12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анисина Екатерина Викторовна21
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

 

Танцы в дошкольном воспитании детей

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования - Анисина Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………...…………… …...3

РАЗДЕЛ I Значение занятий танцами в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Роль ритмики в физическом и эстетическом совершенствовании дошкольника…………………………………………....5

Приоритетные задачи педагога на занятиях танцами c детьми 3-7 лет...............................................................................................8

Танец, как важнейший «инструмент» самовыражения ребенка……....................................................................…...9

РАЗДЕЛ II Особенности обучения танцевальному искусству детей дошкольного возраста.

2.1 Основные особенности занятий танцами с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. ……………………………12

2.2 Основные виды танцевального искусства, рекомендуемые для занятий с дошкольниками……………………………………...15

2.3 Процесс создания детского танца. Особенности работы педагога-хореографа …….. ……………..16

2.4 Основные методы и приемы работы педагога-хореографа с детьми дошкольного возраста.…………………………………...……..........19

Заключение……………………………………….....21

Библиографический список………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись, хореография. Хореография - пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Формирование творческой личности существенно для эмоционального и для эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Анализ практики художественного воспитания дошкольников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективном практическом ее использовании. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Во многих дошкольных учреждениях считается второстепенным формирование нравственных и эмоциональных чувств. А именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие чувственного и эмоционального восприятия мира.

Таким образом, актуальность данной работы раскрывается в ее содержании. Данные проанализированных источников доказывают, что занятие хореографией с раннего возраста дает возможность ребенку полноценно развиваться, совершенствоваться в эстетическом и духовном направлении, а также закладывает будущий физический потенциал.

Цель: определить значение занятий хореографией в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

рассмотреть основные виды танцевального искусства, рекомендуемые для занятий с дошкольниками,

выявить особенности занятий танцами с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект: танец, как средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Предмет: детские танцы в дошкольном учреждении или самодеятельном творческом коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I Значение занятий танцами в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

1.1 Роль ритмики в физическом и эстетическом совершенствовании дошкольника

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Ритмика - (от греч. rhythmos - порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Что дают занятия ритмикой? Ритмика для детей способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц спины и улучшению подвижности суставов. На занятиях ритмикой развивается растяжка, прыжок, подъем, гибкость и даже артистичность, поскольку в процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций. На занятиях ритмикой мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым, приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте! Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Ритмические  движения под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Занятия ритмикой  позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. В структуру занятия  входят: элементы ритмопластики, элементы стретчинга,  дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики,  сюжетно-игровые и танцевальные композиции, танцы общего характера.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

В детской ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет детская ритмика.

Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, партерную гимнастику. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

 

 

1.2 Приоритетные задачи педагога на занятиях танцами c детьми 3-7 лет

Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремится заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

Приоритетные задачи педагога на занятиях танцами c детьми 3-7 лет:

1. Укрепление здоровья:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- содействовать развитию и совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности;

- содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, изящества танцевальных движений и танцев;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих способностей занимающихся:

- развивать мышление, воображение, находчивость;

- формировать навыки самостоятельного выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, трудолюбие, инициативу.

Для успешной работы педагог должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А если речь идет о коллективе, в котором занимаются дети разных возрастов, то возрастные особенности будущих исполнителей обязательно учитываются при формировании репертуара и составлении плана концертной деятельности.

1.3 Танец, как важнейший «инструмент» самовыражения ребенка

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движениях. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку. Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям.

Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец и т.д.

Детям нравится танцевать под популярную музыку, поэтому полезно обучать их элементам современного танца.

Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство.

Приобщение детей к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности.

Что может быть лучше и прекраснее, чем двигаться под волшебные звуки музыки и передавать в движении «души прекрасные порывы».

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.

Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Таким образом, с ранних лет очень полезно включать в процесс воспитания и развития ребенка занятия хореографией, музыкой и другими видами творчества. Это способствует всестороннему развитию ребенка и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II Особенности обучения танцевальному искусству детей дошкольного возраста.

