Урок по литературному чтению в 3 классе «Максим Горький "Случай с Евсейкой"»

0
1
Материал опубликован 22 February 2017

Тема: Максим Горький «Случай с Евсейкой»

Предмет, класс

Литературное чтение 3 класс.

Программа

«Школа России»

Учебник

Литературное чтение.

Учеб. для 3 кл. в 2 ч.

Л.Ф.Климанова, В.Г.Городецкий – М.: Просвещение, 2012

Учебно-методическое

обеспечение

компьютер, мультимедийный проектор,

карточки для работы в группах

Цель урока: Изучение и анализ произведения М.Горького «Случай с Евсейкой»

Задачи урока:

- -познакомить с биографией М. Горького,

-начать изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой.»

- развивать умения работать с текстом,

-совершенствовать навыки техники чтения, развивать устную речь, мышление, память, внимание

-расширять словарный запас учащихся

- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Форма урока: диалогический урок.

Образовательные технологии: ИКТ, ТКМЧП, обучение в сотрудничестве (работа в группах), здоровьесберегающая технология, формирование типа правильной читательской деятельности (работа с текстом).

План проведения урока:

Этапы урока

1.Вызов

2.Осмысление

3.Рефлексия

Планируемые результаты

Предметные: 

формировать умение работать с текстом, делать выбор необходимой информации

формировать представления об окружающем мире;

прогнозировать содержание раздела;

определять особенности сказки и рассказа;

Метапредметные

Личностные УУД: 

определять нравственный смысл поступков героя.

выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

уметь сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Регулятивные УУД: 

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 извлекать необходимую информацию из текста;

определять и формулировать цель деятельности на уроке; 

формулировать учебные задачи;

учить планировать свою деятельность на уроке;

осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную
мысль.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

представлять героев рассказа, характеризовать героев рассказа на основе их поступков;

различать вымышленные события и реальные,
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; 

понимать содержание прочитанного;

высказывать свое отношение к прочитанному;

Коммуникативные УУД:

научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами;

 

 Результативность использования ЭОР    

В работе использованы ЭОР, созданные в сервисах ВЕБ 2.0 Животенко Т.В. с использованием технологического приема «Карусель».

Виды работ: прогнозирование раздела «Были-небылицы», словарная работа, анализ 1части произведения, работа с учебником, работа в группах, планирование своей деятельности

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся по достижении результата

УУД

1.Орг. момент

Кто готов к уроку «зажгите» звездочку (поднимите руку)

Чтение стихотворения

Все в этой жизни случается к лучшему!
Дайте возможность представиться случаю!

Лидия Коржан

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Регулятивные: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

2.Вызов

СЛАЙД 2

В названии произведения, с которым мы познакомимся содержится слово «Случай»

Какие у вас возникают вопросы, сформулируйте и запишите их

-Что такое случай?

-Когда произошел случай?

-С кем произошел?

-Что случилось?

-Кто герой произведения?

Наш рассказ называется «Случай с Евсейкой»

На какие вопросы вы теперь можете ответить?

Что ещё остается неясным?

О чём будет рассказ?

В рассказе будет описываться случай, который произошел с Евсейкой. От того, как он будет себя вести, можем сделать вывод о его характере

Составляют вопросы

Работа в группе (по 4 чел.)

С кем произошёл.

Кто герой произведения.

Когда произошёл случай? Что случилось?

Познавательные:

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

высказывать свое предположение

3. Осмысление

СЛАЙД 3

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 11,12

1)Какие качества характера мы можем оценить в человеке?

Приложение 1

Умный

 

Глупый

 

Добрый

 

Злой

 

Хитрый

 

Честный

 

Храбрый

 

Трусливый

 

Как мы оцениваем? (Надо посмотреть на поступки, которые он совершил.)

(Задание для двух уроков)

Правый столбик будет постепенно заполняться поступками героя

2)Приложение 2

Записаны ключевые слова и выражения. Спрогнозируйте по ним сюжет

Чтение текста 1ч

Вопросы:

-Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

(свалился в воду)

Найдите в тексте названия морских обитателей, которых увидел Евсейка? Реальные они или сказочные?

РЫБКИ ПЛАВАЛИ ИГРАЛИ В ЧИСТОЙ СВЕЖЕНЬКОЙ ВОДЕ. ТО СОЖМУТСЯ – РАЗОЖМУТСЯ, ТО ЗАРОЮТСЯ В ПЕСКЕ

Как можно озаглавить эту часть?

(Евсейка на морском дне)

Кто написал это произведение?

Где писатель видел этих морских животных?

(3 ученика готовили сообщения по биографии М.Горького)

Приложение3

(биография М.Горького)

Как называется раздел, в который вошло произведение М.Горького

(Были-небылицы)

Почему оно так называется?

Были-то, что было

Небылицы – то, что придумано

Строят речевое высказывание, выслушивают мнение других.

Вступают в учебный диалог.

Работа в парах

Строят речевое высказывание, выслушивают мнение других

Выполнение движений

Цель: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами)

Личностные Определять нравственный смысл поступков героя.

Познавательные

-осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-представлять героев рассказа, характеризовать героев рассказа на основе их

-различать вымышленные события и реальные,
Коммуникативные

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные

осуществлять самоконтроль;

4.Рефлексия

- С каким литературным произведением познакомились на уроке?

- Для чего создаются литературные произведения?

- Выберите нужный смайлик и оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, рассуждают о том, для чего создаются литературные произведения.

(Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера)

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


 


 


 

Приложение 1

Умный

В прошлом году было две четверки, быстро находил ответы на вопросы

Прежде чем ответить хорошо подумает, а потом ответит так, чтобы не навредить себе

Глупый

 

Добрый

Никого не хотел обидеть

Злой

 

Мог сказать неправду

Нет, он не ест рыбы, костлявая очень

Нет…то есть – да, нравится

Честный

 

Храбрый

Не боялся рыб, разговаривал с ними, предлагал поиграть

Трусливый

 

Приложение 2

Удил рыбу

Свалился в воду

Достиг морского дна

Алая морская звезда

Усатые лангусты, креветки

В воде слез не видно

Морских обитателей числа нет

Сидит на том же камне

Вынырнул

Приложение 3

Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство».

В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая и заменила ему мать.  Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе.

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения.  Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром. Все крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых.  Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился.

«А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель.

Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи.

Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

Между писателем и детьми завязалась переписка. Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»

Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.

«Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо за интересные формы работы.

7 January 2019