Технологическая карта урока русский язык по теме «Различаем разделительные Ъ и Ь» (2 класс)

6
0
Материал опубликован 3 April

 

 

Тема урока: «Различаем разделительные ъ и ь знаки »

Класс: 2

УМК:Начальная школа XXIвека

Учитель: Ванчугова Светлана Михайловна

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:создать условия для формирования у обучающихся знаний о разделительных ъ и ь знаках

Задачи:

образовательная:

- знакомить обучающихся с правилами написания разделительных ъ и ь;

- учить различать разделительные ъ и ь на основе определения орфограммы в слове.

воспитательная:

- воспитывать познавательный интерес к учебному предмету «Русский язык» и к изучаемой теме.

3) развивающая:

- развивать такие психофизические процессы, как мышление, память, воображение, речевые процессы, развивать навыки самоконтроля.

Формируемые УУД:

Предметные: научатся использовать в речи родственные слова, приставку, корень; определять слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

 

Метапредметные:

познавательные: формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир, математика

Формы деятельности:

Фронтальная, индивидуальная

Формы обучения:

Консультация, беседа, самостоятельная работа, работа с комментированием

Ресурсы:

У учителя – меловая доска, учебник УМК «Начальная школа XXI века», раздаточный материал, ТСО, презентация.

У ученика – учебник УМК «Начальная школа XXI века» русский язык 2 класс 1 часть

 

План урока

Организационно-мотивационный этап – 2 мин;

Формулировка темы урока, целеполагание – 5 мин;

Актуализация опорных знаний – 3 мин;

Ознакомление и первичное закрепление изученного материала - 26 мин;

Подведение итогов, д/з – 2 мин;

Рефлексия – 2 мин;

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный этап

 

Цель: настроить и мотивировать на урок

 

Время: 2 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений, 
Мы вместе сочиним урок! 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке

личностные:

формирование внутренней позиции школьника.

 

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников.

 

2. Формулировка темы урока, целеполагание.

 

Цель: сформулировать тему урока, поставить цель на урок совместно с учителем.

 

Время: 5 мин

 

Сегодня нас ждет очень интересная и непростая работа на уроке. Я открою вам небольшую тайну… Каждый человек может на время стать любым высококвалифицированным специалистом.

Чтобы узнать, кем нам сегодня предстоит стать, послушайте и отгадайте загадку:

С лупой в руках притаился средь ив,

Отважный герой – это наш …

Сегодня я вам предлагаю стать настоящими детективами.

Кто такой детектив?

 

Верно! Детектив –это профессиональное название лица, занятого гласным и негласным расследованием преступлений и происшествий в интересах государства  или частых лиц

Какими качествами должны обладать детективы?

 

 

 

Итак, мы с вами сегодня наш кабинет превращается в детективное агентство, а мы будем его сотрудниками, то есть детективами.

- Ребята, в наше агентство поступило письмо от жителей Грамматики с просьбой о помощи.Откроем его. « Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее  отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное  место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли.  Помогите, пожалуйста.»

На ленте букв спрятаны ъ и ь знаки

Какие буквы потеряли свое место?

- Вы настоящие детективы и внимательны к деталям.

Значит как мы назовем дело, которое будем расследовать сегодня?

- Название нашего дела звучит следующим образом: «Различаем разделительные ъ и ь знаки»

- Какие задачи ставят перед собой детективы?(на слайде)

 

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3.Принимать решения.

4.Искать пути решения проблемы.

 (прочитайте задачи с доски)

Все верно! Приступим к расследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-детектив

 

 

 

 

- это человек, который расследует преступления

 

 

 

 

 

 

 

- Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- разделительные ъ и ь знаки

 

 

- разделительные ъ и ь знаки

 

 

 

- определить, чем различаются разделительные ъ и ь знаки

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

3. Актуализация опорных знаний

 

Цель: актуализировать необходимые для работы знания детей

 

Время: 3 мин

Минутка чистописания

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе – это наши тетради. Что является самым главным в работе детектива?

