Сценарий музыкально-литературной композиции «Ветка яблони» (по мотивам мордовской народной сказки) для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий
музыкально- литературной композиции
«Ветка яблони» (по мотивам мордовской народной сказки) для детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство с литературой и музыкальным искусством мордовского народа.
Программное содержание: совершенствовать исполнительские умения;
развивать память, слух, выразительность речевых и пантомимических действий, творческую самостоятельность; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, желание совершать добрые поступки для других людей, общую культуру личности, связанную с культурой народа.
Методические приемы: исполнение музыкальных произведений (песни, танцы), драматизация, игра.
Музыкальный репертуар:
«Левженские наигрыши»
Танец с яблоневыми веточками под ритмичную мордовскую мелодию.
Шумовой Песня «Мокшень крайнесь» («Мокшанский край»)
Хоровод «Вай, луга, луга!», народная
Песня «Умарина» («Яблоня») , обработка Н.Бояркина
оркестр под мелодию песни «Ваняня» («Ваня»), народная
Песня «Тон ванат» («Глаза в глаза»), музыка и слова А. Панишевой
Игра-хоровод «Вай, сезяка, сезяка» («Ой, сорока, сорока»)
Песня «Луганяса келуня» («На лугу береза»)
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий.
Дети:
Отец.
Старшая дочь.
Младшая дочь.
Медведь (добрый молодец).
Сорока.
Оформление: зал украшен предметами мордовского быта, мордовского ДПИ; часть зала оформлена под сельский домик; дети нарядно одеты; дети-участники драматизации в костюмах персонажей.
Оборудование: атрибуты для драматизации (сельский домик, яблоня и веточки яблони (искусственные), маска, меховая жилетка для медведя, кольцо), инструменты для шумового оркестра.
Предварительная работа: словарная работа (перевод названий мордовских песен); разучивание стихов, песен, подготовка атрибутов, элементов костюмов.
Ход представления:
(В центре зала - сельский домик. Справа стульчики для детей).
Под «Левженские наигрыши» входят дети в национальных костюмах и садятся на стульчики.
Ведущий:
-Шумбратадо, ялгат! Здравствуйте, дорогие гости!
Давно жду вас, поджидаю, сказку без вас не начинаю.
Начинает рассказывать:
-В одном красивом мордовском селе жил мужик. Был он не беден, но и не так уж богат. И было у него две дочери. Девушки очень любили свой край и пели о нем вместе с подругами задушевные песни.
Исполняется песня «Мокшень крайнесь»
(девочки).
Ведущий:
-Однажды под праздник собрался мужик на базар. Спрашивает своих дочерей.
Отец:
-Скажите, дочери мои дорогие, что купить в подарок каждой из вас?
Старшая дочь:
-Купи мне, батюшка, красивый шелковый платок с длинными кистями, да чтоб весь был в цветах!
Отец (младшей дочери):
-А тебе, дочка, что купить?
Младшая дочь:
-Ничего мне покупать не нужно. Привези мне только цветущую веточку яблони!
Отец:
-Да где же я найду сейчас веточку яблони? Ты скажи лучше, что я могу купить тебе?
Младшая дочь:
-Ничего мне не нужно, батюшка, привези только веточку яблони…
Ведущий:
-Задумался старик. Где же взять ему ветку яблони, ведь на дворе стоит осень!
-Во многих местах побывал мужик, купил подарок для старшей дочери, а вот яблони цветущей в подарок младшей дочери нигде не встретил. Долго бродил, устал, свернул с дороги в сторону, присел отдохнуть, да и задремал.
И снится ему чудный сон.
(В центр зала выставляется яблоня (искусственная)).
Исполняется хоровод «Вай, луга, луга!» (все дети).
Ведущий:
-Проснулся мужик и видит не во сне, а наяву: стоит яблонька вся в цвету!
Исполняется песня «Умарина», обработка Н.Бояркина (девочка-солистка).
(Девочка-солистка уходит, выбегают девочки с веточками яблони).
Исполняется танец с яблоневыми веточками под ритмичную мордовскую мелодию.
(Девочки убегают. Веточки яблони остаются в центре зала.)
Ведущий:
-Обрадовался отец! Взял одну веточку, и вдруг откуда ни возьмись - хвать мужика за руку медведь!
Медведь:
-Зачем ты сломал ветку в моих владениях? Отдавай теперь замуж за меня дочь свою старшую, или я вас всех съем!
(Забирает ветки, уходит).
Ведущий:
-Вернулся старик домой печальный. Отдал дочерям подарки и рассказал им про беду свою. Но не согласилась старшая дочь выйти замуж за медведя.
Играет шумовой оркестр под мелодию песни «Ваняня» (часть детей).
Ведущий:
-Встала тут младшая дочь и сказала отцу.
Младшая дочь:
-Для меня ты, отец, сломал эту веточку, мне и отвечать. Я пойду жить во владения медвежьи. Не горюй, тятенька, не печалься! Чему быть, того не миновать…
(Уходит, появляется вместе с медведем)
Ведущий:
-И пошла жизнь своим чередом. Утром встают, вечером ложатся. Жили они так ладно целый год.
Однажды увидела девушка, как медведь снял свой медвежий покров и стал статным молодцем. А утром снова стал медведем. Еще больше приглянулся медведь ей в человеческом обличии.
Исполняется песня «Тон ванат» музыка и слова А. Панишевой (девочка и мальчик- младшая дочь и медведь).
Младшая дочь:
-А сожгу я шкуру медвежью, и тогда медведь навсегда останется добрым молодцем!
(Бросает шкуру в «печку»).
Медведь, превратившийся в молодца:
-Ты сделала большую беду, такую беду, которую ничем не поправишь. Был я заколдован. И три дня оставалось до той поры, чтобы снова я навсегда стал человеком и жил бы вместе с тобой. А теперь прощай!
Младшая дочь (плачет):
-Что же я наделала? Как же теперь быть?
Ведущий:
-Вдруг в окно влетела сорока.
Сорока:
-Не печалься, девушка! Ищи своего возлюбленного среди других людей. Как найдешь, надень ему кольцо это волшебное, и тогда он снова к тебе вернется.
Исполняется игра-хоровод «Вай, сезяка, сезяка» (все дети).
(Девушка находит своего возлюбленного, надевает ему кольцо).
Ведущий:
-Вот так цветущая веточка яблони соединила два любящих сердца. И жили молодые долго и счастливо и до сих пор живут дружной.
-А сказке нашей пора завершаться,
Героям сказки с вами прощаться!
Исполняется песня «Луганяса келуня» (все дети).
Литература:
Мудрова М.М., Пачколина И.П., Мирская Н.М. «День обычный на дворе», Саранск, Мордовское книжное издательство, 1990.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.