Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема: «Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Ф.И.О.: Имамалыева Жанна Викторовна, учитель старших классов МАОУ «СОШ №2»
Предмет: Русский язык город Мегион
Класс: 7
Тема: Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Тип урока: комбинированный.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: устный и письменный.
Коллективная, групповая, индивидуальная работа.
Цели урока:
Обучающие:
Ознакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Научить находить орфограмму «Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий».
Повторить орфограмму «О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи».
Развивающие:
Создание ситуации для развития внимания, памяти, развитие орфографической зоркости учащихся.
Развитие навыка грамотной устной и письменной связной речи.
Развитие общей культуры, кругозора учащихся.
Воспитательные:
Формирование чувства уверенности в своих силах.
Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Формирование умения работать в коллективе.
Оборудование: карточки, компьютерная техника (презентация), учебник, рабочие тетради.
УУД Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь
Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.
Познавательные: использовать текстовую информацию.
Этап урока | Методы, приёмы, формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
1.Организационный момент | Беседа Фронтальная форма обучения | Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради, мотивация. | Приветствуют учителя, записывают дату в тетради | Личностные: самоопределение. Регулятивные: планировать свои действия. | Готовность рабочего места к работе. | |
2. Повторение. Актуализация знаний. | Фронтальный опрос, беседа | Учитель: Вспомним изученный ранее материал. Задаёт вопросы, контролирует ответы Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке. Учитель: А какие ещё части речи вы знаете? Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи пригодится вам при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран компьютера. На экране появилось первое задание: Тихий ш…пот, Ровный ш…в, Солнечным луч…м, Тёмной туч…й, Выпал снеж…к, Плюш…вый медведь, Освещ…нный светом, Выкраш…нная скамейка. Записываем в тетрадь и графически обозначаем. Учитель: Прокомментируйте записанное. Какие правила применялись для выполнения задания? Учитель: Скажите, пожалуйста, почему два последних словосочетания выделены чёрным цветом? Учитель: Назовите разряд причастий. Учитель: А может кто-то сказать, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях? Учитель: Итак, попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Тема урока записывается на доске.
| Отвечают на вопросы, поправляют ребят, дополняют, слушают, проверяют свои знания Ученики: О причастии. Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и др. Учащиеся записывают в тетрадь и графически обозначают орфограмму.
Учащиеся отвечают. Ученики узнают причастия. Ученики называют (причастия прошедшего времени). Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному ответу. Ученики формулируют тему урока | Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли. Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) | Учащиеся должны вспомнить изученное ранее. Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения. | |
3.Изучение нового материала. 4. Этап закрепления новых знаний. | Фронтальный опрос, беседа Знакомство с правилом. Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Работа с текстом Индивидуальная работа Работа в парах Составление алгоритма ответа. Выборочная работа Индивидуальная работа Индивидуализированная работа Выборочная работа Индивидуальная работа | Учитель: цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учитель: Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах. Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили? Учитель: Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учитель: проверьте себя. Открываем учебники на стр. 70. Выполнение упр. № 139 (по цепочке - на доске и в тетрадях). На партах у каждого ученика лежат листочки с текстом. Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окружённая деревянным выкрашенным забором. Учитель: какие части речи делают текст более выразительным? Задание: найти и выписать из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму. (На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием) Освещённый Расчищенный Поражённые Окружённая Выкрашенным Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу товарища. Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок написать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу). Слайды Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих: 1.Определить часть речи. 2.Поставить в слове ударение. 3.Выделить морфему с орфограммой. Учитель: Выполнение упр. 142 Распределить слова по видам орфограмм на месте пропусков. Учитель раздаёт карточки Выполнение упражнения № 140. Слова распределить в 2 колонки. Объяснить условия выбора букв е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Ученики вспоминают, что ставили ударение и выделяли морфемы. Ученики сообщают, что ударение падает на разные морфемы. Ученики формулируют правило Читают правило, отвечают на вопросы. Ученики выполняют упр. № 139 (по цепочке - на доске и в тетрадях). Учащиеся читают про себя и определяют, к какому типу относится текст. Ученики отвечают, что это прилагательные и причастия. Ученики выполняют задания Взаимопроверка. Ученики составляют алгоритм Выборочная работа учеников 1 ряд выписывает слова с буквой о после шипящих 2 ряд выписывает слова с буквой ё после шипящих 3 ряд выписывает слова с буквой е после шипящих Двое учеников в это время работают по карточкам. Карточка 1. Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, лесные трущ…бы, чугунная реш…тка, спелый крыж…вник, тяж…лый ожог, подж…г сарая, сж…г руку, деш…вый товар, вооруж…нное нападение, увлеч…ный работой, стереж…т дом, полож…нный срок, посаж…нное дерево. Карточка 2. Пунц…вая ленточка, склониться над колодц…м, загорож…ны реш…ткою, с холщ…вой сумкой через плеч…,приш…л доктор, ш…л точно ш…рох, таинственный ш…пот, перевязал мне ож…г, милая девч…ка, с ож…сточ…ным сердц…м. 2 ученика работают у доски по заданию. Затем дети оценивают работу товарищей, исправляя ошибки, если они есть. | Регулятивные: планировать действия при возникновении учебной ситуации. Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока. Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Познавательные: выстраивание алгоритма по применению правила. Коммуникативные: согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга. Общение и взаимодействие с партнёром (К) Извлечение необходимой информации (П) Самоопределение (Л) Контроль (Р) Классификация (П) Личностные: развивать и совершенствовать свою речь, редактируя текст. | Должны знать правило о правописании букв е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. . Должны отработать навыки написания букв е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу Умение работать в парах Развитие речи учащихся. Развитие коммуникативных навыков. Умение систематизировать материал. Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу. | |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Фронтальный опрос, беседа | Учитель: Чему учились? Что помогало? Подведём итоги. Учитель: Ребята, мы выполнили поставленную цель? Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня? Расскажите правило. Учитель дает ученикам лист с напечатанным текстом. Нужно устно продолжить фразы. | Ученики отвечают, а на экране компьютера появляется запись с выводами урока. Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Помогала постановка ударения Отвечают на вопросы, проговаривают правило. Ученики устно продолжают фразы: Сегодня на уроке мы изучили тему…; я узнал(а)…;я научился (ась)..; для меня было сложным…; мне понравилось… | Регулятивные: умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) | Умение формулировать цель обучения. Умение подводить итоги урока, делать выводы. | |
6. Домашнее задание | | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: выучить орфограмму №55, выполнить (по выбору) упр.141, упр.143, упр.144(сильная группа) | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) | |
Учебно-методическая литература
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008 г.
2 Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: «Просвещение», 2003 г.
3. Граник Г.Г.Секреты орфографии. Книга для уч-ся 5-7 классов Москва «Просвещение», 2001г.
4 Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям 5-8 классы Волгоград «Учитель», 2003г.
5. Иванова В. А., Потиха З. А. Занимательно о русском языке. – Ленинград: «Просвещение», 2002 г.
6. Петрановская Л.В Игры на уроках русского языка Москва «Мирос», 2001г.
7. Романова С. А. Тематическая разработка уроков русского языка в 7 классе.
8. Федорова М.Ф.. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007.
Титульный лист
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Ф.И.О.: Имамалыева Жанна Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Тема: Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Должность: учитель старших классов
МАОУ «СОШ №2»
Город Мегион