Литературная игра по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс)

7
1
Материал опубликован 28 November 2020

ФМБОУ «КЯХТИНСКАЯ СОШ №4»

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

9 КЛАСС

«ТАТЬЯНА и ЕВГЕНИЙ»

Цели внеклассного мероприятия:

повышение мотивации изучения классической русской литературы.

формирование познавательного интереса к русской культуре пушкинской эпохи, развитие творческих способностей учащихся;

формирование позитивных отношений в коллективе на основе творческой деятельности.

Организация подготовки учащихся предполагает создание наглядного оформления (афиши, иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), оформление сцены в актовом зале, использование технических средств (музыкальное сопровождение, презентация). Распределяются роли участников игры: ведущих, игротехников, консультантов, участников конкурса, танцоров, чтецов, актеров, оформителей, технической бригады. Дети самостоятельно продумывают и готовят проведение всех этапов мероприятия. В качестве зрителей приглашаются учителя и старшеклассники. Из их числа выбирается авторитетное жюри.

Структура игрового мероприятия.

Приветствие. Представление участников литературной игры, членов жюри, ведущих.

Конкурсы для участников: «Времена года», «Послание и ответ», «Светский раут», «Бальный танец».

Игра со зрителями по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Чтение фрагментов из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Сцена из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Музыкальное сопровождение: фрагменты из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», музыка Моцарта, Г. В. Свиридова, Р. Штрауса, русские романсы.

Слайды презентации на тему «Культура пушкинской эпохи».

Объявление результатов, награждение победителей и номинантов.

СЦЕНАРИЙ

время

сцена

д\лица

текст

музыка

слайд






1-«Метель» (эстрада)

1

1

3 мин

Представление.

Приветствие

Представление игры, участников, жюри, ведущих.

(условное оформление сцены – дворянский салон 19 века.)


2 ведущих

4 пары участников (выходят)


8-I

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне. <>

8-II

И свет её с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

- Уважаемые гости, любители изящной словесности, поклонники творчества А.С.Пушкина! Мы рады приветствовать вас на литературной игре «ТАТЬЯНА и ЕВГЕНИЙ» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»!

- Сегодня мы с вами определим самую блистательную пару литературных героев знаменитого романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин! Участникам нашей игры предстоит пройти конкурсных испытания, которые будет оценивать строгое и взыскательное жюри.

- Вам, дорогие зрители, также будет предоставлена возможность показать свои глубокие познания о творчестве Пушкина.

- А сейчас прошу вас поддержать участников литературной игры «Татьяна и Евгений»! Представляем пары:

1 пара:

2 пара:

3 пара:

4 пара:


3-XV

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

- Но не Евгению отдала она судьбу, а в ваши руки, дорогие зрители! Аплодисменты участникам игры!

- А выразителем вашего мнения, дорогие друзья, будет компетентное жюри в составе:

1

2

3

- Увлекательную игру со зрителями проведут:

1

2

- И в течение всех конкурсных событий с вами будем мы – ведущие:

1

2

2-Увертюра ЕО

2








3






4

2.1

4 мин

1 конкурс - «Времена года»:

Представление конкурса

2 ведущих

4 участницы (сидят)

4 участника (стоят)

ассистенты

5- II

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые врывая,

Летит кибитка удалая…

5-IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…

- Наш 1-ый конкурс – «Времена года». Согласитесь, у каждого из нас есть такое время года: весна ли, лето, осень ли, зима ли – то время, которое нравится нам более других.

- Претенденты на звание лучших литературных героев должны продемонстрировать свои художественные таланты - в течение двух минут изобразить на холсте своё любимое время года.

- Ассистенты, пожалуйста!

- Приготовились! Засекаем время – начали!

- Время закончилось. Спасибо! Авторы, пожалуйста, подпишите на обороте свои шедевры.

- Ассистенты, покажите, пожалуйста, пейзажные зарисовки участников нашим зрителям и затем передайте жюри.

3- Дуэт Татьяны и Ольги

5

2.2

3 мин

Игра со зрителями. *

1тур.

1-ый вопрос

2-ой вопрос

3-ий вопрос

2 игротехника

ассистенты

- Мы начинаем 1-ый тур конкурса знатоков пушкинского романа…



4- Так говорил Заратустра


6

7

8

9

2.3

1 мин

Результаты 1-го конкурса

ведущий

жюри

- Жюри готово огласить результаты представления и 1-го конкурса. Слово предоставляется…


10

3.1

2 мин

2 конкурс - «Послание и ответ»:

Представление конкурса

2 ведущих

4 участницы (сидят)

4 участника

ассистенты

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

- Вы, конечно, помните, дорогие зрители, как по сюжету романа Татьяна и Евгений обмениваются письмами и объяснениями.

