12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туаллагова Алла Аркадиевна43
Меня зовут Туаллагова Алла Аркадиевна. Я работаю концертмейстером в Центре дополнительного образования г.Владикавказа в объединениях по вокалу и художественной гимнастике.Стаж работы концертмейстером -37 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»


«Приняты» «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от __________2024г ___________ Фидарова Б.И.

_____ ___________ 2024г









Сущность аккомпанемента и его функции

(Методические рекомендации)




Исполнила:

концертмейстер

Туаллагова А.А.


















Владикавказ, 2024г


Слово «аккомпанемент» переводится с французского языка как «сопровождать». Под аккомпанементом подразумевают чаще всего сопровождение мелодии или голоса одним инструментом, которая при этом выполняет как гармонические, так и ритмические функции. Следовательно, для аккомпанемента используются только многоголосные инструменты (фортепиано, гитара, аккордеон), так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте (труба, скрипка) невозможно.

Аккомпаниатор ̶ это музыкант, всегда понимающий структуру и приемы аккомпанемента, обязательно умеющий чутко чувствовать солиста-исполнителя, подстраиваться под него, умеющий играть грамотно, удобно и максимально эффективно.

Так как я являюсь на протяжении многих лет аккомпаниатором в вокальном классе, рассмотрю тонкости и функции сопровождения именно с солистом-вокалистом, то есть певцом. Любой вокалист знает, как удобно петь под гибкий и грамотно выстроенный аккомпанемент пианиста и каково это потеряться среди композиций, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе. Пианист- концертмейстер должен обладать активным профессиональным вниманием, тонким чутьем к намерениям солиста, умением находить в любой сложной фактуре гармонически «опорные точки», позволяющие сохранить единый с вокалистом темп и упругий метро-ритм. Все нюансы, сложности партии солиста должны быть прочувствованы, эмоционально наполнены в партии концертмейстера.

Постигая природу выразительных возможностей певческого голоса, аккомпаниатор обогащает свою фантазию и звуковое воображение. Аккомпанемент, как часть музыкального произведения, представляет собой комплекс выразительных средств: гармоническая опора, её ритмическая пульсация, мелодические построения, подголоски, регистры, тембры и так далее.



В аккомпанементах часто используется стилизация тембра и ритма для создания определённого колорита, вместе с характерной ритмикой часто применяется темброво-инструментальное разнообразие. Например, для испанских песен характерны арпеджированные аккорды гитар и дробь канстаньет, в русских песнях типичен балалаечный перебор, во французских гавотах- волыночные басы и так далее. Очень часто в аккомпанементе возникает скрытая мелодия, которая образуется с помощью подголосков или мелодизации нижнего басового голоса. Вступления и заключение в аккомпанементе представляют собой не только дополнения, они дают настройку на определённый образ и продвигают вперёд сюжетно-драматическое действие.

Все виды аккомпанемента имеют всегда эмоциональное, смысловое, изобразительное содержание.

Концертмейстер должен быть очень чутким к музыкальным намерениям вокалиста, чувствовать и исполнять произведение в едином эмоциональном с ним ключе. Большую роль выполняет текст произведения, который раскрывает его содержание. Вокалист прежде всего должен внимательно изучить текст, представить себе образ и смысл разучиваемой песни, найти в этом тексте «подсказки» своему исполнительству. Главным для солиста-певца является точное интонирование вокальной строчки и осмысленное, чёткое произношение слов с учетом их места, эмоционально-смысловой роли внутри фразы. В каждой фразе есть слово-кульминация, есть гласные и согласные, которые имеют выразительную функцию. Следовательно, текст вокальной партии требует прежде всего тщательного изучения.

Не менее важной ключевой задачей для вокалиста является дыхание. Обычно смена дыхания и цезуры тесно связаны бывают с характером речи и являются особой сферой выразительности. Для создания гармоничного ансамбля аккомпаниатору следует дышать вместе с солистом.

Довольно часто трудность для совместного исполнения представляет сохранение единого темпо-ритма.

Умение устойчиво держать в игре темп у всех музыкантов всегда считалось весьма ценным свойством, а для аккомпаниатора это вещь абсолютно необходимая. Ведь он должен не только синхронно следовать за вокалистом, поддерживать его намерения, но и проявлять инициативу. Добиваясь единства темпа, аккомпаниатору вместе с вокалистом следует исходить из характера и содержания музыки, поскольку понятие темпа относительно и индивидуально. Все авторские обозначения темпа очень важны конечно, но их можно рассматривать не как строгие предписания, а скорее, как общие ориентиры. Большое внимание надо уделить синхронности вступлений и завершений в исполняемом произведении. Вокалист должен показать концертмейстеру такие моменты готовности к началу исполнения с помощью активного вздоха и чуть заметного наклона головы вперёд. Задача пианиста предельно внимательно следить за партнёром.

