12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шестакова Светлана Николаевна52
Россия, Луганская Народная Респ., Старобельский район, с.Подгоровка
2

Тема: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с изобразительной деятельности"

«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с изобразительной деятельности"



"Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок является маленьким исследователем, с радостью и удивлением открывая незнакомый и удивительный мир вокруг него.

"Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое еще недостижимо для него из-за его возрастных особенностей. Мы, взрослые, посредники между миром вокруг нас - миром природы, людей, вещей, искусства. И нежная, хрупкая, эмоциональная и отзывчивая на все новое, странное, яркая душа ребенка. Воспитание детских чувств начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замерзает, когда слышит звуки музыки; немного повзрослел, изучает яркие иллюстрации в книге, пытается изобразить на бумаге только свою понятную красоту.

Красота - это первый шаг в воспитании чувств, эмоциональной реакции. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи между ребенком и внешним миром и чудесным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рука об руку. Наша задача - положиться на воображение ребенка, повысить уровень его восприятия, научить его понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и незаметной; понятие доброты должно быть наполнено множеством ее жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о благе и восхищаться красотой, но и защищать ее, не только отвечать на доброту, но и творить добро самим.

Незаменимым средством духовного становления является искусство: литература, музыка, народное искусство, живопись. Искусство говорит на образном языке, это визуально и близко к дошкольному ребенку. Посредством искусства вокруг ребенка формируется эстетическая среда, которая может рассматриваться как средство формирования моральных и духовных ценностей личности ребенка. Именно эстетическая среда может развить эстетические чувства у ребенка и научить его эмоционально реагировать на искусство как на явление, которое вызывает чувство радости, вдохновения, удовольствия и желания творить. Для ребенка эстетическая среда - это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате участия в художественных и духовных ценностях человечества, а также материальная и художественная среда, которую он осваивает и преображает в результате своей деятельности.

Чем скорее ребенок начнет овладевать эстетическими отношениями, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче будет развиваться его эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования умений и умений отразить эту красоту в объективной реальности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.


Рисование - самое важное средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции верили, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности улучшаются такие функции, как: зрительное восприятие, воображение, память, умственные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические навыки, необходимые для развития ручной ловкости, развития письменности.


Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время дети снижают интерес к окружающей среде, в детском сознании стираются границы между добром и злом, красивым и не красивым.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются еще в детстве, и существует опасность того, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, безразличное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня на первый план выходит эстетическое развитие, возникает необходимость пересмотра его идей, поиска новых подходов, позволяющих выстроить процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Его решение должно начинаться уже в детском саду. Наиболее эффективным средством для этого является художественная деятельность в детском саду. Изобразительное искусство детей часто поражает своей спонтанностью, бунтом воображения. Широко распространено мнение, что роль взрослого в развитии живописной деятельности дошкольников следует сводить лишь к невмешательству в процесс самовыражения ребенка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если у него нет необходимых материалов для творчества и элементарных художественных навыков? Конечно, вы не должны навязывать свое видение мира своему ребенку, свои вкусы. Мы должны стремиться к тому, чтобы навыки обучения не подменяли непосредственного восприятия детей. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им самому прекрасному образу, расстраивается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая образ, ребенок приобретает разные знания; уточняет и углубляет свои представления об окружающей среде; в процессе работы он начинает понимать качества предметов, запоминать их характерные черты и детали, овладевать визуальными навыками и способностями, учиться сознательно, использовать их. Даже Аристотель отметил: «занятия с рисования способствует разностороннему развитию ребенка».

Учитывая вышеизложенные факты, мы определим актуальность этой работы.

Актуальность и новизна.

Нетрадиционные методы рисования более важны, чем эстетического образования, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором все гармонизирует: цвет, линия и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. И самое главное - выразить себя.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, поскольку лежащие в его основе объекты - практическая деятельность имеет значительный потенциал развития. Актуализация и развитие творческого потенциала индивида подразумевает его включение в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначное мышление, произвол ментальных процессов рефлексии, самоконтроль). В результате личность переходит на более высокий уровень развития.