- 2-ой наш конкурс – «Послание и ответ». Наши барышни должны в течение трех минут написать письмо предмету своего обожания в соответствии с указанными ситуациями (по жребию). Затем героини прочитают свои письма. А наши кавалеры в течение одной минуты подготовят свой ответ и произнесут его. (Ассистенты передадут письма и ответы жюри).

5-Не уходи


11

3.2

1,5 мин

Послание и ответ (диалог)

1-ая пара

- Слушаем послание 1-ой участницы и ответ героя.

Тема: «Уверения в благосклонности робкому влюбленному».



3.2

1,5 мин

Послание и ответ (диалог)

2-ая пара

- Слушаем послание 2-ой участницы и ответ героя.

Тема: «Ожидание встречи с милым после долгой разлуки».



3.2

1,5 мин

Послание и ответ (диалог)

3-ья пара

- Слушаем послание 3-ьй участницы и ответ героя.

Тема: «Упрёк коварному искусителю».



3.2

1,5 мин

Послание и ответ (диалог)

4-ая пара

- Слушаем послание 4-ой участницы и ответ героя.

Тема: «Благодарность преданному поклоннику».



3.3

3 мин

Игра со зрителями. 2тур.

4-ый вопрос

5-ый вопрос

2 игротехника

ассистенты

- Мы продолжаем конкурс знатоков романа «Евгений Онегин»…


6-Так говорил Заратустра


12

13

14

3.4

1 мин

Результаты 2-го конкурса

ведущий

жюри

- Жюри готово огласить результаты конкурса на лучшее любовное послание и ответ. Слово предоставляется…


15

4.1

2 мин

3 конкурс - «Светский раут»:

Представление конкурса

2 ведущих

ассистенты

8-VII

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу;

На прелести ее степные

С ревнивой робостью гляжу.

Сквозь тесный ряд аристократов,

Военных франтов, дипломатов

И гордых дам она скользит…

- Дорогие друзья, вы, наверное, знаете, какими строгими были неписанные правила большого света. Дворянский салон был очень требователен к соблюдению приличий во всём: в нарядах, в поведении, в разговоре. Нелегко было стать светским львом или светской львицей.

1-IV

Он по-французки совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

8-XIV

Она казалась верный снимок

Du comme il faut…

- Наш 3-ий конкурс – «Светский раут». Действие происходит в аристократической гостиной. Законодатели салона должны уметь подать себя, без принуждения вести беседу на любую тему, демонстрировать свой ум и достоинство. Наши претенденты на звание аристократов в течение двух минут ведут олигархические беседы в соответствии с распределёнными темами (по две пары).

7-Полонез ЕО

16

4.2

2 мин

Светская беседа (диалог)

1-ые две пары участников

Приглашаем первые две пары участников.

Тема беседы: «Мода».


17

4.3

2 мин

Светская беседа (диалог)

2-ые две пары участников

Приглашаем следующие две пары участников.

Тема беседы: «Искусство».


18

4.4

3 мин

Сцена из романа

ведущий

чтецы (героиня и герой)

ассистенты

- Пока жюри оценивает наших конкурсантов, сцену из романа «Евгений Онегин» представляют…

Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объяснение.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит! <>

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Ещё одно нас разлучило…

Несчастной жертвой Ленский пал…

Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех. Ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

8-XLII

Довольно; встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно. <>

8-XLV

Я плачу… если вашей Тани

Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам. <>

8-XLVI

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас… <>

8-Шопен

19

4.5

1 мин

Результаты 3-го конкурса

ведущий

жюри

- Мы ждём результаты конкурса «Светский раут». Кто из участников конкурса покорил большой свет? Слово предоставляется…


20

5.1

1 мин

4 конкурс - «Бальный танец»:

Представление конкурса

2 ведущих


6-XLI

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

- Искусство танца – одна из самых значимых составляющих светского этикета начала 19 века. Последнее испытание для наших участников – «Бальный танец».

9-Вальс ЕО


21

5.2

2 мин

Вальс

1-ые две пары участников

2-ые две пары участников

- Кавалеры приглашают дам.

10-Вальс Метель


5.3

4 мин

Игра со зрителями. 3тур.

6-ый вопрос

7-ой вопрос

Музыкальный вопрос

2 игротехника

ассистенты

- Заключительный тур конкурса знатоков творчества А.С.Пушкина...

- Поздравляем победителей и благодарим всех, кто принимал участие в конкурсе!


11-Так говорил Заратустра

12- Ария Гремина ЕО

22

23

24

25

5.4

1 мин

Результаты 4-го конкурса.


