Театрализованный урок «Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей»

9
1
Материал опубликован 22 September 2023 в группе

Иванова Анна Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ХМАО-Югра, Белоярский район,

МАОУ СОШ п. Сосновка

Театрализованный урок

«Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей»

Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация. Театрализация – это методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления. Театрализация на уроках развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.

В театрализованном уроке намечаются две линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга. Первая – восприятие произведений и текстов, вторая – собственное оригинальное творчество читателя-школьника. Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь при активной деятельности всех сфер его личности, эмоциональном отклике, сопереживании к событиям жизни людей разных культурных эпох. Используя систему приемов театрализации опираемся на три аспекта:

- литературоведческий (содержательная сторона);

- образовательный (обучающая сторона);

- культурологический (развивающая сторона).

Такой урок связан с привлечением театральных средств, атрибутов при обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятого настроения, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Этапы театрализации:

подготовка - восприятие и осмысление;

постановка - исполнительский анализ;

рефлексия – переосмысление.

Конспект учебного занятия

Класс 9

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: «Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Форма проведения: работа творческих групп

Цели урока:

Знать особенности толковых словарей, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при подготовке к урокам.

Развитие умения слушать, запоминать, пользоваться словарём; расширить познания о словарях, об истории возникновения и развития словарного дела в России, а также показать практическое применение различных видов словарей в жизни. Для этого творческие группы учащихся обратились к историческим сведениям о развитии словарного дела в России (группа «Историки»), изучили литературу, посвященную жизни и деятельности создателям толковых словарей В.И. Далю и С.И. Ожегову (группа «Персоналии»); группа «Исследователи-искатели» занимается поиском и анализом слов с целью изучения потребностей в практическом применении.

Воспитание ценностного отношения к русскому языку, к словарям.

Оборудование: Учебный класс, плакаты, словари, наглядность: выставка различных типов словарей, энциклопедий, справочной литературы, портреты В.И. Даля, С.И. Ожегова.

Ход учебного занятия.

Организационный момент (ПОДГОТОВКА) 10 минут

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

-Ребята, иду сейчас по коридору, а там пятиклассники ругаются. Один другому кричит: «Фигляр!». Вы не знаете, это что новое ругательство? Вы слышали такое слово? Что оно означает? Это вообще на каком языке?


-Что делать?

-У меня есть словарь (даю шахматный)

Ученице даю словарь, ищет, остальные записывают число.

- Какой нужен?

- У меня сегодня для вас много словарей в наличии. Как считаете, случайно сегодня у меня эти книги?

- Все верно! Тема урока: словари. Точнее, «Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей»

Наша задача: Познакомиться с различными видами словарей и научиться ими пользоваться.

Учитель:

- Нас встречает специалист по словарям (Магистр Словарей)




























Учитель: ну что, ребята я предлагаю отправиться в путь за нашим Магистром и ответить на наш вопрос.

Подготовка к уроку.

Приветствие учителя.


Ответы на удивлённые вопросы учителя:

- посмотреть по словарю, в интернете…


- нет в это словаре таких слов, этот словарь не подходит, нужен другой.

- может быть лексический, этимологический….


- Нет, наверное, будем изучать словари или работать со словарями.







В класс входит (заранее подготовленный ученик) Магистр Словарей, подходит к столу, надевает шляпу, набрасывает накидку и говорит:

«Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в Академию Словарей, опустимся в хранилище книг. Путешествуя по хранилищу, мы познакомимся с наукой, которая занимается изучением теории составления словарей, встретимся с разными типами и видами словарей, узнаем об их назначении. Начинаем путешествие!»

Магистр словарей:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо-

Не скудела в наши дни.

- Я являюсь хранителем этажа, где помещены все словари. Всеми типами словарей испокон веков занималась наука Лексикография (изучение теории и практики составления словарей). Оно пришло к нам с греческого языка: «lecikos» - «слово» (написано карточкой на доске) «grapho» - «пишу»

Все мои словари делятся на 2 группы: Энциклопедические и Лингвистические. Цель энциклопедических словарей - объяснить суть явления соответствующей области знания, искусства, производства…); цель лингвистических словарей – собрать и объяснить слова, фразеологизмы, растолковать лексическое и грамматическое значения, употребляемость в речи.

