Сценарий иммерсивного похода в лес всей семьей «Приключенческий лес»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Сценарий иммерсивного похода в лес всей семьей
«Приключенческий лес»
Посвященный году семьи в России.
г. Хабаровск
2024 г.
Пояснительная записка.
Цель: Формирование здорового семейного отдыха детей и родителей, укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия учреждения образования и семьи.
Задачи:
1. Формирование командного духа, сплочения, взаимопомощи и поддержки друг к другу.
2. Приобщить родителей к жизни и интересам детей, показать им значимость общения для всестороннего развития детей.
3. Формировать интерес к туризму, как средству активного семейного отдыха.
4. Воспитывать бережное отношение детей к природе родного края.
Маршрут: маршрут выбирается в зависимости от уровня подготовки участников. Данный сценарий можно применить к любой местности.
Длительность похода: 4-5 часа.
Участники: учащиеся театра студии «Диалог» (1-4 класс) и их родители.
Форма проведения: пеший туристический поход.
Оборудование: колонка музыкальная, 5 свитков с заданиями, 5 лент разного цвета для заданий (красная, зеленая, синяя, желтая, голубая), кольца в цвет к лентам.
Семейные туристические походы — это хороший способ взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования.
Наш образцовый театр-студия «Диалог» регулярно практикует семейные мероприятия различной направленности. Это походы в лес, сплав по реке, литературные вечера, квесты, совместные выходы в театр, кино, на спектакли. Родители очень активно принимают участия во всех предложенных нами мероприятиях, а иногда и сами являются их инициаторами. Такие семейные мероприятия оказывают огромное значение на развитие личности ребенка и взаимоотношений в семье.
В этом году педагогами нашей студии было принято решение провести туристический поход. Но хотелось сделать его интересным и запоминающимся, отличительным от всех остальных. Так пришла идея иммерсивного туристического похода.
Очень часто слово иммерсивный можно услышать в сочетании со словами театр, спектакль. Это такие театральные постановки, где зрители становятся участниками всего происходящего вокруг них. Но теперь все чаще можно услышать сочетание «иммерсивный туризм». Иммерсивный туризм – это совмещение театральной постановки, игрового квеста и путешествия. Это действие с погружением, где дети и родители оказываются участниками всего происходящего вокруг них сами этого не подозревая.
Так и пришла идея опробовать на себе новый вид туризма с погружением в иммерсивность превратив наш поход в путешествие с приключениями. Такие походы сближают родителей и детей, они дают возможность научится взаимопониманию, взаимопомощи и поддержки друг к другу. Формируют командный дух, помогает сплочению коллектива.
В поход приглашались учащиеся студии в возрасте от 7 до 11 лет вместе с родителями. От образовательной организации в поход идут руководитель студии и 2 педагога.
Про сценарий и заготовленные для детей и их родителей задания знают только педагоги, организатор и 2 родителя которые помогают разыгрывать эти ситуации.
Описание похода:
1. Сборы. В день похода педагоги, родители и дети собираются в точке старта. Педагоги и организатор похода (человек который остается невидимым для всех в течении всего путешествия) прибывают на место встречи раньше, так как нужно время для подготовки заданий и тайников. Выбираем подходящие места и прячем задания. При движении по маршруту в начале колоны идут педагоги, а в конце те родители, которые в курсе сценария. Если вдруг дети и родители не смогут в процессе движения найти задание (свиток), то родители в конце колоны помогают найти его, так как знают сценарий.
Проводится инструктаж по технике безопасности, проверяем что бы одежда и снаряжение соответствовали походу и погоде. Далее рассказываем наш маршрут и места остановок. Для всех участников (кроме 2-х родителей которые в курсе сценария) это обычный пеший туристический поход. На маршруте будет 3 остановки (привала).
2. Отправление по маршруту. Выдвигаемся по маршруту все вместе, первыми идут педагоги и рассказывают интересные факты о месте, в котором сейчас находятся. Далее педагоги вспоминают легенду об этих местах.
Педагог 1: «С этими местами связанно много интересных историй и легенд. Существует легенда о древнем лесном духе. Он является повелителем местных лесов и попечителем охотников и рыболовов. Живет он в глухих заброшенных местах, укрывается в густых чащах и открывается только преданным и добрым людям. Зовут его Леший. О нем ходят множество историй, о том, как он обманывал людей сбивал с дороги, и они блуждали в лесу, но есть и хорошие где он помогал людям.
Педагог 2: «На окраине леса стояла небольшая деревня. Дети с этой деревни начали пропадать в лесу, и местные жители опечалились. Но однажды в лесу появился старик и рассказал людям о том, что видел, как Леший помогал детям убежать от страшного зверя, а в обмен он просил их не вредить лесу и животным.
Жители деревни пошли в лес и стали просить о помощи Лешего оставив ему подарки и пообещав бережно относится к лесу и всему живому в нем. Дети стали возвращаться. С тех пор как история о Лешем стала известна, в деревне появился обычай каждый год оставлять подарки и еду в лесу, чтобы отблагодарить Лешего за его помощь.»
Педагог 3: «А вы как думаете Леший существует? (дети кричат скорее всего НЕТ, что нам и нужно). Существует не существует мы точно не знаем, я вам рекомендую вести себя в лесу хорошо, а то пошутит с нами Леший!!
Дети и родители продолжают идти по маршруту. Во время движения по маршруту нас сопровождают странные звуки, как будто мы не одни в лесу (звуки идут из колонки, с которой организатор прячется и тайно сопровождает весь поход детей и родителей).
