Урок на тему «Цифра 0» (1 класс)
Тема: Число О. Цифра О.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД:
Строить рассуждения, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
1. Работа с числовым лучом. ( На доске изображён луч. Дети называют ответ и на луче появляется нужное число) Что такое луч? Какой луч у нас получился? (числовой)
Сколько солнышек на небе? (1)
Сколько глаз у совы? (2)
Сколько огней у светофора? (3)
Сколько времен года? (4)
Сколько пальцев у перчатки? (5)
Сколько лапок у насекомых? (6)
Сколько цветов у радуги? (7)
Сколько лапок у паука (8)
Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)
А теперь назовите мне самое маленькое двузначное число. (10)
-Посмотрите на наш луч. Что мы получили? Что это? (натуральный ряд чисел) В каком порядке стоят числа? (в прямом). Назовите их. Назовите эти числа в обратном порядке.
2.Актуализация знаний и систематизация знаний по теме.
Весёлые задачки. ( Дети ответы показывают при помощи цифрового веера)
1) Есть у Нади пять тетрадей- Папа девочке их дал. Дал и Ире он четыре. Ты б тетради сосчитал. (9)
2) Взял девять вишенок Сергей И угостил своих друзей: Четыре вишни дал он Вите, А остальные все Никите. Сколько вишен у Никиты? Посчитайте и покажите! (5)
3) На крыльце сидел щенок. Грел он свой пушистый бок. Вдруг котёнок пробежал. И за ним щенок удрал. Сколько щенков осталось на крыльце? (нисколько)
4) Поймал рыбак двух окуньков. Кот тут подкрался и съел весь улов. Сколько рыбак понёс окуньков? (нисколько)
Кто знает с какой цифрой нам потребуется карточка? ( с цифрой 0) показ на доске.
Решение проблемы.
Ребята, Ноль хочет знать, где его место в числовом ряду. (Перед 1) Почему? (О меньше 1) Ноль или нуль теперь соседка цифры 1 слева и начало числового ряда.
Нолик круглый, как Земля.
Все считают от нуля. Арифметика проста:
Если ноль-ладонь пуста!
Пишем 0,и ясно всем: здесь чего-то нет совсем!
3.Постановка темы и задач урока. Сообщение темы и целей.
-Кто догадался и может назвать нашу тему урока? А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Откройте учебник на стр.70 и прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Изучение нового материала. Вхождение в тему.
Знакомство с числом «ноль», цифрой «ноль».
Ребята, а на что похожа цифра о? (Колобок, овал, баранка, калач, на букву О, шарик и т.д.)
Послушайте стихотворение:
-Ноль собой весьма хорош, на бараночку похож.
И на бублик, и на шар,и на круглый самовар.
Нолик дружит с Колобком, жить не скучно им вдвоём.
Круглый шарик надувают, круглый год на нём летают.
- В математике для этого используют число «ноль», которое записывают цифрой «ноль».
5.Включение в систему знаний.
А как мы получили ноль? ( из 1 вычли 1); (из 2 вычли 2) -Теперь внимательно послушайте правило: если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.
6.Первичное закрепление.
Работа по учебнику. Рассмотрите рисунок на с.70. Какой цифрой можно обозначить количество ягод на первой тарелке? (3) А на второй? (0)
№ 1 (с.70) Рассмотрите картинки. Какое из равенств, приведённых справа, к ним подходит? (5-5=0) Составьте рассказ по этим картинкам. (На ветке было 3 ягодки смородины, 3 ягодки сорвали. Ягод на ветке не осталось.)
- Составьте рассказы к двум другим равенствам. Сделайте вывод.( если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.) № 2 (с.70)
Рассмотрите рисунок. Расскажите, что было, что изменилось? (на ветке было 3 листочка, 1 листочек отпал. Осталось 2 листочка)
Рассмотрите рисунок на полях. Какой цветок изображён? (тюльпан) Является ли тенью тюльпана рисунок слева? Почему? (Нет. Листок с другой стороны)
7. Физкультминутка. « Три кота »
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Работа в тетради с. 26. Письмо цифры 0.
Ноль не значит ничего, но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись, ты писать его учись.
Ты уже нарисовал аккуратненький овал?
Нету проще ничего: ноль похож на букву О.
-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала. В тетради дети сначала обводят по контуру, затем пишут самостоятельно.
Найдите самую удачную цифру 0, поставьте под ней точку.
Используя рисунки. Запиши в окошки нужные числа.
Сравнение цифры 0 с окружающими нас предметами.
- Обращаю ваше внимание, что 0 – это не натуральное число! Натуральный ряд чисел начинается с 1!
- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. (крокодилов,гор,пустынь, океанов и т.д. )
8. Физминутка для глаз.
9. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику с.71 №5
Составьте рассказ и запись по рисунку.
Работа в парах. Один ученик составляет рассказ по рисунку. Другой- запись. Взаимопроверка.
Какой рассказ составили? ( Бабушка испекла 4 пирожка. За обедом съели 4 пирожка. Пирожков на тарелке не осталось.
Какая запись получилась? (4-4=0)
с.71 №7. Рассмотрите чертёж. Сколько на нём ломаных? (4)
Сколько многоугольников? (2) Как называются эти многоугольники? ( четырёхугольник и треугольник)
10.Игра.» Круговые примеры» 11.Подведение итогов урока. С каким числом мы познакомились сегодня на уроке?
Сколько лет в яйце цыплёнку,
Сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра… (ноль).
12. Рефлексия.
Я знаю…..(как пишется цифра 0, что означает число нуль)
Я запомнил….( где стоит 0 в ряду чисел, как оно получается)
Я смог…( правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства)