Сценарий воспитательного мероприятия «В гостях в мастерской у кукольного мастера»
МБУДО «Центр детского творчества»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий воспитательного мероприятия
«В гостях в мастерской у кукольного мастера»
Светлана Вячеславовна Гатина
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДТ Алексеевского муниципального
района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
«В гостях в мастерской у кукольного мастера»
Цель: Целью внеклассного мероприятия является объединить знания о народной кукле, как ее использовать в наше время и о семейном ремесле, научить делать куклу из ниток; пробуждение интереса к национальной культуре и традиционной народной игрушке.
Задачи:
- сформировать представление о значении народных традиций в современной жизни;
- изучить истории возникновения русской и татарской народной куклы ;
- развивать интерес к Русским и Татарским обычаям и традициям;
- развивать творческий подход к выполнению работы;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.
Методы обучения: Наглядно-иллюстративный, методические указания к выполнению работы, образцы кукол;
Словесный – рассказ, беседа;
Форма организации: внеклассное мероприятие
Материал: Круг со стрелкой, куклы зерновушки, куклы скрутки, куклы столбушки, куклы из джута на основе бутылки. Для куклы: пряжа бежевого и красного цвета; ножницы; картон.
Рекомендации:
Непосредственно перед началом работы целесообразно сообщить детям немного об истории появления первых игрушек-кукол, а в связи с изготовлением кукол историю их появления, дать задание детям подготовить сообщение о куклах.
Мероприятие рассчитано на детей в возрасте от 8 до 12 лет и их родителей.
Участники мероприятия: Дети и их родители.
Сценарий
Дети вместе с родителями входят в кабинет, где все оформлено, как в мастерской. На столах стоят разные куклы, сделанные своими руками.
Педагог рассказывает:
- Ребята и уважаемые родители, вы сегодня попали в мастерскую, где изготавливают кукол своими руками. Посмотрите, сколько тут разных кукол.
- С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга.
- Куклы были тряпичные или куклы мотанки (узелковые), которые изготовлялись из материи и ниток.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
- Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Еще для этих игрушек, как и для русских, характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.
Все куклы делились на три вида: игровые; обрядовые; обережные.
Родители и дети рассматривают кукол.
- А теперь уважаемые родители присаживайтесь, я вам предлагаю посмотреть игру с куклами и познакомиться с куклами поближе.
Педагог:- Ребята, давайте поиграем в игру.
Игра-занятие «Раз, два поверни, и про куклу расскажи! »
Дети стоят вокруг стола, на столе лежит круг с вращающейся стрелкой, вокруг него стоят куклы. Куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажем. Ребенок крутит, берет куклу, на которую указала стрелка и от имени куклы рассказывает про нее все, что знает.
Ребенок 1: - Я кукла «Желанница». Кукла - помощница в воплощении мечты и желаний. У меня длинные, распущенные волосы - символ силы, магии, плодовитости и энергии, или платье украшено длинными нитями. К нитям или волосам пришивают бусинки или привязывают ленточки, загадывают желания, подносят к моему лицу зеркальце и произносят: «Гляди, какая ты красавица, а за подарочек мое желание исполни". Тогда я желание исполню. После чего меня нужно спрятать ...
Ребенок 2: - Подорожница. Я защищаю человека в пути. У меня должен обязательно быть небольшой мешочек. В него нужно положить горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Еще добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.
Ребенок 3: - Я кукла Ведучка. Я помогала поддерживая мать и обеспечивая контакт с ребенком. Кукла держит за руки младенца. Руки женщины и малыша объединены, что означало крепкую духовную связь между ними.
Ребенок 4: - Крупеничка, еще называемая Зернушкой, я помогала кормить семью. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно заменяя, старое зерно на новое.
Ребенок 5: - Успешница представляла собой мотанку с обязательным атрибутом – сумкой.
Чтобы стать успешным, нужно прямо сказать оберегу о том, что хотите получить. Если нужна финансовая поддержка, положите в сумочку монетку.
Ребенок 6: - У хозяйки будет всё спориться и ладиться, когда на кухне поселится куколка "Помощница".
Я помогаю хозяюшке содержать кухню в порядке. Помогу своей обладательнице быстро и легко, а главное, вкусно приготовить обед и удивить домашних вкусной едой. Кукла не позволит пирогам подгореть, и не даст прокиснуть молоку.
Ребенок 7: - Утешница. Появилась эта кукла давно. Я успокаиваю маленьких детей. Но когда дети ложились спать куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем-то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся.
Педагог:- Молодцы, теперь вы знаете какие куклы, бывают, какое их предназначение.
- А сейчас я вам предлагаю изготовить куклу из пряжи, которую можно использовать как украшение домашнего интерьера, как подарочный сувенир.
Дети и родители рассаживаются за столы, где приготовлен материал для изготовления кукол.
Педагог: Сначала выполним несколько заготовок для будущей куколки. Для этого нам потребуется картон, на который мы будем наматывать бежевую пряжу. Сделаем 3 заготовки, одна из которых будет толще двух других. Теперь каждую из них разрезаем в нижней части, после чего снимаем с картона.
- Из самой большой будем делать туловище, а 2 другие потребуются для косы и создания рук. Берем 2 заготовки – толстую и тонкую, перекрещиваем их между собой.
- Половинку тонкой заготовки отворачиваем обратно, из нее потом мы будем плести косу. Толстую заготовку также складываем пополам (это будет туловище куколки). Берем небольшой кусочек красной нити и перевязываем место соединения двух заготовок. Так мы сформировали голову куколки. Из верхней (тонкой) части будем плести косу, которую потом зафиксируем несколькими узелками красной нити. А кончики бежевой пряжи аккуратно подровняем ножницами.
- Далее берем третью заготовку, из нее будем делать руки. Но предварительно перевяжем ее с одного края красной нитью.
Потом плетем косу и в конце снова фиксируем несколькими узелками красной нити. Вставляем получившуюся косу горизонтально между основной заготовкой туловища. Берем красную нить и перевязываем снизу. Затем делаем несколько перекрещивающихся узелков, таким способом мы соединим между собой руки и туловище у нашей поделки.
Куколка с косой из ниток готова.
Педагог: - Молодцы, ребята и уважаемые родители. Пусть эта куколка принесет вам счастье. Ну, вот и закончилось наше путешествие по мастерской, что интересного вы узнали? Что больше всего запомнилось? Нам пора прощаться, до свидания.
Используемые интернет источники.
1. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-kukly-oberega-iz-nitok-na-zdorove.html
2.
https://www.livemaster.ru/topic/1047705-vidy-slavyanskih-kukol-motanok