2 ведущих

Жюри


- Уважаемые зрители, попросим жюри огласить результаты танцевального конкурса…


26

6.1

3 мин

Итоги. Награждение.

2 ведущих

жюри

участники

2 игротехника

ассистенты

- И наконец кульминационный момент нашей игры: жюри готово объявить итоговые результаты и назвать самую великолепную, самую блистательную пару литературных героев!

В номинации «Самая очаровательная пара - Татьяна Ларина и Евгений Онегин» награждаются …

В номинации «Самая элегантная пара - Татьяна Ларина и Евгений Онегин» награждаются …

В номинации «Самая одарённая пара - Татьяна Ларина и Евгений Онегин» награждаются …

Почётное звание «Самая блистательная пара - Татьяна Ларина и Евгений Онегин» присуждается...

- Приветствуем победителей и благодарим всех участников игры!..

13-мазурка

27

6.2

1 мин

Закрытие

2 ведущих

участники

2 игротехника

ассистенты

8-XLIX

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель. <>

8-L

Прости ж и ты, мой спутник странный,

И ты, мой верный идеал,

И ты, живой и постоянный,

Хоть малый труд. Я с вами знал

Всё, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей.

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне… <>


- Дорогие друзья! Литературная игра «Татьяна и Евгений» окончена. Спасибо, что были вместе с нами!

- Игра окончена, но не кончается жизнь, а значит и не кончается искусство слова. Читайте и перечитывайте русскую классику, и мы с вами ещё не раз встретимся. До свидания!

14- Эхо вальса

28


=45 мин




15«Метель» (эстрада)

29


* ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (ВИКТОРИНА)

время

сцена

текст

музыка

слайд

2.1


1 конкурс - «Времена года




2.2

3 мин

Игра со зрителями. 1тур.

1-ый вопрос

2-ой вопрос

3-ий вопрос

- Уважаемые зрители, начинаем 1-ый тур конкурса знатоков пушкинского романа.

- Условия нашей викторины таковы: мы задаём вопрос, вы внимательно слушаете его; если у вас есть ответ, поднимите руку и ждите приглашения ответить.

- Пожалуйста, не перебивайте ведущих и того, кто отвечает!

- Если у вас будут затруднения, мы предложим вам выбрать правильный вариант ответа.

- 1-ый вопрос. Пушкин вспоминал, что видел этого человека только однажды в жизни в 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском Лицее, но никогда не мог забыть: «Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от него. Я не в силах описать состояние моей души…» О ком вспоминал Пушкин? Кто этот человек?

Подсказка (варианты):

Александр I; Державин; Жуковский.

Правильный ответ №1: Гавриил Романович Державин

- 2-ой вопрос. Слушаем фрагмент из романа (3, X):

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Внимание! Вопрос: произведения какого литературного направления составляют круг чтения героини пушкинского романа?

Подсказка (варианты):

классицизм; сентиментализм; романтизм.

Правильный ответ №2: сентиментализм. Татьяна читает сентиментальные повести и романы. Клариса, Юлия, Дельфина – героини этих произведений.

- Поздравляем победителя!

- 3-ий вопрос. Виссарион Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Действительно, роман охватывает все стороны общественной и частной жизни. Давайте вспомним, чем занималась в своей усадьбе помещица Ларина (2, XXXII).

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь...

Внимание! Вопрос: в числе прочих дел, помещица брила лбы своим крестьянам. А с какой целью?

Подсказка (варианты):

чтобы отличать своих крепостных от чужих;

так как заботилась о внешнем виде и гигиене своих людей;

чтобы отметить тех, кому предстояло идти в рекруты.

Правильный ответ №3. Отметить тех, кому предстояло идти в рекруты, т.е. стать солдатом по рекрутскому набору.

- Поздравляем победителя!

Так говорил Заратустра


Заставка конкурса













1 вопрос















2 вопрос































3 вопрос

3.2


2 конкурс - «Послание и ответ"




3.3

3 мин

Игра со зрителями. 2тур.

4-ый вопрос

5-ой вопрос

- Дорогие друзья, мы продолжаем конкурс знатоков «Евгения Онегина».

- 4-ий вопрос. Вы помните, что сестра нашей героини – Ольга была невестой Ленского, который погиб от руки Онегина на дуэли.

6, VIII, IX, X

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек её вниманье,

Другой успел её страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел её пленить,

Улан любим её душою…

Внимание! Вопрос: кто такой улан?

Подсказка (варианты):

улан – это чиновник в статской службе;

улан – это военный из легкой кавалерии;

улан – это офицер российского флота.

Правильный ответ №4: улан – это военный из легкой кавалерии. Уланы отличались особенностью вооружения (пики, сабли, пистолеты) и формы (четырехугольный головной убор – уланка).

