Сценарий литературного мероприятия «Мораль сей басни такова…»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Сценарий литературного мероприятия
«Мораль сей басни такова…»
посвященный 255-летию со дня рождения И. А. Крылова.
г. Хабаровск
2024 г.
Пояснительная записка.
Цель мероприятия: Обобщить и систематизировать знания о басне как литературном жанре, посредством изучения и инсценировок басен И.А. Крылова.
Задачи:
1.Способствовать расширению кругозора учащихся через знакомство с творчеством.
2. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям для развития и поддержки интереса детей к чтению.
3. Способствовать формированию художественного вкуса, умению выразительно передавать текст.
4. Развивать умение публичных выступлений на сцене, самовыражения и совершенствования художественно-речевых и исполнительских навыков.
Оборудование:
1. Костюмы и декорации для инсценировок басен.
2. Колонка, ноутбук, микрофон.
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Участники: учащиеся театра студии «Диалог» (1-4 класс) и их родители.
Форма проведения: театрально - литературное мероприятие.
Педагог: Давыдова Анастасия Сергеевна.
Театрально-литературное мероприятие проводится в актовом зале на сцене. Ведущий и актеры участвующие в инсценировках басен находятся за кулисами. В зрительном зале сидят учащиеся театра студии «Диалог» и их родители.
За месяц до проведения мероприятия в группах театра студии «Диалог» проводили беседы по творчеству И.А. Крылова. В ходе бесед учащиеся изучали биографию поэта, читали басни, не входящие в школьную программу. Далее выбирали басни для инсценировок, распределяли роли и репетировали.
Ход мероприятия:
Мы чтим Крылова подвиг величавый,
И ум его насмешливо – лукавый,
И русский ясный слог его живой…
А. Сурков
Мероприятие начинается с выхода двух ведущих в образе героев басни «Ворона и Лисица», разыгрывается данная басня на сцене.
По завершению басни ее герои видят, что они не одни, а вокруг зрители (родители и дети). Ходят осматриваются….
Ведущий №1 (Лиса): Ой голубушка, где это мы с тобой? Не наш совсем это лес!
Ведущий №2 (Ворона): И правду говоришь, кар-р-р.
Ведущий №3 (Мальчик): Вы попали на литературное мероприятие театра студии «Диалог» которое называется «Мораль сей басни такова…»
Ведущий №1 (Лиса): Басня? Так мы как раз оттуда.
Ведущий №2 (Ворона): Да, да, да, кар-р-р.
Ведущий №3 (Мальчик): Ребята, а вы поняли о какой басне идет речь??
(дети отвечают).
Ведущий №3 (Мальчик): Правильно ребята, это «Ворона и Лисица».
Ведущий №1 (Лиса): А вы знаете кто написал эту замечательную басню?
(родители и дети отвечают).
Ведущий №1 (Лиса): Какие молодцы, все то они знают.
Ведущий №2 (Ворона): Молодцы, кар-р-р.
Ведущий №1 (Лиса): а насколько хорошо вы знаете басни И. А. Крылова, мы сейчас проверим. (Ведущий просит назвать по очереди, басни, которые они знают)
(Пример: Кукушка и Петух, Зеркало и обезьяна, Ворона и Лисица, Мартышка и Очки, Лебедь, Щука и Рак, Стрекоза и Муравей, Слон и Моська, Кот и Повар, Квартет, Два Голубя, Волк и Ягненок, Мышь и Крыса, Музыканты, Две Бочки, Ларчик, и т.д.
Ведущий №3 (Мальчик): Вот уже более 200 лет басни И.А. Крылова пользуются большой популярностью и изучаются в школьной программе. Иван Андреевич написал 236 басен, и стал известен благодаря им.
Ведущий №2 (Ворона): Родился Крылов 13 февраля и в этом году ему исполняется
255 лет.
Ведущий №1 (Лиса): Басни Крылова просты, но в тоже время имеют глубокий смысл, который будет полезен не только детям, но и взрослым.
Ведущий №3 (Мальчик): а фразы из многих басен стали крылатыми и крепко вошли в нашу жизнь.
Ведущий №1 (Лиса): интересно, а наши гости смогут по крылатым фразам угадать о какой басне идет речь?
Отгадать басню по крылатой фразе:
Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
Ужимки и прыжки «Зеркало и Обезьяна»
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь «Квартет»
Уж сколько раз твердили миру «Ворона и Лисица»
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и Обезьяна»
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. «Лев и Мышь»
Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
Ведущий №1 (Лиса): Какие молодцы, столько басен отгадали.
Ведущий №2 (Ворона): Молодцы, кар-р-р.
Ведущий №3 (Мальчик): Давайте устроим с вами небольшое путешествие по басням И. А. Крылова? (Лиса и Ворона кивают головой, соглашаются) Сейчас наши ребята из театральной студии «Диалог» покажут инсценировки басен.
Играет музыка, артисты выходят на сцену. Смена героев басен проходит под музыку.
1.Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Ведущий: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза: «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
Муравей: «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
Стрекоза: «До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
Муравей: «А, так ты…» —
Стрекоза: «Я без души
Лето целое всё пела».-
Муравей: «Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
2.Инсценировка басни «Кукушка и петух».
Кукушка: «Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
Петушок: «А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
Кукушка: «Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
Петушок: «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
Кукушка: «Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Воробей: Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
3.Инсценировка басни «Мартышка и Очки».
Ведущий: Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Мартышка: «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Ведущий: Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
4.Инсценировка басни «Две собаки».
Ведущий: Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластятся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
Барбос: «Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
«На счастье грех роптать»,
Жужу: Жужутка отвечает:
«Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?»
Барбос: – «Я», отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос:
«Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?»
Жужу: – «Чем служишь! Вот прекрасно!»
С насмешкой отвечал Жужу:
«На задних лапках я хожу».
Ведущий: Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Безбожно льстят, забыв про стыд и честь.
Им не завидуй, если гордость есть.
5.Инсценировка басни «Волк и Ягненок».
Ведущий: У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит:
Волк: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
Ягненок: «Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». -
Волк: «Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» -
Ягненок: «Помилуй, мне еще и отроду нет году», -
Ведущий: Ягненок говорит.
Волк: «Так это был твой брат». –
Ягненок: «Нет братьев у меня». –
Волк: «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
Ягненок: «Ах, я чем виноват?» -
Волк: «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Ведущий: Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
6. Инсценировка басни «Квартет» (На сцену выходят родители).
Ведущий: Проказница Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Мартышка: «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Ведущий: Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Осел: «Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Ведущий: Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
Квартет: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»
Соловей: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
После Инсценировки басни родители остаются на сцене, играет фоновая музыка и читается стихотворение М. Исаковского, в этот момент к ним выходят все остальные участники басен
стихотворение М. Исаковский
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ведущий №3 (Мальчик): Вот и закончилось наше мероприятие, мы были рады всех видеть! Большое всем спасибо! До новых встреч!