2.1 Основные особенности занятий танцами с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят, переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

- ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;

- выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

- поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

Опираясь на знания психологии детей среднего дошкольного возраста, педагог-хореограф должен уметь правильно выстроить план урока по хореографии, ритмопластике. Таким образом, при изучении рисунка в танцклассе, приобретению танцевальных навыков, музыкального восприятия, ритмических особенностей и взаимодействию с другими обучающимися в группе нужно использовать игру, как основную особенность данного возраста, для достижения поставленных задач в каждой отдельной группе. Каждую часть практического урока нужно комментировать или называть понятными детям словами (образами, предметами, персонажами), а зачастую дети и сами подсказывают то или иное определение своим действиям на занятии ритмопластикой (ранней хореографией).

Музыкально-танцевальное занятие в дошкольном учреждении длится всего 30-50 минут. На занятии дети учатся выражать эмоции посредством движения, развивают образное мышление и фантазию, чувство ритма и музыкальность, концентрацию внимания, память. Но кроме игр и упражнений существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная с педагогом, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего детей, но и в качестве непосредственного участника процесса, дисциплинирующего занимающихся в танцклассе. Например, в танцевально-игровой форме собирать предметы после окончания занятия. Участие преподавателя предупреждает нежелательное поведение детей, фиксируя и поощряя их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Обучение детей подготовительной к школе (старшей) группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

- легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

2.2 Основные виды танцевального искусства, рекомендуемые для занятий с дошкольниками

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

И поэтому при выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, чтобы его заинтересовать и подобных проблем не возникало.

2.3 Процесс создания детского танца. Особенности работы педагога-хореографа

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантом уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

- следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

- определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

- обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

- в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.

2.4 Основные методы и приемы работы педагога-хореографа с детьми дошкольного возраста

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному материалу, но уже может предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст - самый ответственный период в жизни каждого человека. В это время ребёнок интенсивно развивается, поэтому важно научить его петь, слушать, понимать и любить музыку, а также красиво двигаться в ритме танца.

Обучаясь по программе, дети учатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно могут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогают сформировать правильную осанку, учат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают навыки актерского мастерства.

На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети учатся чувствовать себя более раскрепощенными, могут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

Таким образом, занятия танцами для дошкольников имеют огромное положительное значение. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Занятия танцами дисциплинируют ребенка, оказывают благоприятное воздействие на его здоровье. Танцевальные упражнения являются эффективным средством тренировки детского организма. Танец можно использовать как средство для расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения. Любой танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения. Соединение движений с музыкой имеет психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств.

Разумеется, огромную роль в процессе воспитания и развития дошкольника играет педагог-хореограф. Идет ли речь о занятиях самодеятельном коллективе или о музыкально-ритмических занятиях в детском саду, важно заинтересовать и увлечь ребенка. В этом случае процесс воспитания и развития превратится в интересную игру, а родители с благодарностью подтвердят ее эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Барышникова, Т. К Азбука хореографии [Текст]// Т. К. Барышникова Азбука хореографии.- М.: Айрис, 2000.-266с.;

2. Кудрявцев, В.Т Развитие детства и развивающее образование [Текст]// В. Т. Кудрявцев Развитие детства и развивающее образование.-М.: Дубна, 1997.-160с.;

3. Михайлова, М.А., Горбина Е.В Поем, играем, танцуем дома и в саду [Текст]// М.А. Михайлова, Е.В. Горбина Поем, играем, танцуем дома и в саду.-Ярославль.: Академия развития, 1997.-234с.;

4. Пуляева, Л. Е Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе [Текст]// Л. Е. Пуляева Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе.-Тамбов.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.-80 с.;

5. Роот, З.Я Танцы с нотами для детского сада [Текст]// З.Я.Роот Танцы с нотами для детского сада.- М.: Айрис, 2008.-112с.;

6. Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии [Текст]// С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-Спб.: Питер, 2000.-712с.;

7. Рутберг, И Пантомима. Движение и образ [Текст]// И. Рутберг Пантомима. Движение и образ.- М.: Советская Россия, 1981.-160с.;

8. Селиванов, В.С Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]// В.С. Селиванов Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2004.- 336с.;

9. Янковская, О.Н Учить ребенка танцам необходимо [Текст]// О. Н. Янковская Учить ребенка танцам необходимо.-М.: Искусство, 2005.-34с.;

10. Янаева, Н. Н Хореография. Учебник для начальной хореографической школы [Текст]// Н. Н. Янаева Хореография. Учебник для начальной хореографической школы.-М.: Релиз, 2004.-340 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.