Очень часто камнем преткновения в аккомпанементах является агогика (небольшое ускорение и замедление темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности). Мельчайшие алогичные отклонения мало доступны точным обозначениям, в них проявляются в основном индивидуальные ощущения вкус, эмоциональность исполнителей. Для малоопытного концертмейстера эта сторона исполнения представляет наибольшие трудности. Да и опытные аккомпаниаторы не используют в этом определенных правил, а воспринимают ритмические отступления вокалиста тонким чутьём и внутренним ощущением его артистических намерений.

Концертмейстеру не стоит воспринимать агогичные отступления вокалиста как неожиданность, случайность, он должен понять их логичность, смысл, воспринять и усвоить все нюансы и художественный образ. Именно это и составляет основу ансамблевой синхронности между аккомпаниатором и вокалистом.

В работе концертмейстера определенную трудность представляет умение играть по нотам свою партию и синхронно следить за партией солиста, т.е. держать в поле зрения сразу три или более нотных строчек. Для молодых аккомпаниаторов это достаточно сложный процесс за неимением опыта и навыков.

У них единственным способом является исполнение аккомпанемента наизусть, что несколько облегчает задачу, но не решает её, к тому же это не совсем правильный подход. Как правило, аккомпаниатор полностью зависит от намерений вокалиста. На сцене на выступлениях иногда случаются непредвиденные ситуации: вокалист может забыть текст и остановиться. Аккомпаниатор должен разрулить ситуацию, не растеряться и продолжив свою партию, не показывая вида, помочь своему партнёру выйти из затруднения. Сделать это очень непросто. Поэтому аккомпаниатору и вокалисту изначально следует обратить внимание на тональный план, форму произведения, рассмотреть строение отдельных фраз и разделов. Такой анализ поможет вокалистам лучше ориентироваться в случаях неудач на выступлениях.

Большое значение в ансамбле аккомпаниатора с вокалистом имеет динамическое соотношение партий. Существует три момента: поддержка, сопоставление, противоречие, которые образуют три степени смысловой связи сопровождения с сольной партией: 1) фон, 2) диалог, 3) конфликт. В зависимости от конкретной художественной функции в аккомпанементе может быть использован весь диапазон силы звучания от крайнего pianissimo, до предельного forte. При выстраивании динамического баланса в ансамбле вокалиста с концертмейстером важен постоянный слуховой контроль самих исполнителей, который может внести определённые коррективы в динамику. В процессе работы следует учитывать и особенности акустики помещения.

Аккомпаниатор в ансамбле с вокалистом должен использовать всё многообразие выразительных средств и приёмов звукоизвлечения на фортепиано. Некоторые аккомпанементы требуют от пианиста мягкого, глубокого звучания за счёт гибкой, пластичной кисти, а также хорошего пальцевого легато. В других партиях следует добиваться прозрачности, отчётливости звука за счёт активности кончиков пальцев. Есть аккомпанементы с более плотным звуком, где можно использовать больше педали. Использование всех этих приёмов сопровождения зависит от образа и характера исполняемого произведения.

Вокалисту, чтобы он увереннее чувствовал себя на сцене, ярче проявлял свои музыкальные способности, необходимо больше практики, сотрудничества с концертмейстером, ведь опыт приходит с годами.

Задачи солиста-вокалиста с аккомпаниатором тесно взаимосвязаны, а их партии дополняют друг друга. В таком ансамблевом дуэте требуется, чтобы все детали обоих партий были прочувствованы в едином характере, пульсе и стиле. Высокое художественное и эмоциональное воздействие на слушателя возможно только при взаимопонимании «с полуслова» и творческой слаженности исполнителя-вокалиста с аккомпаниатором.

Функции исполнителя аккомпанемента требуют от концертмейстера применения многосторонних знаний по курсам сольфеджио, полифонии, гармонии, анализа музыкальных форм- в их взаимосвязях.

Аккомпанемент, как составляющая музыкального исполнительства является сложным комплексом выразительных средств. Вместе с тем это сложная организация, представляющая собой смысловое единство, требующее необходимости разделения материала музыкального произведения между двумя исполнителями -солистом и концертмейстером.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.