12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уральцева Светлана Владимировна662
Россия, Самарская обл., Самара

Внеклассное занятие

по русскому языку

«Царство безударных гласных»

Цель: Формирование ценностного отношения к русскому языку и критического мышления школьников на основе занимательного материала по предмету.

Оборудование: Картинка Кощея, воздушные шары, буквы гласные, карточки с заданиями, дерево с яблоками.

Ход занятия:

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Пусть она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к Кощею Безударному, в его безударное царство.

- Ребята, а кто догадался, почему к «безударному»? Какому правилу будет посвящено наше занятие?

- Всё верно. В его царстве живут гласные, которые могут быть безударными и ударными. Но дело в том, что Кощей заколдовал безударные гласные. Поэтому мы так часто допускаем ошибки при письме. А для того, чтобы расколдовать букву, нужно верно справиться с заданием. И только выполнив все Кощеевы задания верно, мы расколдуем буквы и доберёмся до его царства.

Нам предстоит выполнить десять заданий. После верно выполненного задания мы сможем освободить одну букву. Буква заколдована в воздушном шаре.

- А для того, чтобы на нашем занятии присутствовал дух соревнования, я предлагаю разбиться на две команды. Прошу вас придумать название своей команде и выбрать капитана.

- Раз у нас соревнование, значит должен кто-то оценивать. И этим будет заниматься наше строгое жюри. (Представление членов жюри)

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный стал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Вот теперь у нас всё готово. Команды есть, жюри присутствует. Начинаем.

1 конкурс «Представление»

Каждая команда представляет своего капитана и название команды. Данный конкурс оценивается по пятибалльной системе. После каждого задания жюри оглашает результаты.

2 конкурс «Подбиралки»

У каждой команды карточка. В словах пропущена буква. Нужно вставить букву и верно подобрать проверочное слово. За каждое правильное подобранное слово присуждается 1 балл.

Карточка

Уд..вительно ( ), м..нять ( ), л..пить ( ), расч..щать ( ), л..нивый ( ), скр..пучий ( ), м..стерить ( ).

3 конкурс «Исправь ошибку»

Каждая команда получает предложения, записанные на карточке. Нужно найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает по 1 баллу.

Карточка

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь.

4 конкурс «Капитанов»

За определённое время капитанам следует разгадать шарады. Побеждает тот капитан, который быстрее и верно разгадает.

Шарады

С Е торопят, если знают,

Что не долго уж до срока.

С И – учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши - спиши)


С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко. (Слизать – слезать)


С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И. (Запевай – Запивай)


5 конкурс «Письма»

- Перед вами письма. Помогите Ване разобраться, в чём его ошибки! За найденные все ошибки в письме, команда получает 5 баллов.

Карточка

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо следующего содержания.

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

В ответ он получил такое письмо от Маши:

Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?

Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

6 конкурс «Отвечай, не зевай»

Участники из первой команды по очереди называют слова с безударной гласной. А из противоположной команды должны ответить проверочным словом, Команда, которая три раза не сумела подобрать за 30 сек. проверочное слово, считается проигравшей.

7 конкурс «Занимательные стихи»

- Найдите ошибки в стихотворении и объясните, каких правил не знает Миша. За правильное объяснение ошибки команда получает по 1 баллу.

Пришло письмишко мне.

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЁЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ

БЫЛ ДОВОЛЕН».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

( А. Шибаев)

8 конкурс «Яблонька»

- На доске дерево яблони. На этой яблоньке выросли не простые яблоки. Они крупные и на них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто правильно скажет, какая буква пропущена в слове и докажет.

Слова записаны на доске. По очереди из обеих команд выходят участники, доказывают, что именно эту букву нужно вставить и срывают нужное яблоко. Побеждает та, команда, у которой будет больше яблок.

З..мля, в..на, пл..сать, ш..лун, п..терка, р..ка, м..ря, д..ма, ств..лы, гр..чи, л..сты, др..зды, м..чи, п..тно, п..ро, с..стра, л..цо.

9 конкурс «Обгонялки»

Каждая команда получает чистый лист. Задача участников заключается в том, что первый участник каждой команды, по команде ведущего, записывает слово с безударной гласной. Следующий участник записывает слово, начинающее на последнюю букву предыдущего слова. Побеждает та команда, которая быстрее и верно справится с заданием. За каждое слово – 1 балл.

10 конкурс «Творческий»

Придумать за определённое время сказку со словарными словами, где главные герои были бы фрукты, овощи, животные и т.п. Побеждает команда, у которой сказка получится интереснее. За конкурс – 5 баллов.

- Вот мы с вами и освободили все гласные буквы. Злые чары Кощея Безударного не будут больше мешать писать нам грамотно. Давайте подведём итог нашего занятия. Слово предоставляется членам жюри.

Вручение грамот, памяток с правилами.

- Всем спасибо!

Литература

Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

Зеленина Л.М. Русский язык: Дидактический материал – М.: Просвещение, 2004.

Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе – Издательский центр «МарТ», 2004.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.


Опубликовано


Комментарии (1)

Антропова Мария Александровна, 07.06.20 в 08:14 1Ответить Пожаловаться
Светлана Владимировна, благодарю за публикацию. Тема всегда актуальна! Взяла в свою копилку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.