12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ванчугова Светлана Михайловна10373 В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников Россия, Кировская обл., советск |
Технологическая карта урока русский язык по теме " Различаем разделительные Ъ и Ь"
Тема урока: «Различаем разделительные ъ и ь знаки »
Класс: 2
УМК:Начальная школа XXIвека
Учитель: Ванчугова Светлана Михайловна
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:создать условия для формирования у обучающихся знаний о разделительных ъ и ь знаках
Задачи:
образовательная:
- знакомить обучающихся с правилами написания разделительных ъ и ь;
- учить различать разделительные ъ и ь на основе определения орфограммы в слове.
воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес к учебному предмету «Русский язык» и к изучаемой теме.
3) развивающая:
- развивать такие психофизические процессы, как мышление, память, воображение, речевые процессы, развивать навыки самоконтроля.
Формируемые УУД:
Предметные: научатся использовать в речи родственные слова, приставку, корень; определять слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
Личностные:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
умение анализировать проделанную работу;
формирование внутренней позиции школьника.
Метапредметные:
познавательные: формировать
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение актуализировать полученные знания;
умение предварительно анализировать текст задачи;
умение использовать приёмы анализа и синтеза.
регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;
умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;
умение выполнять учебное действие различными способами;
умение оценивать результат своей работы.
коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя и своих сверстников;
умение грамотно излагать свои мысли;
умение конкретно отвечать на поставленные вопросы.
Межпредметные связи:
Литературное чтение, окружающий мир, математика
Формы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная
Формы обучения:
Консультация, беседа, самостоятельная работа, работа с комментированием
Ресурсы:
У учителя – меловая доска, учебник УМК «Начальная школа XXI века», раздаточный материал, ТСО, презентация.
У ученика – учебник УМК «Начальная школа XXI века» русский язык 2 класс 1 часть
План урока
Организационно-мотивационный этап – 2 мин;
Формулировка темы урока, целеполагание – 5 мин;
Актуализация опорных знаний – 3 мин;
Подведение итогов, д/з – 2 мин;
Рефлексия – 2 мин;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность урока | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный этап Цель: настроить и мотивировать на урок Время: 2 мин | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке | личностные: • формирование внутренней позиции школьника. коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников. |
2. Формулировка темы урока, целеполагание. Цель: сформулировать тему урока, поставить цель на урок совместно с учителем. Время: 5 мин | Сегодня нас ждет очень интересная и непростая работа на уроке. Я открою вам небольшую тайну… Каждый человек может на время стать любым высококвалифицированным специалистом. Чтобы узнать, кем нам сегодня предстоит стать, послушайте и отгадайте загадку: С лупой в руках притаился средь ив, Отважный герой – это наш … Сегодня я вам предлагаю стать настоящими детективами. Кто такой детектив? Верно! Детектив –это профессиональное название лица, занятого гласным и негласным расследованием преступлений и происшествий в интересах государства или частых лиц Какими качествами должны обладать детективы? Итак, мы с вами сегодня наш кабинет превращается в детективное агентство, а мы будем его сотрудниками, то есть детективами. - Ребята, в наше агентство поступило письмо от жителей Грамматики с просьбой о помощи.Откроем его. « Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите. Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста.» На ленте букв спрятаны ъ и ь знаки Какие буквы потеряли свое место? - Вы настоящие детективы и внимательны к деталям. Значит как мы назовем дело, которое будем расследовать сегодня? - Название нашего дела звучит следующим образом: «Различаем разделительные ъ и ь знаки» - Какие задачи ставят перед собой детективы?(на слайде) 1.Мы будем собирать информацию. 2.Делать выводы. 3.Принимать решения. 4.Искать пути решения проблемы. (прочитайте задачи с доски) Все верно! Приступим к расследованию. | -детектив - это человек, который расследует преступления - Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность - разделительные ъ и ь знаки - разделительные ъ и ь знаки - определить, чем различаются разделительные ъ и ь знаки | познавательные: формировать • умение устанавливать причинно-следственные связи; • умение актуализировать полученные знания; • умение предварительно анализировать текст задачи; • умение использовать приёмы анализа и синтеза. регулятивные: • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; • умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; • умение выполнять учебное действие различными способами; • умение оценивать результат своей работы. коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников; • умение грамотно излагать свои мысли; • умение конкретно отвечать на поставленные вопросы. |
