12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Волошина219
Россия, Рязанская обл., р.п. Тума
5

Урок русского языка «Синонимы»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« СИНОНИМЫ»

Учитель русского языка и литературы:

Волошина Елена Петровна

Класс: 5

2017 г.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Синонимы»

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение

Предметные: знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи, о словаре синонимов; подбирать синонимы к данным словам; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Лексика, синонимы, синонимический ряд, доминанта, градация

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Ресурсы: Русский язык. 5 класс.Учеб для образоват.организаций с прил. на электрон.носителе. /( Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;научн. Ред.Н.М.Шанский).- 2-е изд.-М.:Просвещение,2013.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.


 


 

Ход урока.

1.Организационный этап.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, что «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

- Ребята, вы любите путешествовать?(ДА)

Предлагаю вам сегодня отправиться в экспедицию со сказочными героями.

- Назовём их. (Это Винни-Пух и Кристофер Робин)

Верно, это герои книги Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все» В 2016 году Винни-Пух отмечал свой юбилей, ему исполнилось 90 лет.

- Ребята, вспомните, зачем собирались друзья в экспедицию?( Чтобы найти и открыть Северный Полюс)

3.Посмотрим сценку из этой сказки:

Доброе утро, Кристофер Робин! 
— Привет, Винни-Пух.

— Что будем делать?
— Мы отправляемся в экспедицию.

— Отправляемся в искпедицию? Никогда ни одной не видел. А где она, эта искпедиция?
— Экспедиция, глупенький мой мишка. Не «ск», а «кс».
— А-а, … Понятно.

— Мы должны отыскать и открыть Северный Полюс.
— А-а!  А что такое Северный Полюс?

— Ну, это такая штука, которую открывают.

— А-а, понятно. А медведи помогают его открывать?

— Конечно, помогают. И Кролик, и Кенга, и все. Это же экспедиция. Экспедиция — это вот что значит: все идут друг за другом, гуськом… Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собрались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

— Про что не забыть?

— Не про что, а то, что едят.

— А-а!  А мне показалось, ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

 

4. Определение темы урока. Беседа по сценке.

-Ребята, чего не знал Винни-Пух?( Он не знал, что такое «провизия»)

- А вы слышали такое слово? Что оно означает?

-Как ещё можно назвать еду?

 (Продовольствие, провиант, продукты, снедь)  

 

- Что общего у всех этих слов?  (Значение, часть речи)

-Как называются такие слова?(Синонимы)

Правильно, это и будет темой нашего урока, запишем её в наши маршрутные листы.

5. Постановка целей и задач урока.

-Поставим для себя цели нашей экспедиции. Что мы будем выяснять?( Что такое синонимы? В чём их особенность? Для чего они нужны? Можно ли без них обойтись?)

-Чему мы будем учиться?(Находить синонимы в тексте и употреблять их в речи?)

6. «Лексический диктант»

-Чтобы наша экспедиция была успешной, вспомним изученное по теме: «Лексикология». Ваша задача, по лексическому значению угадать слово и записать его в маршрутный лист.

Все слова языка (Лексика).

Раздел лингвистики, изучающей лексику (Лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (Однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (Омонимы).

Слова с противоположным лексическим значением (Антонимы).

Проверка.

Итак, вы успешно выполнили задание и наша экспедиция отправляется.

7.Работа с текстом.

- Посмотрите на предложенный текст? Назовите его особенности?(Это диалог)

-Дайте определение, что такое диалог?(Диалог-это разговор двух или более лиц)

- Сколько человек участвует в разговоре?(пять)

-Назовите персонажей участвующих в диалоге?

Автор

Кристофер Робин

Винни-Пух

Пятачок

Сова

Чтение текста по ролям:

Экспедиция подошла к речке, которая весело вертелась и кувыркалась среди высоких каменных берегов, и Кристофер Робин сразу оценил обстановку.

 

— Это как раз подходящее место для засад.

— Какой сад? — шепнул Винни-Пух Пятачку. — Может, там малина есть?

— Дорогой мой Пух, — сказала Сова покровительственным тоном, — неужели ты не знаешь даже, что такое засада?

— Сова, — сказал Пятачок, строго посмотрев на неё, — Пух ведь не с тобой шептался, а со мной, и совершенно не обязательно было тебе…
— Засада, — сказала Сова, — это вроде сюрприза.
— Малина иногда тоже, — сказал Пух.

— Засада, как я собирался объяснить Винни-Пуху, — сказал Пятачок, — это вроде сюрприза.

— Если на тебя внезапно наскочат, это называется засадой, — сказала Сова.

— Засадой, Пух, называется, когда на тебя внезапно наскочат, — объяснил Пятачок.

