Судебный процесс на тему «Шпаргалка: благо или зло» (8–11 классы)
Сценарий мероприятия - Судебного процесса на тему: «Шпаргалка: Благо или Зло» |
|
Современный динамично изменяющийся мир предъявляет к знаниям школьников все новые требования, которые, увы, с годами не становятся проще. Это и побуждает ребят придумывать и изобретать различные способы и возможности, так сказать, упрощения учебы. Одним из таких, на мой взгляд, гениальных школьных изобретений является шпаргалка. Интересно, а в наш век современных компьютерных технологий ребята пользуются обыкновенными шпаргалками? В поисках ответа передо мной встал ряд вопросов:
Что такое шпаргалка?
Когда появились первые шпаргалки и кто их придумал?
А как ребята и взрослые относятся к шпаргалкам?
Шпаргалка – благо или вред для процесса обучения?
Актуальность данной темы объясняется универсальностью и востребованностью шпаргалок: поколения до нас, наше поколение и, скорее всего, поколения после нас пользовались, пользуются и будут пользоваться шпаргалками. А ведь от того какие знания приобретают ребята зависит будущее страны.
Объект исследования: участники учебного процесса (ученики, их родители, учителя).
Предмет исследования: процесс изготовления и использования шпаргалок в учебном процессе.
Цель исследования: выявление положительных и отрицательных сторон в использовании шпаргалок.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения ряда задач:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. узнать историю возникновения шпаргалки;
3. разработать анкету, направленную на изучение отношения учеников, их родителей и учителей к шпаргалке;
4. провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;
5. разработать советы ученикам для овладения успешными способами сдачи различных видов итоговых работ и сценарий судебного процесса.
Основу гипотезы составило следующее предположение: шпаргалки являются опорой в школьной жизни ребят, но приносят вред получению прочных знаний по учебным предметам.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и ресурсов Интернет, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, анализ полученных данных. Результаты нашего исследования можно использовать как материал на уроках, занятиях кружков, так и на классных часах и родительских собраниях.
Сценарий
Идет зачёт.
Пришёл черёд:
Шпоры тихо достаём,
Под учебник их кладём.
Спишем быстро аккуратно.
Вскоре уберём обратно
Мария. Добрый день! Сегодня мы хотим защитить свой проект по теме «Шпаргалка: Благо или Зло» в виде настоящего судебного процесса.
Перед началом процесса звучит музыка Баха.
Участники:
Судья: Галяутдинов Тимур
Секретарь: Гатауллин Нияз
Прокурор: Хайдаров Ранэль
Адвокат: Полтаева Мария
Обвинитель: Егорова Ангелина
Обвиняемые: Мубаракшина Алия, Фролов Егор, Тухватуллина Диляра
Секретарь. Прошу всех встать. Суд идет.
Судья. Прошу всех садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Рассматривается гражданское дело №17 по обвинению учеников 10 класса в использовании шпаргалок на уроке обществознания.
Объявляется состав суда.
Дело рассматривает судья Галяутдинов Тимур.
Государственное обвинение представляет прокурор Хайдаров Ранэль
Защиту осуществляет адвокат Полтаева Мария.
Протокол заседания ведет секретарь Гатауллин Нияз
Слово для участия в суде предоставляется прокурору.
Прокурор. Рассматривается дело учеников 10 а класса школы №144. 17 марта ученики 10 а класса сдавали зачет по обществознанию. В ходе урока учитель обнаружил шпаргалки у двоих школьников, а именно у Матюхова Дениса и Тухватуллиной Диляры. Преподаватель выгнала данных учеников и поставила «2» за использование шпаргалок. Прошу суд выслушать обе стороны и вынести вердикт «Шпаргалка: Благо или Зло»
Судья. Слово предоставляется преподавателю.
Обвинитель. Я считаю, что использование шпаргалки – это плохо, потому что:
*«приучает лениться»;
* «ты обманываешь сам себя»;
* «не слушал учителя на уроке»;
* «ничего не знаешь и не узнаешь»;
* «занимает много времени для изготовления»;
* «это легкий способ получения знаний».
Адвокат. Протестую, ваша честь.
Судья. Протест принят. Прошу привести доказательства.
Адвокат. С превеликим желанием, ваша честь. Хочу внести ясность слову «шпаргалка».