Знания: знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Наглядность: Доска с цитатами: Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (Анатоль Франс)

Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос. (народное изречение)


Знакомство с новым материалом. ПОСТАНОВКА (Чтение в лицах) 30 минут

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Предлагаю всем разделиться 3 на группы. Вы сели за парты и наверняка заметили, что на столе у каждого лежат разноцветные фишки.

- Желтые фишки: группа «Персоналии». Прошу всех за другой стол.

-У каждой группы своя функция работы. В конце, вы должны выступить с результатом своих творческих поисков. Кроме этого, есть еще задания для всех команд, где нужно ответить на вопросы.
















- Итак, все группы получили задания, приступаем к работе. У вас на работу выделено 10 минут и начнем выступление.




- Время вышло. Слушаем выступление наших групп. Первыми выступают «Историки».


- Спасибо большое за выступление, я думаю, Вам понравилось быть историками. Слушаем вторую группу «Персоналии», которые изучали литературу, посвященную жизни и деятельности создателям толковых словарей В.И. Далю и С.И. Ожегову.


- Благодарим за выступление. Мы узнали факты о жизни С.И. Ожегова и В.И. Даля. Слушаем третью группу «Исследователи-искатели», которые изучили типы словарей: лингвистические, толковые, энциклопедические.


Учитель: Спасибо всем за работу и выступления. С этим заданием вы справились, молодцы. Идем дальше. (педагог подходит к выставке книг).

-Здесь у меня хранятся все виды орфографических словарей. Давайте с ними познакомимся. (Представляются школьные словари)

















Проверка домашнего задания

Учитель: На дом было дано задание: написать «Хвалебную ОДУ словарю». Кто готов озвучить свою оду?



Магистр словарей:

Красные фишки: группа «Историки». Прошу всех быстро собраться в одну группу.

Зеленые фишки: «Исследователи-искатели». Прошу Вас к третьему столу.



- Готовы!? А теперь ребята примите от меня задания:

Группа «Историки» получает текст «История словарного дела в России», но он раздроблен на части, вам нужно собрать текст в одно целое. Для этого творческая группа учащихся может обратиться к историческим сведениям о развитии словарного дела в России. Вам нужно выступить перед аудиторией в образах ученых и представить свою работу.

Вторая группа «Персоналии» изучает литературу, посвященную жизни и деятельности создателям толковых словарей В.И. Далю и С.И. Ожегову «Два типа словарей: лингвистические и энциклопедические». Вы выступаете в образе греческих философов.

«Исследователи-искатели» подготовят материалы об одном слове по разным типам словарей. Выступят перед аудиторией в образе лингвиста, открывателе секретов русского языка, В.В. Виноградова.


(Учащиеся работают в группах. Учитель подходит, помогает ребятам, если у них появились вопросы)



Выступает группа «Историки» в образах ученых «История словарного дела в России» (приложение 1)


Группа «Персоналии» с сообщением о жизни и деятельности В.И. Даля и С.И. Ожегова. Ребята выступают в образе греческих философов (в мантиях и венках)

(Приложение1)



Группа «Исследователи-искатели» рассказывают о типах словарей.

Выступают перед аудиторией в образе лингвистов: В.В. Виноградов,А. А. Шахматов, Л. В. Щерба (приложение 1)







Учащиеся изучают словари, задают вопросы.


Магистр словарей: Теперь давайте разберемся со словом «Фигляр», которое мы услышали в начале урока. Поработаем с толковым словарем.

(Ребята сами зачитывают словарные статьи)

Толковый словарь Ожегова - ФИГЛЯР

ФИГЛЯ́Р, -а, муж.

1. Фокусник, акробат (устар.). Ярмарочный ф.

