Урок русского языка «Звук и буква Ж. Соотнесение звука и буквы»
Оборудование
- предметные картинки с изображением насекомых (муха, бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей, божья коровка)
- предметные картинки с изображением животных (белка, еж, заяц)
- картинный план
- индивидуальные карточки с изображением животных для построения предложений
- указка с бабочкой
- ромашки для импровизации полянки
- разрезные картинки божьей коровки
Содержание урока
Пояснения
1. Организационный момент.
- Какое сейчас время года?
- Какое время года было до весны?
- Какое время года будет после весны?
- Сколько всего времен года? Перечислите.
- Назовите признаки весны.
//Тает снег. Чаще светит солнце. Становится светлее. Оживают насекомые.//
Работа по формированию временных представлений.
Активизация словаря.
Опора на опыт детей – какое насекомое оживает?
Построение правильной фразы.
2. Речевая зарядка.
- Послушайте стихотворение.
«Я жук, я жук! Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…»
- Про кого стихотворение?
- Повторяем хором.
- Какой звук часто встречается в стихотворении?
- Постарайтесь звук [ж] сегодня произносить правильно, четко.
- Повторим стихотворение ещё раз громко. Также громко нужно отвечать на все вопросы.
Закрепление правильного произношения
звуков.
Коррекция непроизвольной памяти через работу над стихотворением.
Установка на грамотную речь.
3. Повторение. Дикие животные.
- Определите, кто изображен на картинке. (Часть каждой картинки закрыта)
- Как догадались?
- Подумайте и скажите, какой предмет «лишний». Объясните, почему.
//Бабочка – насекомое; белка, ёж, заяц – животные//.
- Где живут эти животные?
- Ухаживает ли человек за этими животными?
- Сделайте вывод: белка, ёж, заяц - … //дикие животные//
- Какие животные называются дикими?
- Составьте предложения об этих животных по картинке на карточке.
// У зайца длинные уши.
У белки пушистый хвост.
У ежа острые иголки.//
- Какое из этих животных не живет в нашем районе – Ухте?
- Объясните, почему. // В нашем районе – Ухте – зима бывает очень холодной, морозной. Ежи просто могут замерзнуть//.
Коррекция зрительного восприятия целостного образа по его части.
Активизация словаря – называние слов-признаков (длинные, пушистый и т.д.)
Коррекция аналитико-синтетической деятельности через нахождение «лишнего» предмета; работа по обобщению.
Применение индивидуального подхода - более «сильным» обучающимся можно предложить составить предложения по сюжетной картинке.
Составление предложений.
Элементы национально-регионального компонента.
4. Актуализация знаний. Насекомые.
- Вспомните и скажите, какой предмет был «лишним» на картинках. Почему?
//Бабочка – это насекомое.//
Гимнастика для глаз
- Проверим, каких насекомых вы ещё знаете.
- Поиграем в игру «Узнай насекомого»:
- по звуку [ж]: жук
[з]: комар
- по контуру: кузнечик, муравей
- (возможный вариант - по цвету: пчела (шмель, оса)
- Назовите одним словом: бабочка, жук, комар, кузнечик - это … .
- Посмотрите внимательно на насекомых. Скажите, что общего у насекомых.
// Одна пара усиков. Три пары лапок. Есть крылья//.
- Сравните насекомых и животных по величине. Кто меньше?
- Поиграем в игру «Большой - маленький». Я называю большой предмет – вы маленький.
Например: мяч – мячик.
//Жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчёлка, муравей – муравьишка//
Наблюдение глазами за движением бабочки.
Постепенно на доске появляются предметные картинки с изображением насекомых
Активизация внимания через игровую деятельность.
Работа над обобщением.
Коррекция мыслительной операции сравнения.
Работа по словообразованию - образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Применение индивидуального подхода – более сложные слова (пчела, муравей) – «сильным» ученикам.
АКТИВНАЯ ФИЗПАУЗА
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь,
На цветке я посидел,
Отдохнул и полетел!