Продолжите фразу: Остаться … (незамеченным).

Детективы собирают улики и они должны быть предельно внимательны. Чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, они надевают перчатки.

Для этого и мы с вами, как настоящие эксперты, должны надеть перчатки.

 

А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.

Сначала необходимо записать, когда мыначали наше дело.

(Число, классная работа).

Записать сочетание символов до конца строки:

Ребята, посмотрите на доску. Вставь пропущенную букву и запиши слова.

Об+явление, под+ехал, с+ели, в+юга.

- Настоящий детектив должен уметь выстраивать логические цепочки, чтобы верно собрать улики по делу. Вспомните, когда пишется разделительный ь знак?

 

 

Когда пишется разделительный ъ знак?

 

 

 

Все верно! Молодцы, юные детективы! У вас на столе лежат картинки лупы и следов. Если вы считаете, что хорошо знаете материал – покажите мне лупу, а если считаете, что к этому нужно будет потом вернуться, тогда следы. Молодцы! Мы продолжаем раскрывать дело.

 

 

 

 

 

 

Незамеченным

 

 

 

 

 

Выполняют задание пальчиковой гимнастики (надевают перчатки, поправляют каждый пальчик).

 

 

Открывают тетради, записывают число и классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- он пишется в корне после согласных букв перед гласными е, ё, ю, и, я.

 

-он пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я.

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

4. Ознакомление и первичное закрепление изученного материала


 

Цель: познакомить обучающихся с новым материалом и закрепить их знания по этой теме


 

Время: 26 мин

Посмотрите на эти знаки.

Что мы можем выделить у них общего?

 

 

-Какие мы можем выделить у них различия?

 

Теперь в своих тетрадях составьте фоторобот ъ и ь знаков, которые мы должны найти.

 

Нам с вами необходимо ознакомиться с деталями дела. Помощниками нам в этом запутанном деле станут учебники.

Открываем учебники на стр. 160

Зачитаем показания одного из свидетелей.

Права ли Маша?

 

Сейчас мы поучимся применять это правило.

Посмотрите на слайд

[л и с й а]

- какое слово?

- в какой части слова эта орфограмма?

- подберем однокоренные слова

Прочитайте вывод по учебнику.

 

 

[падйэзды]

- какое слово?

- в какой части слова эта орфограмма?

- подберем однокоренные слова

 

Зачитайте вывод по учебнику.

 

 

 

 

 

Молодцы, юные детективы! Мы ознакомились с деталями дела и теперь знаем, в каких случаях писать разделительные ъ и ь знаки. Сейчас мы можем выдвигаться на место преступления.

Нам с вами необходимо провести сбор улик в упр. 1 на стр.161.

Вам нужно объяснить написание ъ и ь знаков. Работаем по цепочке у доски, не забываем выделять морфемы, то есть те части слова, в которых находится разделительный знак.

Вьюга, почему пишем разделительный ь знак?

 

Въезд, почему пишем разделительный ъ знак?

 

 

 

 

 

 

Молодцы, детективы! Все верно! Если вы довольны своей работой в этом задании, покажите мне лупу, если нет – следы.

 

- Любому детективу обязательно нужно отдохнуть, набраться сил на дальнейшее расследование.

Физкультминутка

Мы отдохнули и готовы идти дальше.

 

Мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, что различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень.

Сейчас устроим им очную ставку.

Из листов, которые лежат у вас на партах, вам нужно выписать в начале все слова с разделительным ъ знаком, затем с ь знаком. Не забываем выделять части слова, детективы должны быть внимательны к мелочам.

Подписываем упр. 2

Об…явление, от…езд, гост…я, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…юга,ноч.ю, с.емка, обез.яна, жил.е.