2. перен. Человек, к-рый паясничает, шут (в 3 знач.) (пренебр.). Жалкий ф | прил. фиглярский, -ая, -ое.

Толковый словарь Ушакова - ФИГЛЯР

ФИГЛЯ́Р, фигляра, муж. (польск. figlarz - шутник).

1. Фокусник, шут, акробат (разг. устар.). Ярмарочные фигляры. «Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери.» Пушкин. 2. перен. Кривляка, позер, человек, лишенный чувства собственного достоинства и стремящийся различными выходками заслужить чье-нибудь расположение (разг. пренебр.). 3. Хищная птица из сем. ястребиных (зоол.).


Ученик читает оду (образец):


Ода Русскому языку

О, язык, ты мой родной и сильный!

Нет в мире тебя красивей!

Ты самый лучший и могучий!

На свете нет тебя певучей!

Без тебя не мог бы я

Мечтать и думать,

Природу воспевать,

Друзей встречать.

Люблю тебя, язык, мой, русский!


3. РЕФЛЕКСИЯ: приведение в систему полученных учащимися знаний, эстетическая оценка. 5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: И верно говорит народное изречение: «не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке, говорил французский писатель Анатоль Франс. И это действительно так. Мы побывали с вами на одном этаже хранилища книг в Академии Словарей. На следующих уроках мы продолжим знакомство с другими видами словарей, побываем на других этажах хранилища.

- Давайте подытожим наш урок. Предлагаю творческую работу в виде «белого стиха», СИНКВЕЙН. Составим слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором ключевое слово СЛОВАРЬ

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

- Прочитайте, что получилось у Вас.

Домашнее задание: составить глоссарий на тему «Виды словарей».

Спасибо за активную работу. Я вами довольна. Молодцы.


Магистр словарей: Словари – не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Изучать словари, читать их нужно всегда. Они - наши помощники.






Ребята составляют синквейн по ключевому слову СЛОВАРЬ

(пример) 1. Словарь

Мудрый, поучительный

Учит, побуждает, объясняет

Словарь учит понимать слова

Глоссарий


Ребята прощаются с учителем: «Спасибо за урок!»



Приложение1:

Группа «Историки» История словарного дела в России

Современная лексикография многолика, она представляет широкий набор словарей разных типов, но основы ее закладывались в далеком прошлом, поэтому и мы обратимся сначала к истории.

Само слово словарь (обозначающее сборник слов, обычно в алфавитном порядке расположенных, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык) в русском языке появляется в конце XVIII в., постепенно вытесняя употреблявшееся наименование лексикон (от греческого lexikon – словарь). Одним из первых печатных словарей был «Лексикон славеноросский и имен толкование», труд известного в XVII в. ученого, видного просветителя и «книгопечатного мастера» Памвы Берынды. В этом словаре (изданном в Киеве в 1627г.) объяснялись непонятные старославянские и иностранные слова и имена (всего около 7000 слов).

Позже, в Петровскую эпоху, словарное дело расширяется и совершенствуется. Коренное преобразование русской жизни отразилось, естественно, и в языке, который пополнился множеством новых слов, терминов из разных областей науки и общественной жизни. В это время начинают активно переводится с разных языков научные труды, книги по-военному, морскому, инженерному делу, искусству и просвещению. Возникает насущная необходимость в словарях, объясняющих новые слова и помогающих в переводах разных иноземных книг.

Первым русским академиком был, как известно, Михаил Васильевич Ломоносов. В его многообразной, более чем двадцатилетней деятельности в стенах академии нашлось место и словарной работе. Ломоносов действительно не успел сам создать такой труд, однако влияние его опыта и идей было велико и непосредственно сказалось при составлении «Словаря Академии Российской» (1783-1794).