Все обучающиеся приглашаются
на импровизированную «полянку» - цветы на полу.
Коррекция произвольного воспроизведения ранее выученного материала.
Выполнение движений сопровождается рассказыванием стихотворения всеми обучающимися.
5. Сообщение темы урока.
- Соберите картинку из частей.
- Какое насекомое получилось?
- Как догадались?
- Сегодня на уроке узнаем, кто такая божья коровка, назовем её признаки, составим про неё предложения.
Детям предлагается разрезная картинка. Применение индивидуального подхода – количество разрезанных частей зависит от возможностей обучающихся.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности через составление целого из частей.
6. Составление рассказа по плану. Божья коровка.
¨ Кто это (выбор среди птицы, животного, насекомого).
¨ Размер (большой – маленький).
¨ Форма (округлая).
¨ Части тела (голова; брюшко; усики; лапки; крылья; надкрылья).
¨ Цвет (яркая окраска).
¨ Где живет.
¨ Польза для человека.
Картинно-символический план
Вариант высказывания
Божья коровка
Это насекомое; жучок.
Размер
Божья коровка – маленькая.
Форма
Она округлой формы.
Части тела
У божьей коровки есть голова, брюшко, 2 усика, 6 лапок (цепкие; приспособлены для жизни на растениях), 2 крыла, пара надкрыльев (плотные, жесткие).
Цвет
Голова и брюшко у божьей коровки черные, крылья прозрачные, надкрылья красные или оранжевые с черными точками.
Яркая окраска.
Где живет
Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами.
Польза для человека
Божья коровка приносит пользу человеку. Она уничтожает вредных насекомых.
Использование картинно-символического плана в качестве наглядной опоры позволяет составить последовательный рассказ о насекомом. Если работа над планом проводится систематически, то он не вызывает затруднений у школьников (нет необходимости каждый раз объяснять символы или картинку).
Каждый ребенок в классе должен повторить составленное предложение по каждому пункту плана.
Большая часть работы состоит в определении частей тела божьей коровки.
Расширение словаря через введение в речь нового слова – надкрылья.
Развитие тактильного восприятия.
Опора на опыт детей.
Для закрепления знаний о частях тела божьей коровки предлагается из предложенных элементов разных цветов и количества составить насекомое (выбор: какого цвета взять надкрылья – зеленые или красные, сколько усиков надо взять и т.д.)
ПАССИВНАЯ ПАУЗА
- Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова чёрная, крылья красные, на крыльях – точки-пятнышки. Кто это к вам на руку сел?
- Покажите, как она ползёт, щекочет лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки. Хоп! Вот и улетела.
//То же самое проделать с другой рукой.//
Активизация глагольной лексики (какие действия выполняет насекомое)
7. Распространение предложений.
- Составьте короткое предложение про жука. //Жук летит.//
- Какой жук летит? //Маленький жук летит.//
- Где летит маленький жук? //Маленький жук летит над цветком.//
- Над каким цветком летит маленький жук? //Маленький жук летит над красивым цветком.//
//Жук сидит.
Жук сидит на ромашке.
Маленький жук сидит на ромашке.
Маленький жук сидит на белой ромашке.//
Коррекция вербальной кратковременной памяти.
Дети «видят» результаты работы: было маленькое предложение, стало – большое.
8. Итог урока.
- Про какое полезное насекомое узнали на уроке.
- Назовите признаки божьей коровки.
- Каких насекомых ещё знаете?
- Божьей коровке очень понравилось, как вы занимались на уроке, старались правильно произносить звуки, составлять предложения, отвечать на вопросы. Поэтому она поселилась у каждого из вас в тетрадке.
- Откройте тетради. Найдите жучка. Что нужно сделать, чтобы этот жучок стал Божьей коровкой? //Раскрасить.//
- Это будет ваше домашнее задание.
- Расскажите своим родителям о божьей коровке.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Панов Егор Игоревич