Пух, который теперь уже знал, что такое засада, сказал, что однажды куст малины наскочил на него внезапно, когда он, Пух, падал с дерева и ему пришлось потом целую неделю вытаскивать колючки.

— Никто не говорил о малине, — довольно сердито сказала Сова.

— А я говорил, — сказал Пух.

Учитель:

- Ребята, поможем Винни-Пуху, объясним, что такое засада? (капкан, мышеловка, осложнение,  затруднение, трудность, ловушка, проблема, сети,  западня)

Запишите названные слова в маршрутные листы.

Проверьте. Вам помогут рисунки-подсказки.

Как называются слова, которые мы записали?(синонимы) Попробуйте дать определение, что такое синонимы.( Синонимы –это слова разные по звучанию и написанию, но сходные по значению)

8.Этимологическая страничка.

-А вот как Мудрая сова объясняет значение этого слова в переводе с греческого языка. Прочитаем.

.Мудрая сова: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» .

Учитель: Греческая приставка СИН - (СИМ) встречается во многих словах.

Назовите, в каких? (симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. ) Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

А теперь обратимся к определению, которое даёт нам учебник. Прочитаем.


 

9.На основе определения составим кластер, указав особенности синонимов.

Кластер- от (англ.) группа, пучок, гроздь: графическая модель-схема.

Постараемся помочь нашим героям узнать новое о синонимах.

Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Термины: синонимический ряд, доминанта, градация.

Обратимся к словарю синонимов. Откроем его и посмотрим, как он устроен. Найдите слово «заботливый» стр.125( Словарь Александровой),

стр.119

Прочитаем словарную статью.


Заботливый, внимательный, исправный, прилежный, (благо)попечительный, радетельный, рачительный, ревностный, старательный, тщательный, усердный, хлопотливый, кропотливый, аккуратный; запасливый. Недремлющее (недреманное) око. Ср. Внимательный и Усердный.
 

Какое слово вам было новым из этого синонимического ряда? (радетельный, рачительный)

Значит, словарь помог нам узнать новое слово?

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

 Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

Работаем со словарём синонимов. Найти и записать синонимический ряд из 3-4-х слов:

1 ряд – к слову «друг» ( приятель- товарищ-дружок- корешок)

2 ряд- к слову «красный» (алый-багровый-багряный-пунцовый)

3 ряд – к слову «бояться» ( страшиться-опасаться-пугаться-робеть)

Запишите найденный синонимический ряд в маршрутный лист.

Учитель:

-Чем отличаются слова в синонимическом ряду? (Слова в синонимическом ряду отличаются оттенками значений и эмоциональной окраской).

- Как расположены слова в синонимическом ряду?( По степени нарастания или ослабевания их смыслового значения)

-Верно, при таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления.

Такое свойство синонимов называется ГРАДАЦИЕЙ

Градация - в переводе с латинского «постепенное повышение»– группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Градацию используют поэты и писатели в своих произведениях.

Например, в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

«Вверх по лестнице» поднимаются желания старухи: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой – Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей – Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою.

На месте ветхой землянки сначала появляется изба со светелкой, потом – высокий терем, а там и царские палаты. Чем более неуемные и вздорные требования старухи вынужден передавать золотой рыбке старик, тем суровее, грознее встречает его море: море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море – почернело синее море – на море черная буря.

Это примеры контекстуальных синонимов.

11.Закрепление изученного материала.

А сейчас я порошу выйти к доске 4 человека и, посоветовавшись в группе, выполнить задание. Построиться так, чтобы из слов получился синонимический ряд и определить доминанты.

МЕТЕЛЬ-ВЬЮГА- ПУРГА- БУРАН

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

Ученик: Силою ветра.

Метель- обычно при низовом ветре

Вьюга – обычно при верховом ветре

Пурга- это более сильный снегопад с сильным пронизывающим ветром и снегопадом.

Буран- чрезвычайно сильная, обычно внезапная метель, снежная буря

МАЛЕНЬКИЙ- НЕБОЛЬШОЙ- МИНИАТЮРНЫЙ- КРОШЕЧНЫЙ-

БЕЖАТЬ- НЕСТИСЬ -МЧАТЬСЯ- -ЛЕТЕТЬ

Учитель:

- Сейчас нам ребята продемонстрировали примеры градации. Писатели часто используют этот прием. Чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности, они употребляют синонимы в порядке усиления действия.

Мы еще не раз с ним встретимся на уроках русского языка и литературы.


12.ФИЗМИНУТКА. Игра в мяч.