Дошкольное образование ХХ века, по сути, сводилось только к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, навыков, но не учитывало специфику развития дошкольников, самоуважение этого периода жизни ребенка. В Концепции дошкольного образования (1989 г.) очерчены новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (доброта, красота, самооценка дошкольного детства). Гуманизация образования как одной из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на формировании творческой индивидуальности каждого ребенка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой деятельности как составляющих творческого потенциала человека в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным преимуществом таких техник является универсальность использования. Технология их внедрения интересна дошкольникам. Поэтому рассматриваемые методики внедряются в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих способностей как важнейшей характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и визуальных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. В то же время анализ педагогического опыта показывает, что далеко не все педагоги осознают важность проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют техникой использования нетрадиционных методов рисования и поэтому не могут научить детей этим методам.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования и недостаточным теоретическим и методическим развитием проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и неразвитость этой проблемы обусловили выбор в пользу исследований: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Перед этой работой была поставлена цель: разработать руководящие принципы использования нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства в раннем дошкольном возрасте.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию визуального творчества дошкольников;

Изучение и теоретическое обоснование эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих и визуальных способностей детей дошкольного возраста;

Рассмотреть педагогические условия для внедрения нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.

Разработать и внедрить комплекс занятий для детей младших групп с целью развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как вы знаете, являются как процессом, так и результатом практической деятельности, особенно художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в настоящее время радует, интересно, расстраивает, возбуждает ребенка, характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по своей природе способны сочувствовать литературному герою, играть различные эмоциональные состояния в сложной ролевой игре, но понимать, что такое красота, и научиться выражать себя в визуальной активности - это дар, о котором можно только мечтать, но этому можно научиться. Мы, взрослые, должны развивать в ребенке чувство красоты. От нас зависит, какая будет его духовная жизнь - богатая или бедная. Следует помнить: если восприятие красоты не поддерживается участием ребенка в создании красоты, то, как они считают, у ребенока формирует "инфантильный энтузиазм."

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, можно использовать нетрадиционные методы изображения. Что они дают детям?

Каждый имеет свою собственную гармонию цвета и линии, каждый может служить в качестве способов создания отдельной работы, а также оригинальной части шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отражать свои впечатления от окружающего мира, передавать образы воображения, воплощая их с помощью различных материалов в реальные формы.

Например, если взять рисунок пальцем или ладонью - этот способ рисования помогает ребенку почувствовать свободу творчества, дает взаимодействие с визуальным материалом (с краской) без кисти. Рисуя пальцами или ладонью, ребенок получает необычное чувственное удовольствие с тактильными контактами с краской, бумагой, водой.

А вот техника "Выдувания" - развивает воображение детей, тренирует легкие, благотворно влияет на развитие текучести речевого дыхания, вырабатывает нестандартное решение, пробуждает воображение.

Техника "Оттиск" - привлекает детей процессом печати, угадывая, что будет происходить от отпечатков различных материалов (пробки, пенопласт, пуговицы, банки с дном различных размеров, крышки и т.д.)

Техника "Рисование мозаичными мазками" - пробуждает воображение, развивает творчество, позволяет отойти от традиционных методов изображения, сохраняя при этом реализм художественного образа.

Можно использовать технику "Рисование углем" - уголь позволяет получить линию бархатистого черного цвета или очистить глубокие черные линии.

Очень интересны и такие техники, как рисование "Тычком" (жесткая кисть, хлопчатобумажная палочка и т.д.)

Еще один вид нетрадиционного рисования — это «Монотипия».

Этот метод таит в себе немало заманчивого для ребят. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Интересная техника «Рисование на мокрой бумаге».

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д.Нужно научить ребенка сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисование мыльной пеной”. Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

Рисование методом напыления”. Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

«Кляксография». Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.


Нетрадиционных методов рисования много, потому что вы можете рисовать чем угодно, было бы воображение.

Руководство по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства.

Ознакомившись с нетрадиционными методами рисования, я решила использовать их в своей работе. Ведь не всем детям дается овладеть кистью или карандашом, кому-то сложно выразить себя в линии. Это влечет за собой негативное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и приводит к неуверенности детей. Для решения этой проблемы помогут нетрадиционные способы рисования.

Я выбрала такие нетрадиционные методы рисования, как рисование пальцем, ладонь, рисование нитью, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки, овощи, фрукты).

Я считаю, что техника рисования пальцами, ладонью, ногами, пробкой, пенопластом позволяет сделать детей более интересными и красочными. И использование этих методов имеет несколько преимуществ:

Способствует развитию мелких моторных навыков ребенка и тактильного восприятия

Пространственная ориентация на листе бумаги, глаз и визуального восприятия, внимания и настойчивости

Уточнить свои представления о цвете, форме, размере объектов и их частей

Развитие мышления, речи, воображения

Способствует обогащению знаний об окружающей среде и вовлечению в фольклор и литературу. Волшебный внешний вид изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

Ребенок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.