3. Привал (первый привал через 20-30 мин похода, в зависимости от сложности маршрута). На первом привале мы отдыхаем 10-15 минут, пьем воду (кушать не рекомендуем, что бы идти далее не было тяжело).
Во время привала дети должны найти первый свиток, перевязанный красной лентой, это первое послание от Лешего. В послании прописано следующее:
«Записку вы мою нашли, ведь в гости вы ко мне пришли,
И справиться вам предстоит с заданьем
Пройти вашей большой компанией
Лесной маршрут, и отыскать пропажу вашу
Иначе педагог Ваш станет нашим.
Леший».
Пока все читают послание и пытаются в нем разобраться, один из педагогов «пропадает» (педагог уходит с маршрута тайно от всех, и далее следует с организатором).
Педагог 2: «Из послания от Лешего нам становится ясно что он решил поиграть с нами и спрятал нашу Марию Ивановну. Придется нам ее искать. Ну что отправляемся в путь?»
4. Продолжение следования по маршруту. Время следования до следующего привала 20-30 мин.
Во время движения нас так же сопровождают странные звуки и одному из участников похода приходит смс от Марии Ивановны на телефон с текстом «Помогите, меня спрятал Леший. Ищите яркие полосы». Далее телефон педагога становится недоступным. Позвонить и спросить где она мы не можем.
Педагог 3: «В сообщении Марии Ивановны была фраза «Ищите яркие полосы». Как вы думаете, что она означает?»
Дети и родители озвучивают свои варианты. Эта подсказка о лентах на свитках. Если родители и дети не догадались, то нам нужно их подсказками вывести на правильный ответ.
Педагог 2: «Да, я тоже думаю, что речь идет о лентах на свитках. Получается у нас есть уже одна красная лента.»
Педагог 3: «Интересно как они нам помогут и что нам нужно с ними сделать?»
Все следуют по маршруту 20-30 минут. В процессе движения участники должный найти еще один свиток с синей лентой (он может быть привязана к дереву, или спрятана в другом месте). Разворачиваем свиток в нем у нас задание от Лешего.
«Ноги выше поднимай с песней путь свой продолжай
Леший.»
Педагог 2: «Так друзья, как думаете, что от нас хочет леший?»
Дети и родители предлагают свои варианты.
Педагог 3: «Да, мне тоже кажется, что он хочет, чтобы мы спели песню! Предлагаю исполнить гимн нашего театра. Пусть Леший посмотрит какие мы сплоченные и дружные».
Участники похода продолжают свой путь с песней.
5. Привал. Остановка, вынужденная так как мы находим еще один свиток с зелёной лентой. На данном привале мы читаем задание, пьем воду, 15-20 минут отдыхаем. Послание от Лешего:
«Ты теперь не пешеход, ты турист
И в свой поход собери рюкзак с собой.
К непогоде будь готов
Как бы лес не был суров»
*Разделитесь на две команды. От каждой команды выбирается представитель, которого будут собирать в поход. Участники должны по очереди подбегая к представителю своей команды положить ему какую-то вещь в рюкзак или дополнить его образ туриста.
Я как Леший оценю лучшего туриста.
Леший.
Педагоги помогают распределиться участникам похода на две команды. Далее по 1 представителю от команды отходят на другую сторону. После того как «туристы» будут готовы мы их показываем Лешему.
Педагог 2: «Дорогой Леший посмотри каких мы туристов собрали, они точно в лесу не пропадут».
6. Продолжение следования по маршруту. Время следования до следующего привала 20-30 мин. Все идут, любуясь природой. Участники похода находят еще один свиток с желтой лентой. В свитке мудрость от Лешего:
«Лес беречь – сегодня это
Цель важней которой нету.
Если лес не сохраним
Жизнь угаснет вместе с ним
Леший»
Участники продолжают путь рассуждая о мудрости, которую получили от Лешего.
7. Привал. Это последняя остановка, на которой участники похода находят последний свиток с голубой лентой, выполняют задание, к ним возвращается Мария Ивановна. Далее все отдыхают, кушают, пьют.
Участники находят последний свиток с голубой лентой:
«На деревьях кольца отыщите
К ним завязки привяжите.
И костер умело разведите
А затем свою пропажу отыщите
Леший»
Педагог 3: «ну что у нас снова задание от лешего и не одно».
Педагог 2: «давайте посмотрим сколько лент мы собрали. Так у нас 5 лент: красная, зеленая, синяя, желтая, голубая».
Педагог 3: «По заданию Лешего нам нужно их привязать к кольцам. Давайте их отыщем» (стараемся спрятать кольца так, чтобы все потрудились их поискать и не только дети).
Участники находят все кольца и привязывают к ним ленты.
Педагог 2: «теперь по заданию нам нужно развести костер. Давайте насобираем хвороста для костра».
Участники собирают ветки и разводят костер, возле которого после и будет происходить отдых. Если в вашем регионе стоит запрет на разведение костра, то можно собрать костер, но не поджигать. Показать свое умение Лешему. Либо заменить на другое задание.
После всех выполненных заданий к участникам выходит Мария Ивановна и рассказывает, как ее похитил Леший.
Мария Ивановна: «Лешему очень скучно в лесу, а тут мы пожаловали в гости, и он решил с нами поиграть. Спрятал меня и вас проверял. Ко мне он относился хорошо, кормил ягодой, рассказывал истории».
Все участники устраиваются у костра. Можно покушать, рассказать интересные истории, спеть песни.
Далее все собираются в обратный путь. Дорога до места старты без заданий и с 2 остановками.