Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе «Театральная столица»

6
0
Материал опубликован 17 August 2023

«Театральная столица»

(непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»;

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: повысить музыкальную культуру детей;

Задачи:

- учить детей различать различный характер, настроение в музыке, передавать их в движениях, различать выразительные интонации музыки, передающие образы персонажей симфонической сказки «Петя и волк";

- развивать слуховое внимание, ритмический слух, выразительное исполнение песни веселого характера, применяя дирижерский жест;

- развивать умение различать тембры музыкальных инструментов;

- закрепить марийские слова (салам лийже, чеверын, удыр – влак, рвезе – влак, уна – влак, тиде муро весела, шулыкан…) и использовать их в разговорной речи;

- воспитывать смелость, находчивость.

Ход занятия.

(под марийскую музыку в зал входят дети подготовительной группы, встают в круг)

Муз. руководитель : (поет) удыр- влак, салам лийже! (девочки, здравствуйте)

Девочки: (поют) салам лийже! (здравствуйте)

Муз.руководитель: (поет) рвезе- влак, салам лийже!(мальчики, здравствуйте)

Мальчики: (поют) салам лийже!

Ребята, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем всем доброго дня

Дети: (поют) салам лийже, уна- влак! (здравствуйте, гости)

Муз. руководитель: Ребята, скажите, как называется республика, в которой мы живем? (Марий Эл). А как называется город, столица Марий Эл? (Йошкар –Ола). Правильно. Йошкар-Ола - большой, красивый город. В нем много парков, аллей, учебных заведений, кинотеатров, торговых центров, музеев… А еще, ребята, в нашем городе немало театров. Предлагаю начать знакомство с театра оперы и балета имени Э. Сапаева (слайд с изображением театра оперы и балета Э.Сапаева). Посмотрите, какой он большой и красивый. В этом храме музыкального искусства зрители могут послушать оперу, увидеть балет, послушать симфоническую музыку. Ребята, а какую симфоническую музыку мы с вами слушали? (симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева). Давайте мы с вами вспомним, о чем это сказка? (дети пересказывают содержание сказки). А теперь представим, что мы в этом театре и слушаем эту симфоническую сказку. Узнаем ли мы в музыке героев сказки?

(звучит мелодия Пети).

- Кого изображает эта мелодия? (Петю)

- Почему? (потому что музыка веселая, радостная, отрывистая, добрая. И Петя тоже веселый, смелый…)

- Какой инструмент играет мелодию Пети? (Струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель).

Давайте проверим себя (Слайд). Молодцы, правильно. Вот звучит следующая мелодия (вопросы повторяются со всеми персонажами симфонической сказки : слайды…..).

Вот и прозвучали последние аккорды музыки.

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым для вас словом – «лейтмотив». Лейтмотив - это мелодия, изображающая, тот или иной персонаж и она звучит всегда, когда появляется персонаж.

Вот еще один театр. Это - марийский драматический театр имени М. Шкетана. (слайд с изображением марийского драматического театра им. М. Шкетана). Здесь проходят концерты хоровых, танцевальных коллективов, которые исполняют и марийские, и русские песни и пляски, различные спектакли… Хотя мы с вами еще не певцы, но в небольшом в своем детском хоре мы уже научились петь, правда? Чтобы хорошо звучали наши голоса, нужно распеться.

Упражнение для голоса «На птичьем дворе»

Прежде чем исполнить песню, узнайте ее по ритму.

(музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок марийской песни «Колыштат гын – колат»). Узнали песню? У каждого хора есть руководитель. А как называют руководителя хора? (дирижер). Нам тоже нужно выбрать дирижера для нашего хора. Кто хочет быть дирижером? (выбирают дирижера).

Дети исполняют песню «Колыштат гын – колат» (сл. М. Петрова, муз. И. Кульшетова).

Вам понравилось петь с дирижером? Скажите, какая песня по настроению? (веселая, задорная…) А давайте вспомним, как будет на марийском языке – «эта песня веселая». Дети: Тиде муро весела (эта песня веселая).

Муз. руководитель: Эта песня, как и все песни, состоит из нескольких частей. Кто хочет разложить все части этой песни геометрическими фигурами на магнитной доске? (ребенок выкладывает части песни на доске геометрическими фигурами, отмечая: куплеты – квадратами, припевы – треугольниками, вступление, проигрыши, заключение – кругами).

А теперь узнайте следующую песню по ритму (музыкальный руководитель хлопает ритм песни «Осень постучалась к нам» (сл. Т. Прописнова, муз. И. Смирнова) (дети узнают песню). Я предлагаю одной группе детей – спеть, а другой - под нее станцевать.

Одна группа детей поет, другая - танцует, передавая движениями плавный, грустный характер песни.

Скажите, а эта песня, какая по настроению (грустная, печальная…). А как мы скажем на марийском языке –«Эта песня грустная».

Дети: Тиде муро шулыкан.

Ребята, еще один театр, самый веселый и самый детский, это – театр кукол, который располагается на берегу реки Кокшага. Профессия артиста – трудная,

требует много сил и умений. Прежде чем выйти на сцену, актеры много тренируются, репетируют. Мы пока еще маленькие, но сыграть небольшую роль мы уже можем, правда? Представим, что мы - артисты, и выполним несколько театральных упражнений.

Задание:

Бывает без сомненья разное настроение.

Его я буду называть - попробуй его показать.

(грусть, радость, страх, восторг…)

2 задание:

А теперь пришла пора общаться жестами

Я вам слово говорю - в ответ от вас я жестов жду

(«иди сюда», «уходи», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю»)

3 задание.

Произнести четверостишье с разной интонацией:

Осень наступила – кружит листопад

Желтые листочки под ноги летят.

(грусть, радость, страх)

Задания все выполнены. Сегодня я предлагаю одним детям взять на себя роль артистов, другим – зрителей. Зрители, мы попросим вас помочь оформить нашу импровизированную сцену декорацией. Артисты можете наряжаться.

Дети показывают музыкальную сценку «Осенняя сказка»

Вот мы с вами и познакомились с театрами Йошкар – Олы. Кто запомнил их названия (театр оперы и балета имени Э. Сапаева, марийский драматический театр имени М. Шкетана, театр кукол). Мне очень понравилось с вами беседовать. Вы были активными, внимательными, очень старались,…Предлагаю выбрать карточку, цвет которого соответствует вашему настроению (дети выбирают карточки). Я вижу у всех карточки ярких, светлых оттенков. Значит у всех веселое настроение. Пришла пора прощаться с вами (поет) – Удыр – влак, чеверын! (девочки, до свидания!).

Девочки (поют): Чеверын! (до свидания)

Рвезе – влак, чеверын! (мальчики, до свидания).

Мальчики (поют): До свидания!

Дети (вместе поют): Уна – влак, чеверын! (гости, до свидания)

Гости (поют): Чеверын!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации