Материал на проверке

Конспект урока окружающего мира «Полевые растения»

0
0
Материал опубликован 2 October 2015



Цели: уточнить знания учащихся о культурных полевых растениях: пшеница, овёс, рожь. Расширять представления о строении растений, применении их человеком.

Коррекция восприятия; увеличения объема внимания; расширять кругозор, активный словарный запас;

Воспитывать интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, уважение к людям труда родных мест, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: дидактические карточки, таблицы, сюжетные и предметные картинки, мультимедийная установка.

Ход урока.

I Психолого – педагогическая настройка.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

- Мы начинаем урок развития устной речи.

- Что мы изучаем на уроках развития устной речи?

- Чему учимся на этих уроках?

II Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку.

- Обратите внимание на сравнение – описание, чтобы найти отгадку.

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как – бы вырваться на свет? /семя/

- На прошлом уроке мы говорили о семенах цветковых растений.

- Когда собирают семена цветов?

- Как правильно их хранить?

- Вспомните и расскажите о последовательности прорастания семян.

- Расскажите о строении растений.

- Какие условия необходимы растению для роста?

III. Изучение нового материала.

Рефлексия.

Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.

- Где высаживают цветы?

- А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле. Поэтому они называются полевые растения.

Какие полевые растения знаете?

Отгадайте загадку:

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною золотые усачи.

Для выпечки хлеба годится

Озимая и яровая … (пшеница).

- Пшеница растет в поле, значит это какое растение? /полевое/

Это так же и зерновая культура. Как вы думаете, почему её так называют? Рассмотрите зерна пшеницы, потрогайте их, опишите, какие они?

Зерна –это семена пшеницы. Какие еще части у пшеницы есть?

-Корень /значение/

-Стебель /значение/. Стебель у пшеницы внутри пустой или полый. Поэтому его еще называют соломиной.

-Листья /значение/.

-Колос.

-Задание:

Составьте растение пшеницы из разрезных частей.

Вывод: Итак, с помощью своих частей растение… /питается, дышит/.

При подготовке к уроку вы учили стихи о полевых растениях.

Расскажите стихотворение о пшенице. 3 группа – выразительное чтение текста.

У пшеницы путь особый,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой воды напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

зёрна перемелются

чьей-то доброю рукой

Станут зёрнышки мукой.

- Какое отношение к колосьям пшеницы передал автор?

- Почему это растение уважают, почитают на Руси?

- Пшеница могла бы стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком для России зерна пшеницы. А для чего хлеборобы выращивают пшеницу?

/применение/

Раскрасьте колос пшеницы на рисунке.

Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы.

Ё

В

С

О


Рассмотрите иллюстрацию овса.

Подберите слова для составления предложений об этом растении. /3 группа – чтение составленных предложений/.

Овёс растет в поле, значит это ……./цветочное, полевое/ злаковое растение.

Растение овса состоит из … /корень, стебель, листья, колос/.

У овса пышный …/колос/, который еще называют метелкой.

Овёс – культура /ценная, бесполезная/.

Из зерен этого растения изготавливают…

На таблице найдите метёлку овса и раскрасьте её.

Физминутка.


  • Мы немножко отдохнем,

  • Встанем, глубоко вздохнем,

  • Дети по полю гуляли,

  • За природой наблюдали.

  • Вверх на солнце посмотрели

  • И их лучики согрели.

  • Бабочки летали,

  • Крыльями махали.

  • Дружно хлопаем, ногами топаем!

  • Хорошо мы погуляли,

  • Теперь сядем и продолжим.
  •  


Что две недели зеленится,

Две недели колосится

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?... /рожь/
Рожь – это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из зерен ржи пекут ржаной хлеб. Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый пшеничный хлеб ели только по праздникам.

Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки:

Гречневая каша – матушка наша, хлеб наш ржаной – отец наш родной.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Коли в мае дождь, будет и рожь.

- Как понимаете смысл?

Стихотворение /домашнее задание/, 3 группа – выразительное чтение стихотворения.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе..

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.
Раскрасьте ржаной колос.

IV.Вывод – закрепление. Пшеница, овес, рожь растут в поле, значит они…/ полевые злаковые растения/.

- Сравните все растения: пшеница, овес, рожь.

- Что общего у этих растений??

- Чем они отличаются?

Работа по группам.

- Дополнить рассказ о растениях поля. О каком растении говорится?
- Мы разобьемся на группы. Каждой группе я дам карточку. Вы прочитаете, обсудите о каком растении говорится в тексте.
Зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу….


  • Самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают…

  • Злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши..

- Какие поля остались незанятыми?
- Какие растения растут на кукурузном и поле подсолнечника?
Об этих растениях мы поговорим на следующих уроках.
Итог урока.
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
«Я узнал…»
«Я повторил…»
«Я удивился…»
«Я запомнил…»

 

Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 19 ноября 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

6 November 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителя и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призёрами в ближайшее время. С уважением, администрация.

10 December 2020