Конспект урока в 11 классе на тему «Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Аналогия между электромагнитными и механическими колебаниями»
Конспект урока в 11 классе на тему: «Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Аналогия между электромагнитными и механическими колебаниями»
Тема предыдущего урока: «Полная механическая энергия. Решение задач по теме механические колебания»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Предметные:
Сформировать понятия свободных и вынужденных электромагнитных колебаний.
Вывести формулу, описывающую приращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Провести аналогию между механическими и электрическими величинами.
Вывести уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре и формулу периода свободных электрических колебаний.
Метапредметные:
формировать у учащихся умения наблюдать и анализировать физические явления;
развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, анализировать, знать роль колебаний в жизни человека.
Личностные:
Формировать речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы.
Оборудование: функциональный генератор звуковой частоты, осциллограф, батарея конденсаторов, переключатель, катушка – 2 штуки, соединительные провода, гальванометр, динамомашина, комплект трансформатор школьный компьютер, проектор.
Структура урока:
Организационный момент
Организационный момент – 1 минута.
Актуализация знаний
Фронтальный устный опрос с целью актуализации знаний учащихся о механических колебаниях – 3 минуты.
Мотивационный эксперимент с целью мотивации изучения электромагнитных колебаний как отдельного вида колебаний – 5 минут.
Беседа с целью формулировки темы и целей урока, составлении плана урока - 2 минуты.
Получение новых знаний, нового способа действия
Эвристическая беседа с целью формулировки определения «электромагнитные колебания», «свободные и вынужденные электромагнитные колебания» - 4 минут.
Демонстрационный эксперимент с целью демонстрации учащимся колебательного контура, вывода формулы полной электромагнитной энергии – 5 минут.
Эвристическая беседа с целью открытия формулы полной электромагнитной энергии, проведения аналогии между механическими и электрическими величинами – 15 минут.
Беседа с целью анализа проделанной работы, формулировки выводов – 1 минута.
Эвристическая беседа с целью вывода формулы Томпсона, открытия формулы циклической частоты при электромагнитных колебаниях, записи уравнения изменения заряда – 2 минуты.
Контроль и оценка
Фронтальный устный опрос с целью анализа проведенного урока, формулировки выводов по уроку – 2 минуты.
Мотивационный эксперимент с целью мотивации изучения переменного электрического тока – 4 минуты.
Постановка Д/з
Постановка Д/з – 1 минута
Организационный момент
Учитель: Доброе утро, на прошлом уроке, мы с вами научились применять полученные нами формулы к решению задач на гармонические колебания, в частности, при решении экспериментальной задачи, в ходе которой вам нужно было определить площадь стола с помощью математического маятника. Сегодня же, мы продолжим с вами изучать колебательное движение, однако, если раньше мы изучали механическое колебательное движение, то сегодня нам предстоит познакомиться с абсолютно новым для вас видом, но об этом чуть позже, а сейчас, давайте вспомним основной материал, который может нам сегодня понадобиться, напоминаю, в конце урока я пройду и посмотрю, как вы справились с домашней задачей. Если кто-то не справился, дам очередное творческое задание: «Соорудить дома модель маятника, самостоятельно придумать для этой модели экспериментальную задачу, оформить её и записать её решение». Но это, если кто-то провинился, а пока, приступим к изучению нового.
Актуализация знаний
Учитель: Скажите мне, что такое механические колебания?
Ученики: Механические колебания – это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени.
Учитель: Какие колебания называют свободными?
Ученики: Свободные колебания – колебания в системе под действием внутренних сил, после того, как система выведена из положения равновесия и предоставлена самой себе.
Учитель: Какие условия необходимы для возникновения свободных колебаний?
Ученики: 1. В системе должна возникать сила, старающаяся возвратить систему к положению равновесия 2. Трение в системе должно быть достаточно мало.
Учитель: Очень хорошо, основной материал мы повторили, теперь внимание на установку у меня на столе, на ней расположено два прибора, можете ли вы сами мне их назвать (на них написано)?