3. Актуализация опорных знаний Цель: актуализировать необходимые для работы знания детей Время: 3 мин | Минутка чистописания Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе – это наши тетради. Что является самым главным в работе детектива? Продолжите фразу: Остаться … (незамеченным). Детективы собирают улики и они должны быть предельно внимательны. Чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, они надевают перчатки. Для этого и мы с вами, как настоящие эксперты, должны надеть перчатки. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мыначали наше дело. (Число, классная работа). Записать сочетание символов до конца строки: Ребята, посмотрите на доску. Вставь пропущенную букву и запиши слова. Об+явление, под+ехал, с+ели, в+юга. - Настоящий детектив должен уметь выстраивать логические цепочки, чтобы верно собрать улики по делу. Вспомните, когда пишется разделительный ь знак? Когда пишется разделительный ъ знак? Все верно! Молодцы, юные детективы! У вас на столе лежат картинки лупы и следов. Если вы считаете, что хорошо знаете материал – покажите мне лупу, а если считаете, что к этому нужно будет потом вернуться, тогда следы. Молодцы! Мы продолжаем раскрывать дело. | Незамеченным Выполняют задание пальчиковой гимнастики (надевают перчатки, поправляют каждый пальчик). Открывают тетради, записывают число и классная работа. - он пишется в корне после согласных букв перед гласными е, ё, ю, и, я. -он пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е, ё, ю, я. | познавательные: формировать • умение устанавливать причинно-следственные связи; • умение актуализировать полученные знания; • умение предварительно анализировать текст задачи; • умение использовать приёмы анализа и синтеза. регулятивные: • умение использовать приёмы анализа и синтеза. регулятивные: • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; • умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; • умение выполнять учебное действие различными способами; • умение оценивать результат своей работы. коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников; • умение грамотно излагать свои мысли; • умение конкретно отвечать на поставленные вопросы. |
4. Ознакомление и первичное закрепление изученного материала Цель: познакомить обучающихся с новым материалом и закрепить их знания по этой теме Время: 26 мин | Посмотрите на эти знаки. Что мы можем выделить у них общего? -Какие мы можем выделить у них различия? Теперь в своих тетрадях составьте фоторобот ъ и ь знаков, которые мы должны найти. Нам с вами необходимо ознакомиться с деталями дела. Помощниками нам в этом запутанном деле станут учебники. Открываем учебники на стр. 160 Зачитаем показания одного из свидетелей. Права ли Маша? Сейчас мы поучимся применять это правило. Посмотрите на слайд [л и с й а] - какое слово? - в какой части слова эта орфограмма? - подберем однокоренные слова Прочитайте вывод по учебнику. [падйэзды] - какое слово? - в какой части слова эта орфограмма? - подберем однокоренные слова Зачитайте вывод по учебнику. Молодцы, юные детективы! Мы ознакомились с деталями дела и теперь знаем, в каких случаях писать разделительные ъ и ь знаки. Сейчас мы можем выдвигаться на место преступления. Нам с вами необходимо провести сбор улик в упр. 1 на стр.161. Вам нужно объяснить написание ъ и ь знаков. Работаем по цепочке у доски, не забываем выделять морфемы, то есть те части слова, в которых находится разделительный знак. Вьюга, почему пишем разделительный ь знак? Въезд, почему пишем разделительный ъ знак? Молодцы, детективы! Все верно! Если вы довольны своей работой в этом задании, покажите мне лупу, если нет – следы. - Любому детективу обязательно нужно отдохнуть, набраться сил на дальнейшее расследование. Физкультминутка Мы отдохнули и готовы идти дальше. Мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, что различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень. Сейчас устроим им очную ставку. Из листов, которые лежат у вас на партах, вам нужно выписать в начале все слова с разделительным ъ знаком, затем с ь знаком. Не забываем выделять части слова, детективы должны быть внимательны к мелочам. Подписываем упр. 2 Об…явление, от…езд, гост…я, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…юга,ноч.ю, с.емка, обез.яна, жил.