2.1. Происхождение и значение слова «шпаргалка»
Согласно этимологии, слово «шпаргалка», своими корнями уходит вглубь веков и по разным предположениям связано с несколькими похожими словами. Это польское слово, существующее с XVII в. и означающее «старая исписанная бумажка» и латинское слово, происходящее в свою очередь от греческого слова «старье, лохмотья». Всё становится понятным, шпаргалка – исписанная бумажка.
Шпаргалка, согласно толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова это:
1. У учащихся, неуверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.
2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего.
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля дано такое определение слову «шпаргалка»: «шпаргалка – это бумажка с записями, которая используется на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать материал, который испытуемый должен был усвоить и выучить».
Шпаргалку изобрели совсем не школьники-двоечники, её авторство приписывают одному из самых могущественных людей Западной Европы конца VIII века, королю франков Карлу Великому.
Карл Великий стал первым, кто воспользовался заранее заготовленной подсказкой, чтобы показать всем свою образованность.
Фото 1. Король франков Карл Великий
Этот текст предоставляется судье. В свое правление Карл Великий вдвое расширил границы существующего тогда Франкского государства. При этом, как пишут историки, читать и писать он совершенно не умел. Однако до нашего времени дошлите указы, которые Карл Великий подписывал собственной рукой. Как же такое возможно? А ответ оказался прост.
Ученые мужи того времени придумали и изготовили на пергаменте специальный образец подписи Карла Великого. Когда правителю требовалось подписать какой-либо государственный документ, он тщательно срисовывал свой титул и свое королевское имя с этой необычной, но такой судьбоносной шпаргалки.
Конечно, шпаргалку изготовил не сам король, а его наиумнейшие и образованнейшие подданные, но именно Карл Великий стал первым, кто воспользовался заранее заготовленной подсказкой, чтобы показать всем свою образованность.
2.3. Виды шпаргалок
Шпаргалки можно поделить на два вида: технические и текстографические.
Технические – это шпаргалки, связанные с техническими новшествами и информационно-компьютерными технологиями, которые в наше время развиваются очень быстро. Ребята активно используют при изготовлении шпаргалок сотовые телефоны, наушники, микрофоны, калькуляторы, электронные книги.
Технические шпаргалки.
Текстографические – это шпаргалки, созданные с помощью написания текста на различных материалах, «носителях», с целью его последующего переписывания. Для создания таких шпаргалок нужно уметь мелко убористо писать и правильно выбрать носители. В сети Интернет мы нашли подробное описание различных видов текстографических шпаргалок. Это - бомба или заготовка, гармошка, сломанный карандаш, элементы бодиарта, галстук, карты и т.д.
Текстографические шпаргалки
Адвокат. Теперь интересный вопрос. Наш герой выбрал какой вид шпаргалки?
Чтобы сделать лучшую шпаргалку, ученики включают воображение, значит, развиваются творческие способности. Имеются даже музеи шпаргалок. Прошу посмотреть видеосюжет. (Просмотр видеосюжета)
С целью изучения дела ребят, мной была разработана анкета. Я предложил в свободной форме ответить на ряд вопросов:
Что такое шпаргалка?
Шпаргалка: это хорошо или плохо? Поясните свой ответ.
Делали ли вы когда-нибудь шпаргалку? Если «да», то для чего? Если «нет», то почему?
Всегда ли вы воспользовались своей шпаргалкой? Почему?
В опросе приняли участие:
26 учеников 8-10 классов;
14 родителей;
9 учителей.
Результаты опроса можете увидеть на экране. А для вас, ваша честь, предоставляю в бумажном варианте.
Что такое шпаргалка?
Мнения ребят, родителей и учителей на этот вопрос были практически одинаковыми (таблица 1). Следует отметить, что определение слова «шпаргалка» повторяет объяснение этого слова, данное известными учеными С.И. Ожеговым и В.И. Далем.
Таблица 1.
Ответ |
Количество опрошенных в % |
Шпаргалка – это бумажка с записанным на ней ответом на какой-либо вопрос; это ответ на затруднительный вопрос. |
27% |
Шпаргалка – это помощник. |
20% |
Шпаргалка – это подсказка. |
29% |
Шпаргалка – страховка твоих знаний на экзамене. |
6% |
Шпаргалка – это справочник ученика. |
4% |
Шпаргалка – это помощь для зрительного запоминания. |
20% |
Шпаргалка: это хорошо или плохо? Поясните свой ответ.