В начале XIX в. все более расширяется круг словарных работ. Языковеды и лексикографы обращаются к изучению разных сторон языка, к богатству его словарных запасов. Знаменательным событием не только для лексикографии, но и для всей русской культуры было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Необыкновенная ценность этого труда состояла прежде всего в том, что в нем нашел наиболее полное отражение русский язык середины XIX в.: кроме книжной, общелитературной лексики словарь содержит огромное количество народных, областных слов, а также богатую терминологию разных ремесел и профессий.

Словари XX века: в 30-е годы XX в. коллектив ученых (в него вошли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков) создает Толковый словарь русского языка в 4 томах (1934-1941). Однако, обладая многими достоинствами, словарь Ушакова не был компактным, однотомным, массовым. Такой словарь остался «на повестке дня». Только в 1949г. вышел первый однотомный словарь современного русского языка. Он был составлен С.И. Ожеговым при участии некоторых других членов этого же авторского коллектива. Слова сопровождались грамматическими и стилистическими пометами (пояснениями), указывалось также правильное ударение, в необходимых случаях и произношении. Словарь сразу же стал пользоваться заслуженной популярностью. С.И. Ожегов продолжал работу по его усовершенствованию и переизданию.


Группа «Персоналии» Сообщение о жизни и деятельности В.И. Даля и С.И. Ожегова.

Даль Владимир Иванович (1801–1872 гг.) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Работа над этим словарем заняла всю его взрослую жизнь: еще с 18 лет во время службы на флоте Владимир Иванович начал записывать незнакомые слова и их значения и занимался этим до самой смерти.

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Он получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений. В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук. В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде. В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861–1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Ожегов Сергей Иванович - Российский ученый. Лингвист. Лексикограф. Доктор филологических наук. Профессор. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова, который стал настольной книгой многих тысяч людей во всем мире, изучающих русский язык. Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года в поселке Каменное, Тверской области. После школы окончил филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

С конца 1920-х годов начал работу над составлением «Толкового словаря русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова, на базе которого Ожегов создал один из самых известных и популярных словарей, однотомный «Словарь русского языка», который фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Первое издание «Словаря русского языка» Ожегова вышло в 1949 году, и популярность словаря начала быстро расти. С того времени словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров.

От издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь улучшить его как универсальное пособие по культуре речи. До последних дней жизни ученый неустанно работал над совершенствованием своего детища. По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году в Институте русского языка создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи. Социолингвистические исследования Ожегова послужили основой для выдвижения им научной проблемы «Русский язык и советское общество». Монография в четырех книгах «Русский язык и советское общество.


Группа «Исследователи-искатели». Типы словарей: лингвистические, толковые и энциклопедические.

Словари бывают разнообразных типов. В первую очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические.

Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.

Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний». Поэтому любой читатель любого образовательного уровня может найти в ней необходимые сведения по интересующему его вопросу. Энциклопедия является важным средством самообразования. Это определяет структуру энциклопедии, содержание и принципы освещения материала. Составители БСЭ стремились к тому, чтобы статьи сочетали в себе научность, актуальность, краткость и доступность.

В лингвистических словарях объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуется их лексическое и грамматическое значение, употребительность в речи и т.п.

Четкое представление о различии между энциклопедическим и лингвистическим словарем может дать сопоставление соответствующих по заглавному слову двух объяснительных статей.

Для примера рассмотрим статьи с заглавным словом звук. (Раздаточный материал)

В «Советском энциклопедическом словаре»:

ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит Звуки с частотами от 16 Герц до 20 килогерц. Звук с частотами до 16 Герц называется инфразвуком, а больше 20 килогерц – ультразвуком. Наука о Звуках называется акустикой.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:

ЗВУК, -а, м. 1. Воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный звук (в отличие от шума). Ни звука. (о полном молчании). 2. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи. Звуки русского языка. II прил. звуковой, -ая, -ое.

Сопоставление двух словарных статей подтверждает вышеотмеченное различие в толковании слов данных двух типов словарей.

К лингвистическим словарям относятся переводные (двуязычные) словари, изданию которых в нашей стране уделяется большое внимание.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо! Интересный урок!

22 September 2023

Похожие публикации