Ученики: осциллограф и что-то еще.
Учитель: Перед вами функциональный генератор звуковой частоты и осциллограф. Сейчас я вам кое-что продемонстрирую, а вы мне скажите, что вы видите? (привожу в действие генератор и получаю на осциллографе развертку - синусоиду).
Ученики: Синусоиду.
Учитель: Вспоминая прошлые наши уроки, свидетелями какого явления вы сейчас стали?
Ученики: Гармонических колебаний.
Учитель: Все верно, только что я продемонстрировал вам гармонические колебания, но вот вопрос, я вам демонстрирую не механические колебания, все таки к осциллографу я подключил генератор, да и маятника нигде здесь нет, так как вы думаете, как можно назвать данные колебания?
Ученики: (Высказывают свои предположения)
Учитель: Такие колебания носят название – электромагнитные колебания. И сегодня мы с вами займемся их изучением. Так как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Ученики: «Электромагнитные колебания»
Учитель: Отлично, запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока.
Ученики: (записывают в тетрадь число и тему урока).
Учитель: Очень хорошо, теперь сформулируем план сегодняшнего урока, для этого, давайте вспомним, с чего мы начали изучать механические колебания?
Ученики: Со свободных и вынужденных колебаний.
Учитель: Правильно, а что мы сделали сразу после этого?
Ученики: Вывели формулу периода колебаний пружинного и математического маятника.
Учитель: И самое последнее, что мы получили?
Ученики: Формулу, характеризующую приращение энергии при гармонических колебаниях.
Учитель: Очень хорошо, на основе этого, мы можем составить план урока:
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
Приращении энергии при электромагнитных колебаниях.
Период свободных электромагнитных колебаний.
Получение новых знаний, нового способа действия.
Учитель: Теперь мы можем перейти непосредственно к изучению нашей новой темы. Для начала, нам с вами нужно дать определение, что же является электромагнитным колебанием, для этого, давайте подумаем, при механических колебаниях изменяется кинетическая и потенциальная энергия, а какая энергия будет изменяться при электромагнитных колебаниях?
Ученики: (Высказывают свои предположения)
Учитель: Давайте подумаем, электромагнитные колебания, это колебания каких полей?
Ученики: Это колебания магнитного и электрического полей.
Учитель: А вспоминая материал, пройденный вами с Ольгой Викторовной, по какой формуле находится энергия магнитного поля?
Ученики:
Учитель: Верно, теперь скажите мне, индуктивность катушки это постоянная или переменная величина?
Ученики: Постоянная величина.
Учитель: Таким образом, во время электромагнитных колебаний, может периодически изменяться сила тока. Теперь, что такое сила тока?
Ученики: Сила тока это отношение заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника за единицу времени.
Учитель: Так как сила тока может периодически изменяться, то какая еще физическая величина, исходя из этой формулы, будет периодически изменяться?
Ученики: Заряд.
Учитель: Очень хорошо, теперь обратимся к закону Ома для участка цепи, напомните мне его?
Ученики:
Учитель: Молодцы, а теперь скажите мне, по какой формуле определяется сопротивление проводника, напомню, меня интересует формула в которой фигурирует длина проводника, площадь поперечного сопротивления и удельное сопротивление проводника.
Ученики:
Учитель: Как видите, в том случае, если в цепь подключен резистор а не реостат, то сопротивление проводника остается постоянным, тогда, какая величина может периодически изменяться?
Ученики: Напряжение.
Учитель: Подведем итог нашего небольшого теоретического исследования, так какие физические величины могут периодически изменяться при электромагнитных колебаниях?
Ученики: Заряд, сила тока и напряжение.
Учитель: На основании этого, как бы сформулировали определение Электромагнитных колебаний?
Ученики: (Пытаются сформулировать определение).
Учитель: Очень хорошо, запишем в тетрадь следующее определение, Электромагнитные колебания - это периодические изменения заряда, силы тока и напряжения, происходящие в электрической цепи.