А вот мнения по поводу вреда или пользы шпаргалок, как ни странно, разделились (таблица 2).
Таблица 2.
Ответ |
Количество опрошенных в % |
||
Ученики |
Родители |
Учителя |
|
Шпаргалка – это хорошо, потому что: * «учит ученика кратко и по сути отвечать на поставленный вопрос»; * «помогает быть уверенней»; * «значит готовился»; * «развивается зрительная память»; * «ученику не безразлична отметка»; * «обеспечивает страховку от незнания чего-либо». |
42% |
29% |
56% |
Шпаргалка – это плохо, потому что: * «приучает лениться»; * «ты обманываешь сам себя»; * «не слушал учителя на уроке»; * «ничего не знаешь и не узнаешь»; * «занимает много времени для изготовления»; * «это легкий способ получения знаний». |
8% |
21% |
33% |
Шпаргалка – это хорошо и плохо, потому что: * «вроде знаешь, а вроде нет»; * «все знать просто невозможно»; * «все равно что-то останется в голове». |
50% |
50% |
11% |
Делали ли вы когда-нибудь шпаргалку? Если «да», то для чего? Если «нет», то почему?
Исходя из ответов на второй вопрос, можно предположить результаты ответов на этот вопрос (таблица 3).
Таблица 3.
Ответ |
Количество опрошенных в % |
||
Ученики |
Родители |
Учителя |
|
Да, делали шпаргалки: * «для сдачи экзаменов в школе, в институте»; * «для напоминания того, что обычно забываешь»; * «чтобы вовремя сделать все необходимые дела». |
77% |
86% |
56% |
Нет, никогда не делали: * «лень было»; * «был уверен в себе»; * «я никогда ничего не забываю». |
23% |
14% |
44% |
Всегда ли вы воспользовались своей шпаргалкой? Почему?
Таблица 4.
Ответ |
Количество опрошенных в % |
||
Ученики |
Родители |
Учителя |
|
Не удалось воспользоваться, потому что ответ на вопрос всплыл в памяти сам. |
23% |
44% |
34% |
Не удалось воспользоваться, потому что учителя глазастыми были. |
23% |
14% |
11% |
Не удалось воспользоваться, потому что побоялся это сделать. |
0% |
14% |
0% |
Не удалось, потому что и не делал. |
15% |
14% |
33% |
Удалось воспользоваться. |
39% |
14% |
22% |
Адвокат. Итак! В результате проведенного опроса я выяснила, что качественно сделанная, а самое главное, самостоятельно сделанная шпаргалка, с педагогической точки зрения, бесценна. Ведь, чтобы сделать выжимку из материала, затрачивается столько усилий, что человек волей - неволей проникается содержанием. Получается, что шпаргалка является прекрасным средством систематизации знаний учащегося, а также способствует закреплению уже полученных знаний.
Данные опроса также показали, что без шпаргалки-подсказки не обойтись в повседневной жизни. Это и понятно, многие люди с возрастом без шпаргалки практически не могут обойтись: у кого-то профессия требует, мужчины не могут без списка продуктов при походе в магазин, женщины, чтобы не запутаться в расписании детей и чтобы ничего не забыть. У многих появляются проблемы со здоровьем, и запомнить график приёма разных лекарств для них становится очень не просто.
Секретарь. Предоставляется последнее слово обвиняемому.
Обвиняемые. Граждане судьи. Прошу Вас оправдать нас. Мы сожалеем, что пользовались шпаргалками. И все же главный вывод мы сделали такой: лучшая шпаргалка – это та, которая записана в нашей памяти.
Секретарь. Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.
Секретарь. Встать, суд идёт!
Судья. Суд выносит решение – оправдать учеников 10 а класса. По ходатайству адвоката, суд принял решение, что каждый из вас по-своему прав. Шпора - лучшая опора! Не только в учебных целях, но и в обычной жизни людей. Но лучшая шпаргалка – это та, которая записана в нашей памяти.
Секретарь. Заседание суда закончено.
Обвиняемые и Мария.
Идет зачёт! Пришёл черёд!
Шпоры доставать не будем
А готовиться мы будем.
Будем вести себя прилично
Всё сдадим мы на «отлично»!