12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольховченко Эльвира Анатольевна638
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

«Стилизация образов птиц»

Автор работы: Ольховченко Эльвира Анатольевна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ, с.Кочубеевское

Птицы в символике и мифологии.

Птицы в символике и мифологии обладают преимущественно позитивным значением. «Птицы выступают как особые символы божественной сущности, духа, неба, солнца, ветра, облака. Выражают собой идею свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между космическими зонами – души, духа жизни. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических».(8)

Птицу повсеместно использовали для выражения идеи свободы, обозначение души при её отделении от тела или отделении духовного начала от земного. Благодаря своим крыльям близкие к небу существа часто служили олицетворением человеческого желания освободиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Образы птиц часто представляют освобождённую от плоти человеческую душу; так же можно толковать изображения птицы с человеческой головой или птицеголового человека.

Из-за их способности подниматься ввысь, а так же видеть далеко они часто становились символами божественности, власти, победы; по всему миру птицы являются посланниками богов.

«Птицы как посредники божественного волепроявления играли значительную роль в прорицаниях жрецов Древнего Рима, которые давали толкования птичьему полёту. Птица, борющаяся со змеёй, олицетворяет преодоление низменных инстинктов посредством духовного начала. В древнеиндийских легендах говориться, что на древе мира сидят две птицы: одна поедает плоды (символ активной жизни), другая – созерцает (символ стремления к медитации)».(9)

На мировом древе или древе жизни место птицы на его вершине. В качестве птицы мирового дерева в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орёл, иногда обозначаемый как гром – птица, реже – некий обобщённый образ большой «главной» птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Многие мифологические и сказочные тексты, а также произведения изобразительного искусства изображают поединок птицы и змеи, в котором птица выступает как пернатый помощник бога.

Образы птиц в славянской мифологии.

Образ чудо-птицы - мифологический, поэтический, изобразительный – веками формировался в сознании людей.

На Руси всем чудо-птицам – от древнеславянской Сирин до русской Жар-птицы – отводилась особенная роль ритуальных оберегов-покровителей. Они предохраняли дымоход от проникновения в дом нечистой силы. Образы фантастических чудо-птиц с орлиными головами и человеческими ногами, русальскими хвостами и ликами людей можно и сегодня встретить на наличниках, фронтонах изб.

Пернатые почитались у славян-земледельцев в самых красочных обрядах, посвящённых духам плодородия, весеннему обновлению природы. По их полёту определяли погоду, прогнозировали будущий урожай, загадывали на судьбы людские. С птицами приходили в славяно-русские поселения многие народные праздники аграрного и семейно-бытового цикла.

«Однако далеко не все птицы на Руси слыли добрыми покровителями людей. Та же изящная, безобидная вроде бы ласточка, влетевшая вдруг в распахнутое окно деревенской избы, представлялась вестником смерти. Сова являла собой дьявольское олицетворение нечистой силы, погибели. Недаром говорят: «Увидел совушку – быть вдовушке»…Галка сядет на крышу – быть в доме пожару. То же, если кукушка летает по деревне. А крик филина близ избы – первый предвестник беды».(5)

И всё же образ необыкновенной чудо-птицы представляется в мировой культуре оберегом доброго покровительства.

Среди многочисленных направлений русского народного прикладного декоративного искусства нашего времени особенно выделяются чудо-птицы. Особенной популярностью пользовались они в промысловой мелкой пластике, попросту в народной глиняной игрушке. Всюду увидим мы фигурки птиц, где ярко расписанные, а где покрытые глазурью, но везде дивные, очаровывающие и неподдельно искренние. Дарили такие изделия друг другу в знак расположения и добрососедства. Считались рукотворные фигурки оберегами. И если эти ритуальные изделия не отпугивали от крестьян злых духов, то, во всяком случае, делали их быт более радостным и осмысленным.

Птицы в русских вышивках и сказках.

Одним из самых распространённых героев русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы-павы, то в виде изящной утицы или грациозного лебедя, плывущих по волнам. Птица вбирала в себя множество различных символов приносящих добро человеку.

Неразрывно с женским началом жил в птице и символ плодородия, символ матери, охраняющей своих птенцов и устраивающих дом, гнездо.

Животворные силы воды, питавшие землю, воспринимались народными мастерицами в виде различных водоплавающих птиц, а сами воды в виде зигзагообразных полос.

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся с языческих времён как оберег, очистительная сила, также изображался в образе птицы с блещущим радужными красками оперением и роскошным хвостом, пышущим жаром.

«В народных русских сказках утренняя заря представлялась в образе блестящей златокрылой птицы, а одно из преданий повествует, что у солнца есть две вечно юные божественные сестры – заря утренняя и заря вечерняя. Они свет, рождаемый солнцем, поэтому постоянно находятся при своём божестве и прислуживают ему. Их совместные изображения известны издавна. Подобно солнцу, зорям приписывается творческая плодородящая сила, которую они разливают на природу».(10)

Человека, жившего в неразрывной связи с матерью-природой, отличало живое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Выражалось оно в соединении природных явлений по обобщающему признаку или свойству, в том, что сейчас мы называем метафорой.

Так солнце представлялось ещё птицей, поскольку они парят в небе. Явления окружающего мира обобщались в художественных образах, а само мировоззрение было связано с мифом, обрядом и культом.

