Внеклассное занятие по русскому языку «Царство безударных гласных» (3 класс)
Внеклассное занятие
по русскому языку
Цель: Формирование ценностного отношения к русскому языку и критического мышления школьников на основе занимательного материала по предмету.
Оборудование: Картинка Кощея, воздушные шары, буквы гласные, карточки с заданиями, дерево с яблоками.
Ход занятия:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Пусть она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к Кощею Безударному, в его безударное царство.
- Ребята, а кто догадался, почему к «безударному»? Какому правилу будет посвящено наше занятие?
- Всё верно. В его царстве живут гласные, которые могут быть безударными и ударными. Но дело в том, что Кощей заколдовал безударные гласные. Поэтому мы так часто допускаем ошибки при письме. А для того, чтобы расколдовать букву, нужно верно справиться с заданием. И только выполнив все Кощеевы задания верно, мы расколдуем буквы и доберёмся до его царства.
Нам предстоит выполнить десять заданий. После верно выполненного задания мы сможем освободить одну букву. Буква заколдована в воздушном шаре.
- А для того, чтобы на нашем занятии присутствовал дух соревнования, я предлагаю разбиться на две команды. Прошу вас придумать название своей команде и выбрать капитана.
- Раз у нас соревнование, значит должен кто-то оценивать. И этим будет заниматься наше строгое жюри. (Представление членов жюри)
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Вот теперь у нас всё готово. Команды есть, жюри присутствует. Начинаем.
1 конкурс «Представление»
Каждая команда представляет своего капитана и название команды. Данный конкурс оценивается по пятибалльной системе. После каждого задания жюри оглашает результаты.
2 конкурс «Подбиралки»
У каждой команды карточка. В словах пропущена буква. Нужно вставить букву и верно подобрать проверочное слово. За каждое правильное подобранное слово присуждается 1 балл.
Карточка
Уд..вительно ( ), м..нять ( ), л..пить ( ), расч..щать ( ), л..нивый ( ), скр..пучий ( ), м..стерить ( ).
3 конкурс «Исправь ошибку»
Каждая команда получает предложения, записанные на карточке. Нужно найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает по 1 баллу.
Карточка
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь.
4 конкурс «Капитанов»
За определённое время капитанам следует разгадать шарады. Побеждает тот капитан, который быстрее и верно разгадает.
Шарады
С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И – учительница часто
Говорит в конце урока. (Спеши - спиши)
С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (Слизать – слезать)
С буквой Е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство –
Делай быстро с буквой И. (Запевай – Запивай)
5 конкурс «Письма»
- Перед вами письма. Помогите Ване разобраться, в чём его ошибки! За найденные все ошибки в письме, команда получает 5 баллов.
Карточка
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо следующего содержания.
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
В ответ он получил такое письмо от Маши:
Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
6 конкурс «Отвечай, не зевай»
Участники из первой команды по очереди называют слова с безударной гласной. А из противоположной команды должны ответить проверочным словом, Команда, которая три раза не сумела подобрать за 30 сек. проверочное слово, считается проигравшей.
7 конкурс «Занимательные стихи»
- Найдите ошибки в стихотворении и объясните, каких правил не знает Миша. За правильное объяснение ошибки команда получает по 1 баллу.
Пришло письмишко мне.
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…
НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЁЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ
БЫЛ ДОВОЛЕН».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
( А. Шибаев)
8 конкурс «Яблонька»
- На доске дерево яблони. На этой яблоньке выросли не простые яблоки. Они крупные и на них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто правильно скажет, какая буква пропущена в слове и докажет.
Слова записаны на доске. По очереди из обеих команд выходят участники, доказывают, что именно эту букву нужно вставить и срывают нужное яблоко. Побеждает та, команда, у которой будет больше яблок.
З..мля, в..на, пл..сать, ш..лун, п..терка, р..ка, м..ря, д..ма, ств..лы, гр..чи, л..сты, др..зды, м..чи, п..тно, п..ро, с..стра, л..цо.
9 конкурс «Обгонялки»
Каждая команда получает чистый лист. Задача участников заключается в том, что первый участник каждой команды, по команде ведущего, записывает слово с безударной гласной. Следующий участник записывает слово, начинающее на последнюю букву предыдущего слова. Побеждает та команда, которая быстрее и верно справится с заданием. За каждое слово – 1 балл.
10 конкурс «Творческий»
Придумать за определённое время сказку со словарными словами, где главные герои были бы фрукты, овощи, животные и т.п. Побеждает команда, у которой сказка получится интереснее. За конкурс – 5 баллов.
- Вот мы с вами и освободили все гласные буквы. Злые чары Кощея Безударного не будут больше мешать писать нам грамотно. Давайте подведём итог нашего занятия. Слово предоставляется членам жюри.
Вручение грамот, памяток с правилами.
- Всем спасибо!
Литература
Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Зеленина Л.М. Русский язык: Дидактический материал – М.: Просвещение, 2004.
Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе – Издательский центр «МарТ», 2004.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.
Антропова Мария Александровна