Ученики: (Записывают определение в тетрадь).
Учитель: А теперь, по аналогии с механическими колебаниями, попробуйте сформулировать определение свободных и вынужденных электромагнитных колебаний. Начнем с вынужденных колебаний, как вы думаете какие колебания будут называться: «Вынужденными электромагнитными колебаниями».
Ученики: (дают определение без учета того, что в случае электромагнитных колебаний, периодической внешней силой будет являться электродвижущая сила).
Учитель: Так как мы с вами говорим об электричестве, то как вы думаете, какая сила будет вынуждающей?
Ученики: Электродвижущая сила.
Учитель: Записываем определение в тетрадь, вынужденные колебания – колебания в цепи под действием внешней, периодически изменяющейся электродвижущей силы.
Ученики: (записывают определение в тетрадь).
Учитель: Теперь, давайте с вами подумаем, что же такое свободные электромагнитные колебания, это колебания?
Ученики: Свободные колебания – это колебания, возникающие в системе после выведения её из положения равновесия.
Учитель: Молодцы, запишем это определение в тетрадь.
Ученики: (Записывают определение в тетрадь).
Учитель: И так, мы с вами ответили на 1 вопрос плана. Перейдем ко второму. Простейшая система, в которой могут происходить свободные электромагнитные колебания, состоит из конденсатора и катушки, присоединенной к его обкладкам и называется, колебательный контур. Зарисуйте у себя в тетрадях схему и подпишите – простейший колебательный контур.
Ученики: (Зарисовывают схему в тетрадь).
Учитель: Сейчас я продемонстрирую вам этот простейший колебательный контур, для этого, я соберу для вас следующую схему, пока я её собираю, зарисуйте её к себе в тетрадь, замечу, что для того, чтобы вы смогли оценить происходящее в цепи, я также подключу гальванометр:
Ученики: (Зарисовывают схему себе в тетрадь).
Учитель: Зарядим конденсатор, подключив его на некоторое время к генератору с помощью переключателя. При этом конденсатор получит энергию, определяемую по формуле:
Где - заряд конденсатора, С – его электроемкость.
Я переведу переключатель в другое положение, что произойдет с конденсатором?
Ученики: Он начнет разряжаться.
Учитель: Верно, по мере разрядки конденсатора энергия электрического поля уменьшается, но одновременно с этим возрастает энергия какого поля?
Ученики: Магнитного поля.
Учитель: Верно, энергия магнитного поля определяется по формуле:
Где i – сила тока, L – индуктивность катушки.
Исходя из этого, чему равна Полная энергия W электромагнитного поля контура?
Ученики: Полная энергия W электромагнитного поля контура равна сумме энергий его магнитного и электрических полей.
Учитель: Все верно, давайте запишем это формулой:
Ученики: (записывают определение и формулу к себе в тетрадь).
Учитель: Теперь, когда мы получили формулу полной энергии электромагнитного поля, нам нужно отрыть формулу для расчета периода колебаний, для этого, нам необходимо провести аналогию между механическими и электрическими величинами. В этом нам помогут следующие рисунки на слайде:
Что на них изображено?
Ученики: На верхнем – зарядка конденсатора, на нижнем – оттягивание пружинного маятника вниз.
Учитель: Верно, вспомните нашу беседу по поводу перемещения пружинного маятника, когда мы оттягиваем грузик пружинного маятника, какую энергию мы сообщаем системе?
Ученики: Потенциальную энергию.
Учитель: А какую энергию получает конденсатор, когда его заряжают7
Ученики: Энергию электрического поля.
Учитель: Таким образом, мы с вами делаем первый вывод, какой же?
Ученики: Механическая величина потенциальная энергия соответствует электрической величине - энергии электрического поля.
Учитель: Оформим этот вывод в виде таблички и далее, будем её дополнять, поэтому оставьте в под ней место, всего мы поставим в соответствие 6 механических величин.