«Златокрылая, огненная, светозарная птица-солнце, жар-птица или птица-пава, как её называли в народе, то сидит на «дубе - стародубе», то летит над землёй и роняет из своего хвоста перья-лучи. А птица-солнце связанна с вешней порой года: одна из загадок особо подчёркивает расправленные во все стороны перья-лучи, которыми весной согревает она «всякое зелье», что прорастает на земле. На вышитых вещах птица почти всегда изображена с поднятыми крыльями и расправленными перьями со знаками солнца, света, огня и плодородия»(2)

Стилизация в декоративно – прикладном искусстве.

При создании декоративных композиций чаще всего используется метод творческой стилизации. Другим названием этого важного художественного метода могла быть интерпретация – художник смотрит на обьект, интерпретирует его и эмоционально передаёт его так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа.

«Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего напрямую нет в природе, окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир.»(1)

Декоративная композиция – это композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Особенности декоративной композиции.

Прежде чем приступить к разработке выбранного мною мотива, я решила более тщательно изучить принципы стилизации и законы построения декоративной композиции.

Композиция в декоративно-прикладном искусстве имеет свои особенности. Создавая декоративный мотив или стилизуя его, т. е. перерабатывая природную форму в упрощённую или усложнённую, мы добиваемся изображения, отличающегося обобщённостью форм, орнаментальностью, цветовой насыщенностью, причём цвет может быть реальным и условным.

«Декоративная композиция организуется ритмами, пластическими объёмами, цветовыми пятнами, интенсивностью звучания цвета, выразительностью линий».(6)

К рисунку в декоративном искусстве особые требования: мы не прибегаем к передаче пространственности и освещения, мотив не погружён в среду, поэтому на его конфигурацию и оформление обращается особое внимание. Рисунок определяет технология исполнения.

Для того, чтобы изображение стало декоративным мотивом, прежде всего производится отбор, отсечение лишних форм. Для формообразования отбирается самое главное. Мотив необходимо сделать плоским, «уложить» на поверхность.Выбор ракурса может быть условным. То есть на одни части изображения мы смотрим как бы сверху, на другие сбоку. Это избавляет от сложного поворота, достигается ясный, красивый силуэт.

«В результате композиционного поиска мы получаем декоративную форму с определёнными свойствами, основными из которых являются соподчинённость частей, статичность или динамичность, композиционное равновесие, гармоническая целостность.»(7)

Описание творческих работ.

Изучив и исследовав теоретические материалы по декоративной стилизации и композиции, я решила выполнить три мотива с изображением птиц. Моя основная задача - стилизовать образы птиц в различной манере.

Общим моментом всех трёх панно является парное изображение птиц. Соприкасаясь клювами и смотря друг на друга они выражают идею любви и гармонии.

Работая над образами, я старалась выдержать каждую работу в присущей ей стилистике. Панно «Журавушки» выдержанно в фольклорном стиле: это холщовая ткань для фона, тесьма с растительным орнаментом, деревянные бусины, элементы вышивки. Простые, конструктивные линии, без излишеств и мелких деталей – основа композиции данной работы. В целом панно ассоциативно направляет зрителя к славянской культуре, к тем знакам и символам, которые встречались на культовых памятниках наших предков – полотенцах, прялках, вышивках.

Панно «Голубки» выполнено в нарядно-праздничной манере с использованием разнообразной ажурной, люрексовой тесьмы и кружев. Дополнением здесь служат стразы, пайетки, блестящие бусины. Фоном служит шёлк голубого цвета, прекрасно контрастирующий с серебристо-золотой гаммой «влюблённой парочки». Пластическое и композиционное решение данной работы направленно на выражение темы Любви.

Панно получились современными и актуальными, благодаря новой и свежей интерпретации давно известного образа и тем современным материалам, которые позволяют выражать любые идеи и замыслы.

Заключение.

Работая над панно «Птицы» я хотела попробовать стилизовать один объект в разной манере и стилистике и проследить, как меняется образ в зависимости от техники и материалов исполнения.

Выполняя панно, я сделала ряд выводов.

Сами материалы порой диктуют композиционное и пластическое развитие работы, в то же время, подчиняясь её тематике.

Переживая и воспроизведя древние образы в новых связях и на новых уровнях, мы воспроизводим гармонию, закономерность целостного восприятия мира в природе.

Зрительная передача традиций есть не просто форма распространения народного искусства, но закон преемственности, восстанавливающий равновесие духа и созидания.

Главной целью декоративной композиции является - достижение максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Творческая стилизация – это создание подлинно нового, того, чего напрямую нет в природе, хотя главным источником для этого нового должен служить окружающий мир.

Творчество функционирует, прежде всего, как необходимость в самом творчестве, потребность в художественной деятельности, в созидании красоты вокруг себя.


Библиографический список.


1 . Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

2 . Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., Советская Россия, 1990.

3 . Жабинская М.П. Составь узор сам, Минск, Пламя, 1992.

4. Жегалова С. К. Русская народная живопись, М., Просвещение, 1984.

5 . Мелетинский Е.М. Мифологический словарь, М., Советская энциклопедия, 1991.

6 . Паранюшин Р.В. Композиция, М., Феникс, 2002.

7 . Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре, М., Март, 2003.

8 . Трессидер Д. Словарь символов, М., Гранд, 1999.

9 . Токарев А.К. Мифы народов мира, М., Советская энциклопедия, 1987.

10. Чикалов А.К. Русское народное декоративно-прикладное искусство, М., Просвещение, 1973.

11. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам, М., Владос, 2000.

12. Журнал. Народное творчество, № 4, 1990.


Приложение 1


t1694854026aa.jpg


Панно «Журавушки». Техника исполнения - коллаж, вышивка.


Приложение 2

t1694854026ab.jpg


Панно «Голубки». Техника исполнения – шитьё тесьмой, стразами, пайетками.





Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.