- Поздравляем победителя!

- 5-ый вопрос. Когда Татьяна после Онегина отъезда посещает его кабинет, она обращает внимание на книги, которые читал Евгений.

6, XXI

Но показался выбор их

Ей странен.

6, XXII

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

- Внимание! Вопрос: книги авторов какого литературного направления изучал Онегин?

Подсказка (варианты):

классицизм; сентиментализм; романтизм.

Правильный ответ №5: Это произведения писателей-романтиков. (Гяур и Дон Жуан – герои поэм Байрона).

- Поздравляем победителя!

Так говорил Заратустра


Заставка конкурса


4 вопрос

































5 вопрос


5.2


Вальс




5.3

4 мин

Игра со зрителями. 3тур.

6-ой вопрос

7-ой вопрос

Музыкальный вопрос

- Уважаемые знатоки творчества Пушкина, мы начинаем заключительный тур нашей викторины.

- 6-ый вопрос. В первой части романа Евгений, столичный аристократ, не принимает любовь провинциальной барышни и уверяет Татьяну:

4, XVI

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей

И, может быть, на много дней.

- Внимание! Вопрос: кто такой Гименей?

Подсказка (варианты):

Гименей – имя садовника в усадьбе Лариных;

Гименей – в античной мифологии бог – покровитель брачных союзов.

Правильный ответ №6: Гименей – в античной мифологии бог – покровитель брачных союзов.

- Поздравляем победителя!

- 7-ой вопрос.

- Последняя глава.

8, XLVIII

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Но шпор незапный звон раздался,

И муж Татьянин показался,

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

- Внимание! Вопрос: как называют литературоведы подобный финал, когда автор оставляет свое произведение принципиально незавершенным?

Подсказка (варианты):

незаконченный финал;

брошенный финал;

открытый финал.

Правильный ответ №7: открытый финал.

Поздравляем победителя!

- Заключительный музыкальный вопрос. В течение нашей литературной игры вы уже не раз слышали фрагменты из оперы «Евгений Онегин», написанной по мотивам пушкинского романа великим русским композитором.

- Внимание! Вопрос: кто автор оперы «Евгений Онегин»?

Подсказка (варианты):

Глинка;

Мусоргский;

Чайковский.

Правильный ответ. Оперу «Евгений Онегин» написал Петр Ильич Чайковский.

- Поздравляем победителей и благодарим всех, кто принимал участиев конкурсе!

Так говорил Заратустра






























































Ч. Ария Гремина ЕО


Заставка конкурса







6 вопрос




























7 вопрос



























Муз вопрос



АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дата: 09.02.2018

2. ФИО учителя: Драгун А.Н.

3. Класс: 9А, 9Б

4. Количество учащихся: участники – 20 (ведущие, игротехники, участники конкурса, танцоры, чтецы, актеры, жюри, техническая бригада), зрители – 45 (учащиеся 9 - 10 классов).

5. Тема занятия: образы главных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Форма занятия: литературная игра.

7. Цели мероприятия:

воспитательная - формирование позитивных отношений на основе творческой деятельности;

развивающая - формирование познавательного интереса к русской культуре пушкинской эпохи, развитие творческих способностей учащихся;

обучающая - повышение мотивации изучения классической русской литературы.

8. Организация подготовки учащихся:

степень участия детей в подготовке: подготовка всех этапов и проведение мероприятия;

наглядное оформление: афиши, иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», оформление сцены;

использование технических средств: музыкальное сопровождение, презентация.

9. План мероприятия.

Приветствие. Представление участников литературной игры «Татьяна и Евгений», членов жюри, ведущих.

Конкурсы для участников: «Времена года», «Послание и ответ», «Светский раут», «Бальный танец».

Игра со зрителями по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Объявление результатов, награждение победителей и номинантов.

10. Метапредметная и социокультурная составляющие.

Музыкальное сопровождение: фрагменты из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», музыка Г. В. Свиридова, Р. Штрауса.

Слайды презентации на тему «Культура пушкинской эпохи».

11. Содержание и методика проведения мероприятия:

а) содержание и игровая форма мероприятия соответствовала поставленным целям;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала соответствовала задачам эстетического воспитания учащихся;

в) содержание этапов литературной игры отличала эмоциональная насыщенность; учащиеся проявили ярко выраженный интерес к теме мероприятия; игра со зрителями способствовала поддержанию активности на протяжении всех этапов конкурса.

г) приемы и методы, использованные на занятии, соответствовали возрастным особенностям учащихся 9 класса.

12. Педагогическая ценность мероприятия: закрепление предметных, метапредметных и социокультурных компетенций, связанных с изучением романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Опыт этого мероприятия будет использован на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету.


12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

28 November 2020