализовать предложенную методику не всегда оказывается возможным, однако даже минимальное количество тестов, ориентированных на выявление как базовых, так и специализированных способностей позволяет добиваться более высоких результатов.
К числу позитивных факторов, позволяющих повысить эффективность первичного отбора, стало введение в практику Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В этом году, в рамках его апробации, тысячи детей выполняли нормативы по пулевой стрельбе. Возможность наблюдать за их поведением во время осуществления выстрела, реакцией на результат, уровнем результативности стрельбы, способствует составлению правильной характеристики будущего стрелка. Массовый просмотр детей в таких условиях позволяет осуществить предварительный прогноз и предложить пройти индивидуальный отбор для занятий пулевой стрельбой.
Критерии отбора. Первоначально при отборе особое внимание тренер обращает на физические, психомоторные, психологические показатели будущего спортсмена, его возраст, состояние здоровья.
На последующем этапе для более углубленного отбора также используются общие и специальные критерии.
Общие критерии:
антропометрические показатели, работоспособность, утомляемость, уровень развития функциональных возможностей организма, свойства внимания и др.); степень овладения техникой своего вида на уровне контрольных нормативов, способность переносить возрастающие специфические нагрузки;
психические качества личности (темперамент, эмоциональная уравновешенность, выдержка, самообладание, психическая выносливость и др.); реакция на сбивающие факторы (дождь, ветер, температура воздуха, зрители и др.); посещаемость тренировок, дисциплина и др.
Специальные критерии:
психическая надежность спортсмена в ответственных соревнованиях, способность реализовать свои потенциальные возможности в условиях острой конкуренции; соответствие модельным характеристикам; физическая, техническая, тактическая, моральная и специальная психическая, интеллектуальная подготовленность на уровне актуальных требований.
Пулевая стрельба – сложный вид спорта, требующий терпения, многократного повторения одних и тех же упражнений, достаточно длительного нахождения в неподвижной, статичной позе. А детям чаще всего хочется просто «стрелять» и «попадать в цель». То, что результат в стрельбе сопряжен с напряженной физической и психической работой, приводит к снижению интереса к занятиям.
Сознательный выбор ребенком пулевой стрельбы, сопряженный с прохождением индивидуального отбора и выявлением задатков и способностей, которые могут развиться в ходе тренировочного процесса, повышают эффективность работы в тренера преподавателя и учащегося.
Однако собственно только первичный отбор не определяет успеха образовательной деятельности, после его проведения рекомендуется наблюдать за годовым приростом результатов детей в контрольных стрельбах и контрольных соревнованиях, посещаемостью тренировочных занятий, желанием продолжать активно заниматься пулевой стрельбой и добиваться дальнейшего прогресса в спортивных достижениях.
Индивидуальный подход повышает результативность образовательной деятельности в группах начальной подготовки. Вырастает показатель сохранности контингента, показатели контрольных стрельб и контрольных соревнований.
Заключение
Методики спортивного отбора разрабатываются в различных видах спорта. Проблема первичного отбора детей для занятий пулевой стрельбой пока мало исследована. Сложившаяся методика первичного отбора детей для занятий пулевой стрельбой основана на оценивании отдельных качеств и способностей, имеющих невысокую взаимосвязь с успешностью соревновательной деятельности спортсменов-стрелков и подверженных заметному изменению в процессе тренировки, что существенно снижает эффективность выявления наиболее способных юных спортсменов. В то же время обострение соперничества в спорте, прогресс спортивных достижений, совершенствование тренировки, усовершенствование специальных технических средств вызывает острую необходимость разработки доступной методики первичного отбора детей для занятий пулевой стрельбой на современной основе.
На практике тренеры ориентируют содержание методики первичного отбора на оценку состояния здоровья, уровня общефизической подготовленности и оценку особенностей психики, мотивации для занятия стрелковым спортом. Остальные критерии и факторы при проведении отбора носят эпизодический характер.
Список литературы:
1. А.С. Кривцов, М.И. Чурносов, Ф.И. Собянин, В.В. Сокорев, Теория и практика физической культуры. – № 9. – 2007. -С. 30-32.
2. А.С. Кривцов. Комплексная форма отбора в пулевой стрельбе.
3.А.С. Кривцов, Е.С. Палехова, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. №4. – 2008. – С. 64-67.
4. Л.М. Вайнштейн, Стрелок и тренер – М.: Изд. ДОСААФ, 1977.
5. Л.М. Вайнштейн, Основы стрелкового мастерства– М.: Изд. ДОСААФ, 1960.
6. Ю. Шилин, Спортивная пулевая стрельба. Изд. Дивизион, 2012 г.
7. А.А. Юрьев, Пулевая спортивная стрельба. Физкультура и спорт, 1973г.
8. М.П. Шпак, Физическая и психологическая подготовка стрелка. М.: ДОСААФ, 1979.
9.З.Пельжа, В. Гут, Общефизическая подготовка стрелка, Стрелковый союз России, 2014г.
10. М.Я. Жилина, Методика тренировки стрелка-спортсмена, ДОСААФ, 1986г.