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Ученики: (Заполняют табличку в тетради)
Учитель: Теперь скажите мне, по какой формуле находится полная энергия механических колебаний?
Ученики: Сумма кинетической и потенциальной энергии.
Учитель: Полная механическая энергия считается по формуле:
А полная энергия электромагнитного поля .
Потенциальная энергия соответствует энергии электрического поля, а чему будет соответствовать кинетическая энергия?
Ученики: кинетическая энергия будет соответствовать энергии магнитного поля.
Учитель: Все правильно, дополним табличку еще одной строкой:
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Кинетическая энергия | Энергия магнитного поля . |
Ученики: (Дополняют таблицу)
Учитель: Смотрим, в левом столбике 4 механические величины: жесткость пружины, координата х, масса и скорость и в правом столбике 4 электрических величины: заряд, емкость, индуктивность и сила тока. Нам нужно определить, какая величина какой будет соответствовать, для того, чтобы это сделать, рассмотрим более детально поведение пружинного маятника и колебательного контура, с помощью следующих рисунков:
Верхний рисунок соответствует моменту, когда я замыкаю ключ, что в этот момент происходит в колебательном контуре, и вспомните, что происходит с пружинным маятником, когда его отпускают.
Ученики: Под действием силы упругости, груз движется к положения равновесия. Заряд начинает уходить с конденсатора на катушку.
Учитель: Верно, теперь смотрим на следующий рисунок:
Что изображено на этих рисунках?
Ученики: Конденсатор полностью разрядился. Маятник проходит положение равновесия.
Учитель: Вспомните, на какой важный факт я обратил ваше внимание, когда мы рассматривали перемещение маятника?
Ученики: В момент прохождения положения равновесия, маятник не останавливается а движется вверх вследствие инерции. Скорость при этом у него максимальная.
Учитель: Молодцы, возникновение в цепи тока соответствует появлению в механической колебательной системе скорости тела под действием силы упругости пружины. А теперь подумайте, что будет соответствовать моменту, когда маятник будет проходить с максимальной скоростью положение равновесия?
Ученики: Сила тока на катушке будет максимальной.
Учитель: Очень хорошо, на основе этого, какой вывод мы можем сделать?
Ученики: Механическая величина – скорость, будет соответствовать электрической величине – силе тока.
Учитель: Запишем этот вывод в табличку:
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Кинетическая энергия | Энергия магнитного поля . |
Скорость | Сила тока I |
Ученики: (Дополняют таблицу)
Учитель: Теперь мы знаем, что скорость соответствует силе тока и кинетическая энергия соответствует энергии магнитного поля, то какие две величины еще будут соответствовать друг-другу?
Ученики: Масса и индуктивность.
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Кинетическая энергия | Энергия магнитного поля . |
Скорость | Сила тока I |
Масса m | Индуктивность L |
Учитель: Верно, записываем в табличку еще одну строчку:
Ученики: (Дополняют таблицу).
Учитель: Далее, конденсатор в ходе электромагнитных колебаний начнет перезаряжаться, а тело в ходе механических колебаний – смещаться влево от положения равновесия. После чего конденсатор полностью перезарядится и сила тока станет равна 0, внимание на рисунки:
Таким образом, соответствие каких двух величин можно также явно проследить?
Ученики: Соответствие между зарядом q и координатой х.
Учитель: Молодцы, запишем и этот результат в табличку:
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Кинетическая энергия | Энергия магнитного поля . |
Скорость | Сила тока I |
Масса m | Индуктивность L |
Координата х | Заряд q |
Ученики: (Дополняют таблицу).
Учитель: ну и последний рывок, какие две величины остались?
Ученики: жесткость пружины и емкость.
Учитель: Где располагается жесткость пружины в формуле потенциальной энергии?
Ученики: В числителе.
Учитель: Где располагается емкость в формуле энергии электрического поля?
Ученики: В знаменателе.
Учитель: Таким образом, как связаны емкость и жесткость пружины?
