Урок – исследование в 8 классе.
Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы».
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова |
2. Стадия осмысления. |
3. Стадия рефлексии. |
Парная мозговая атака.
|
Заполнение таблицы. |
Дальнейшее целеполагание. |
- Стадия вызова. Парная мозговая атака.
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:
-Синонимы – это…
-Синонимы должны быть…
-Синонимы различаются…
-А что такое паронимы…
2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
Затем учащиеся читают текст «Понятие о паронимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
У этой формы работы есть ещё один резерв – это вторая и третья части
таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы (Приложение №1)
Что я знаю |
Что я хочу узнать |
Что мы узнали, и что нам осталось узнать |
|
Синонимы – это слова с близким значением.
Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.
Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно. |
Что такое паронимы?
Как они связаны с синонимами?
Для чего нужно знать о паронимах?
|
|
|
2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться: А. В. С. Д.
|
1. 2. 3. 4.
|
||
Приёмы ТРКМ
Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:
- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы;
- Перечислите источники информации;
- Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категорию информации;
- Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения;
- Познакомьтесь с текстом.
- Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
- Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
3. Стадия рефлексии. Двойное целеполагание
Таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам и будет являться новым целеполаганием. В данном случае я отсылаю к статье «Паронимы» в Энциклопедическом словаре юного филолога и словарям паронимов русского языка.
Чтение для развития критического мышления
На своих уроках я работаю с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий.
Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:
* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?
*Что устарело в романе и что в нем современно?
* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?
Письмо для развития критического мышления
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».
Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.
Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше.
Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.
Из опыта работы
«Сочинение-описание состояния природы и человека в зимний день»:
Тип урока: урок – письмо в 5 классе.
Цель урока: описать состояние природы и человека в ясный зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художником К.Ф.Юоном (репродукция картины «Русская зима»).
Задачи:
- Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в ясный зимний день.
- Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
- Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова. |
2. Стадия осмысления. |
3. Стадия рефлексии. |
Инвентаризация
|
Составление чернового текста
Правка |
Чтение вслух на данном уроке. Публикация в классном уголке. |
Ход урока
1. Стадия вызова. Инвентаризация.
Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима.»
-Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?
- А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима? Представьте себе зимний ясный день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег… Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.
2. Стадия осмысления.
Составление чернового варианта.
-А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте.
-Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. Памятку «Синквейн – особая форма понимания происходящего» выдаю детям на уроках по развитию речи (Приложение №3)
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
Памятка «Правила написания синквейнов».
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
- Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
- Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема: Пример синквейна:
Существительное. Зима.
Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная.
Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится.
Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой строке. Снежно.
-Теперь обратите внимание на репродукцию картины К.Ф.Юона «Зимний день» и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чём ещё помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?
-Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете. Что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.
- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Детям выдаю памятки по работе в парах. ( Приложение №4)
Дети пишут улучшенные варианты сочинения.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи.
На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии.
Например:
Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее). |
Даём комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал? |
И.Соколов-Микитов. Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна. |
Автор высказывал свои эмоции – радость, они на первом месте, а потом как бы объясняет с помощью признаков, шумна и пахуча, почему весна вызывает радость. |
Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки.
|
В следующем предложении называются признаки весны более конкретные: расшифровывается её шум – пение птиц, звон ручейков. |
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат (Приложение №5)
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления.
Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:
- Регулярно писать.
Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.
2. Интересные темы.
Интересные темы – это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.
3. Образцы.
Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах.
Слово – образец может иметь ещё один смысл.
Когда кто-то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показывая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста сопряжён с мучениями творческими, с множеством замечаний и неоднократной серьёзной правкой, то учащиеся более спокойно воспринимают собственные переживания и трудности, возникающие при создании текста.
- Читательская аудитория.
Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.
5. Привычка править.
Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.
6. Помощь других.
Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии.
Поэтому я предлагаю детям следующий алгоритм создания письменного текста, который используется при создании большинства содержательных текстов.
Автор проходит три основных этапа (Приложение №6)
Основными целями занятия с применением технологии развития критического мышления являются:
- Развитие критического мышления;
- Развития творческого потенциала будущего исследователя;
- Развитие умений сотрудничать и работать в группе;
- Развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
- Информационные учебные тексты;
- Повествовательные тексты;
- Проблемные тексты.
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.