е. Проверка со слайда У кого все верно, поднимите лупу, а кому следует вернуться к этому заданию и сделать работу над ошибками, покажите следы. Молодцы! А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Подписываем в тетрадях упр.3. Найдите ошибки и исправьте их.(на слайде) Повторене – мать ученя. Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть. Здорове всего дороже. С чем подехал, с тем и отехал (проверка со слайда) Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, не забывайте, что вы очень внимательные детективы. У кого все верно, поднимите лупу, а кому следует вернуться к этому заданию и сделать работу над ошибками, покажите следы. Посмотрите, ребята , на слайд. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, верну братьев на место. Безграмотность.» Сейчас мы с вами проведем экспертизу этого письма. Подписываем упр. 4 Метель, пурга – Сжался, скорчился – Товарищи, приятели – Спуск с горы – Вам нужно заметить эти слова одним словом, записать это слово в свои тетради, назвать какой разделительный знак вы поставили и почему. Молодцы! Юные детективы, мы справились и успешно завершили дело о двух братьях. Теперь Безграмотность вернет их на место. | - они оба разделительные, стоят перед одинаковыми буквами - ъ стоит после приставки, а ь в корне слова; ь служит показателем мягкости. - записывают в тетрадях ъ и ь знаки 1 ученик читает правило - да, она назвала верные случаи употребления ъ и ь знаков - лисья - в корне слова - лиса, лисичка Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь: лисья -подъезды - после приставок - объезд, проезды, переезды Орфограмма после приставки, которая оканчивается на букву согласного звука. Корень начинается с буквы е, пишем ъ: подъезды. Так как он пишется в корне слова, перед буквой ю Так как он пишется после приставки, перед буквой е Вьюн Подъём Въехать Пьют Выполняют физкультминутку С ъ знаком: объявление, отъезд, объём, разъяснил, въезд, съемка. С ь знаком: гостья, угощенье, мытье, варенье, вьюга, ночью,обезьяна, жилье. Повторенье – мать ученья. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. Здоровье дороже всего. С чем подъехал, с тем и отъехал. Вьюга Съёжился Друзья Съезд | познавательные: формировать • умение устанавливать причинно-следственные связи; • умение актуализировать полученные знания; • умение предварительно анализировать текст задачи; • умение использовать приёмы анализа и синтеза. регулятивные: • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; • умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; • умение выполнять учебное действие различными способами; • умение оценивать результат своей работы. коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников; • умение грамотно излагать свои мысли; • умение конкретно отвечать на поставленные вопросы. личностные: • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • умение анализировать проделанную работу; • формирование внутренней позиции школьника. |
5.Подведение итогов урока. Д/з Цель: подвести итог урока совместно собучающимися и задать домашнее задание. Время: 2 мин. | Наше дело подходит к концу. Как называлось наше дело? Удалось нашему агентству раскрыть это преступление? Если детективы что-то не успевают сделать в агентстве, они берут работу домой, поэтому вам, как настоящим детективам, то же придется взять работу на дом. Открываем дневники, записываем домашнее задание: упр. 2 стр. 161. Но это еще не все. Отличительными знаками за активное участие при раскрытии столь важного дела награждаются следующие детективы:… С обратной стороны этих знаков написаны ваши отметки за урок. | - различаем разделительные ъ и ь знаки -да | личностные: • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • умение анализировать проделанную работу; • формирование внутренней позиции школьника. коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников; • умение грамотно излагать свои мысли; • умение конкретно отвечать на поставленные вопросы. |
6.Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Время: 2 мин | Ребята, нам пришло еще одно письмо. Прочитаем его. « Спасибо вам, юные детективы, за содействие, оказанное при раскрытии дела «Различаем разделительные ъ и ь знаки », поздравляю с успешным завершением дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний было раскрыто это преступление. Вы большие молодцы!» -Ребята те, кто считают, что ему подходят данные фразы, встаньте. Мне было интересно, потому что я узнал много нового. Мне было интересно, потому что я смог выполнить все задания. Я работал хорошо, но не в полную силу. Мне надо быть внимательнее. | Внимательно слушают учителя | личностные: • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • умение анализировать проделанную работу; • формирование внутренней позиции школьника коммуникативные: • умение слушать и слышать учителя и своих сверстников; • умение грамотно излагать свои мысли; • умение конкретно отвечать на поставленные вопросы. |