Приятель-друг изба-дом

Противник-враг дорога-путь

Шагать-идти чело-лоб

Учитель-педагог глаза- очи

Родник-ключ ложь- обман

Доктор-врач смелый- храбрый

Тепло- жара красный- алый

Холод-мороз, стужа сильный- здоровый

Мокрый- сырой, влажный флаг- знамя

Вкусный- аппетитный, лакомый. заяц- косой

13. Стилистическая функция синонимов.

Учитель

-Ребята, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер.

Возьмем для примера предложение.

- Прочитаем.

.

Винни-Пух бодро шёл по тропинке, Пятачок семенил, стараясь не отставать, а Ослик плёлся позади всех.

 

- Назовите синонимы в этом предложении.

(В этом тексте синонимами будут глаголы шёл-семенил-плёлся)

-Чем отличается глаголы?

Глаголы семенил и плёлся отличаются от своего синонима шёл тем, что они уместны только в разговорной речи. В толковых словарях эти глаголы имеют помету «разговорное». Синоним шёл  является стилистически нейтральным. Нейтральные слова могут свободно употребляться в любом языковом стиле.


14. Задание. «Найди пару»

Как вы знаете, ребята, Винни-Пух никогда не дружил с пчёлами. Поэтому, узнав о том, что он путешествует с вами, пчёлы приготовили вам своё задание.

Посмотрите на слайд, выясните, что надо сделать?(Найти пару)

ласковый весело

светит ясный

блестит поют

шумят(деревья) сверкает

щебечут (птицы) шелестят

солнечный сияет

радостно приветливый

 Проверьте выполненное задание.

15. Редактирования текста.

-Как вы думаете, для чего нужны синонимы?

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака или действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
Прочитайте текст. Кое задание нужно выполнить?
Нужно заменить подчеркнутые слова синонимами для устранения повтора.

Однажды Вини-Пух гулял по лесу и пел одну из своих шумелок. Нарвал на полянке целую охапку цветов для своего друга – Пятачка. Вдруг он увидел высокий –превысокий дуб. На самой его вершине жили пчёлы. Чтобы полакомиться мёдом, Вини стал подниматься на вершину дерева. Он поднимался всё выше и выше, напевая про себя свою песенку. Вот медвежонок поднялся ещё немножечко повыше и… свалился, обломив с хрустом несколько веток.

Слова для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
Какой текст у вас получился. Прочитайте.

Беседа по тексту:

- Какие правила поведения в лесу нарушил Вини-Пух?( нарушал тишину, нарвал цветов, обломил ветви дерева)

-Почему нельзя шуметь в лесу?(распугаешь лесных жителей, им это неприятно)

-А почему нельзя рвать цветы?( из некоторых делают лекарства, они нужны насекомым, они пьют из них нектар)

-Почему нельзя ломать ветви деревьев?(Каждая веточка -для дерева деточка)

-Кого потревожил Вини-Пух?(пчёл)

- К чему бы привело уничтожение пчёл?(пчёлы опыляют растения, множество цветов бы погибло, нарушилось бы экологическое равновесие)

Мудрая Сова услышала, что в лесу происходят беспорядки и повесила объявление:

Внимание! Внимание! Экстренное сообщение!

2017 год- год Экологии.

Соблюдайте правила поведения в лесу.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Правила поведения в лесу:

Не шумите в лесу!

Не рвите без пользы цветы!

Не обижайте лесных жителей!

Не оставляй мусор в лесу!

Не разжигай костёр!

Соблюдайте эти правила, живите с природой в полном согласии!

Делаем вывод: Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.

3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.

4. Объясняют значение неизвестных слов.

16 Рефлексия:

Составить синквейн о синонимах.

Вспомним алгоритм написания синквейна:

1 строка - Имя существительное

2 строка – Два прилагательных

3 строка – Три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – 1слово-резюме

17. Оцени свою работу на уроке:

«5», «4», «3»

18. Домашнее задание: Сделай подарок Винни-Пуху на День рождения. Составь о нём кроссворд, используя синонимы.

19. Итог урока.

Ура! Полюс! Наконец-то мы с вами достигли цели! Винни-Пух так обрадовался, что даже запел одну из своих любимых шумелок:

Все вышли в ИСКПЕДИЦИЮ

(Считая и меня).

Сова, и Ру, и Кролик,

И вся его родня!


Вся наша ИСКПЕДИЦИЯ

Весь день бродила по лесу,

Искала ИСКПЕДИЦИЯ

Везде дорогу к Полюсу.


И каждый в ИСКПЕДИЦИИ

Ужасно был бы рад

Узнать, что значит Полюс

И с чем его едят!


Рабочая тетрадь к уроку
DOC / 3.06 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.