Ученики: жесткость пружины будет соответствовать величине, обратной емкости.
Учитель: Заносим этот вывод в табличку и закрываем её:
Механическая величина | Электрическая величина |
Потенциальная энергия | Энергия электрического поля |
Кинетическая энергия | Энергия магнитного поля . |
Скорость | Сила тока I |
Масса m | Индуктивность L |
Координата х | Заряд q |
Жесткость пружины к | Величина, обратная емкости |
Ученики: (Дополняют таблицу).
Учитель: А теперь, когда мы ответили, что такое электромагнитные колебания, сформулировали определение его видов, и вывели формулу полной энергии электромагнитного поля контура, то мы можем вывести формулу периода свободных электрических колебаний. Для этого, давайте вспомним выражение, описывающие период колебания пружинного маятника, напомните мне его?
Ученики: .
Учитель: В случае с пружинной, коэффициентом пропорциональности является жесткость пружины – к. Разрядка конденсатора обусловлена напряжением u между пластинами конденсатора, которое пропорционально заряду q. Таким образом, коэффициентом пропорциональности конденсатора будет являться какая величина?
Ученики: Величина, обратная емкости, .
Учитель: Кроме того, индуктивность контура L, выполняет туже самую функцию, что и масса тела m при механических колебаниях. Таким образом, мы можем найти период, для этого заменим в уравнении массу и коэффициент жесткости, что получится?
Ученики:
Учитель: Молодцы, данная формула называется формулой Томсона, именно так, в дальнейшем, мы будем её называть.
Ученики: (Записывают в тетради формулу Томсона).
Учитель: А чему тогда равна циклическая частота электрических колебаний?
Ученики:
Учитель: Теперь, когда мы знаем период свободных электрических колебаний, запишем последнее на сегодня уравнение это уравнение изменения заряда конденсатора с течением времени:
Где
Ученики: (записывают уравнение изменения заряда конденсатора заряда с течением времени)
Контроль и оценка
Учитель: Теперь, когда мы выполнили все пункты плана, я бы хотел с вами подвести итог урока, с каким новым для вас колебанием вы сегодня познакомились?
Ученики: Электромагнитные колебания.
Учитель: Что мы можем сказать про физические величины, описывающие электромагнитные колебания?
Ученики: Они соответствуют механическим величинам, характеризующим механические колебания.
Учитель: Какие новые для вас формулы, мы сегодня вывели?
Ученики: Формулы полной энергии электромагнитного поля контура и формулу Томсона.
Учитель: Очень хорошо, а теперь я вам продемонстрирую еще один опыт, он не сколько демонстративный, сколько мотивационный. Перед вами два устройства, первое – динамомашина, с её помощью можно генерировать электрический ток разного вида. Второе – трансформатор. Что такое трансформатор и для чего он используется, вы узнаете позднее, у нас с вами будет целый урок, посвящённый этому устройству.
Сейчас я настрою динамомашину на генерирование постоянного тока и подключу её к трансформатору, как вы думаете, что произойдет?
Ученики: (Высказывают предположения).
Учитель: Как видите, ничего не произошло. А теперь включим трансформатор в розетку, как вы думаете, что произойдет?
Ученики: (Высказывают предположения).
Учитель: Как видите, трансформатор заработал, как думаете, с чем это связано?
Ученики: (Если ученики догадываются, что все дело в типе тока – постоянный или переменный, то я говорю им, что наш следующий урок будет посвящен именно исследованию переменного тока и то что на этом уроке мы пользовались именно им, а не постоянным).
(Если учащиеся не догадываются, то перевожу динамомашину в генерирование переменного тока, трансформатор начинает работать, тогда, я с помощью наводящего вопроса направляю учеников на мысль, какой ток еще бывает кроме постоянного, а далее по той же схеме).
Учитель: Вот это нам предстоит выяснить на следующем уроке.
Постановка Д/з
Учитель: Записываем домашнее задание.