Проверка со слайда

У кого все верно, поднимите лупу, а кому следует вернуться к этому заданию и сделать работу над ошибками, покажите следы.

Молодцы!

А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Подписываем в тетрадях упр.3.

Найдите ошибки и исправьте их.(на слайде)

Повторене – мать ученя.

Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.

Здорове всего дороже.

С чем подехал, с тем и отехал

 

(проверка со слайда)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

У кого все верно, поднимите лупу, а кому следует вернуться к этому заданию и сделать работу над ошибками, покажите следы.

Посмотрите, ребята , на слайд. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, верну братьев на место. Безграмотность

Сейчас мы с вами проведем экспертизу этого письма. Подписываем упр. 4

Метель, пурга –

Сжался, скорчился –

Товарищи, приятели –

Спуск с горы –

Вам нужно заметить эти слова одним словом, записать это слово в свои тетради, назвать какой разделительный знак вы поставили и почему.

Молодцы! Юные детективы, мы справились и успешно завершили дело о двух братьях. Теперь Безграмотность вернет их на место.

 

 

- они оба разделительные, стоят перед одинаковыми буквами

 

- ъ стоит после приставки, а ь в корне слова; ь служит показателем мягкости.

 

- записывают в тетрадях ъ и ь знаки

 

 

 

 

 

 

1 ученик читает правило

- да, она назвала верные случаи употребления ъ и ь знаков

 

 

 

- лисья

 

- в корне слова

- лиса, лисичка

Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь: лисья

 

-подъезды

 

- после приставок

- объезд, проезды, переезды

Орфограмма после приставки, которая оканчивается на букву согласного звука. Корень начинается с буквы е, пишем ъ: подъезды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как он пишется в корне слова, перед буквой ю

 

Так как он пишется после приставки, перед буквой е

 

Вьюн

Подъём

Въехать

Пьют

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С ъ знаком: объявление, отъезд, объём, разъяснил, въезд, съемка.

С ь знаком: гостья, угощенье, мытье, варенье, вьюга, ночью,обезьяна, жилье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторенье – мать ученья.

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Здоровье дороже всего.

С чем подъехал, с тем и отъехал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вьюга

Съёжился

Друзья

Съезд

познавательные:

формировать

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение актуализировать полученные знания;

умение предварительно анализировать текст задачи;

умение использовать приёмы анализа и синтеза.

регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

умение выполнять учебное действие различными способами;

умение оценивать результат своей работы.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

5.Подведение итогов урока. Д/з

 

Цель: подвести итог урока совместно собучающимися и задать домашнее задание.

 

Время: 2 мин.

Наше дело подходит к концу.

Как называлось наше дело?

Удалось нашему агентству раскрыть это преступление?

Если детективы что-то не успевают сделать в агентстве, они берут работу домой, поэтому вам, как настоящим детективам, то же придется взять работу на дом.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: упр. 2 стр. 161.

Но это еще не все. Отличительными знаками за активное участие при раскрытии столь важного дела награждаются следующие детективы:…

С обратной стороны этих знаков написаны ваши отметки за урок.

 

- различаем разделительные ъ и ь знаки

-да

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника.

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.

6.Рефлексия

 

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Время: 2 мин

Ребята, нам пришло еще одно письмо.

Прочитаем его.

« Спасибо вам, юные детективы, за содействие, оказанное при раскрытии дела «Различаем разделительные ъ и ь знаки », поздравляю с успешным завершением дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний было раскрыто это преступление. Вы большие молодцы!»

-Ребята те, кто считают, что ему подходят данные фразы, встаньте.

Мне было интересно, потому что я узнал много нового.

Мне было интересно, потому что я смог выполнить все задания.

Я работал хорошо, но не в полную силу.

Мне надо быть внимательнее.

Внимательно слушают учителя

личностные:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

умение анализировать проделанную работу;

формирование внутренней позиции школьника

коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;

умение грамотно излагать свои мысли;

умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации