12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебодаев Эдуард Анатольевич420
работаю с детьми ОВЗ, учитель высшей категории
Россия, Хакасия респ., с.Аскиз
2

Статья: РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES (INTELLECTUAL DISABILITIES)

     В статье рассматривается опыт организации работы по воспитанию детей с нарушением интеллекта через физическую культуру.

     The article considers the experience of organizing work on education of children with intellectual disabilities through physical culture.

     Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети с нарушением интеллекта, физическое воспитание, физическая культура.

     Keywords: children with disabilities, children with intellectual disabilities, physical education, physical culture.

     Воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

     Цель физической культуры-это физическое воспитание детей с ОВЗ (нарушением интеллекта). Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции детей с ОВЗ в общество.

     При ум­с­т­ве­нной отсталости стра­дают не только высшие психические функции, но и эмо­ции, воля, поведение, в не­ко­торых случаях физическое развитие, хотя на­и­бо­лее нарушенным является мы­шление, и прежде всего, способность к от­влечению и обобщению. Процесс воспитания в нашей школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с нарушением интеллекта. Ребенок с нарушением интеллекта с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. И от нас педагогов во многом зависит становление наших воспитанников в настоящем и в будущем достойных граждан нашей Родины. Одним из факторов воспитания наших воспитанников является в школе-физическая культура и спорт.

     Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы.

     В нашей школе основной формой физического воспитания для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) является уроки физической культуры, где занятия проходят по таким разделам как: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, настольный теннис, национальные игры и состязания хакасского народа. С детьми третей и четвертой группой здоровья занимаемся ЛФК (гимнастические упражнения, идеомоторные упражнения, упражнения на тренажерах, спортивно-прикладные упражнения, дозированные игры). Кроме уроков физкультуры проводится внеклассная работа: в течение учебного года проводим спортивные мероприятия: «День здоровья» в сентябре и в мае, первенство школы по легкой атлетике в сентябре и в апреле, первенство школы по мини-футболу, кубок школы по мини-футболу, силовое троеборье, первенство школы по шашкам, дартсу, пионерболу, баскетболу, настольному теннису, спортивные эстафеты «Мама, папа и я-спортивная семья», «Веселые старты», «Аскизский ниндзя», «Смотр песни и строя!» и т.д. Кроме школьных мероприятий дети участвуют в районных соревнованиях по мини-футболу, легкой атлетике. Систематически проводим товарищеские встречи по мини-футболу с другими школами нашего района. Наши дети регулярно на уроках физкультуры и на внеклассных мероприятиях играют в игры и состязания хакасского народа. В марте в школе совместно с работниками культуры ДК проводим культурно-спортивное мероприятие для детей «Чыл пазы». Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

     Ребята регулярно посещают бассейн МАУ СК «Афалина», плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка.

     Средствами физического воспитания детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) являются: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), спортивные и подвижные игры, плавание, элементы единоборств из национальной борьбы «Курес».

     Включаясь в оздоровительную и воспитательную работу, я стараюсь создать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

     Таким образом, воспитывая ребенка с нарушением интеллекта через физическую культуру необходимо обеспечить ученику с ОВЗ не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни.  А так же воспитывать такие качества: развитие воли, силы духа, стремления к победе, коллективизма. Все это дает положительные результаты, которые помогают детям, адаптироваться к новой среде, новому коллективу при выходе во взрослую жизнь.

 

Литература

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. – М., 2014 – 61 с.

2.      Дмитриев А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями:-Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-320с.

3.      Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития (легкая атлетика): Учебно-методическое пособие/Н.О. Рубцова, В.А. Ильин (Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, подпрограмма «Дети-инвалиды» Федеральной целевой программы «Дети России», РГУФК).-М., 2004.-152с.

4.      Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.-М.: Учебная литература,1997.-320с., ил.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.