Тематический годовой план на тему «Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи»
Тематический годовой план логопедических занятий по формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. (старшая группа)
на 2020-2021г.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-
фонематического недоразвития у детей в старшей группе
Месяцы |
Лексика |
Грамматические формы |
Связная речь |
||
Сентябрь I - II |
О б с л е д о в а н и е |
||||
III |
«Овощи. Огород.» |
Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе (зеленый лук) Образование сущ-ых с уменьщительно – ласкательным суффиксом. Образовывание множественного числа существительных. |
Составление предложений по модели: Им. п. ед. ч. +согл. гл. +сущ. В. п(Папа копает картошку. Мама срезает капусту). |
||
IV |
«Фрукты. Сад.» Дифференциация «овощи-фрукты» |
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Согласование числит-х 2 и 5 с существительными. Образование относительных прилагательных. Формирование умения согласовывать глаголы с существительными ед. ч. и мн.ч. (яблоко растёт, яблоки растут); |
Описание предмета с опорой на план. |
||
Октябрь I |
«Деревья» |
Образование относительных прилаг-х от сущ-х (берёзовая ветка, берёзовый лист) Закрепление падежных конструкций. Образование Р. п. ед. ч. ( шишки у чего? У ели, у сосны). |
Обучение пересказу сказки с опорой на предметные картинки. |
||
II |
«Грибы»
|
Усвоение окончаний глаголов муж и жен рода прошедшего времени. Употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (грибов, мухоморов) |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
||
III |
«Осень» |
- учить подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена сущ.- ые с именами прил.- ми в роде, числе, падеже. - упражнять в образовании мн. числа имен существительных.
|
Развивать умение составлять предложения по картинке; отвечать на вопросы полным предложением. |
||
IV |
«Игрушки» |
. Преобразование существительных Им. п. ед. ч. в существит-е Им. п. мн. ч. Образование относительных прилагательных |
Описательный рассказ по схеме и картинке. |
||
V |
«Обувь» |
Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -чик, ечк, очк Формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные от сущ-х (резиновый, кожаный). |
Составление предложений по схеме: «Кто? Что делает? Что? (Папа чистит сапоги) |
||
Ноябрь I |
«Одежда. |
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои, игра «Жадина» Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме, игра «Назови ласково». |
Составление предложений по схеме: «Кто? Что делает? Что? (мама вяжет свитер) |
||
II |
«Головные уборы». Дифференциация. |
1. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные от сущ-х (шерстяной). 2. Отработка падежных окончаний 3. Закрепление притяжательных местоимений (мамин шарф) |
Составление предложений с союзом «а». Кто? Что делает? Что?) (…, а…)
|
||
III |
«Мебель» |
. Знакомство с предлогами НА – В Согласование числит-х 2 и 5 с сущ –ными. (два стула….пять стульев). Закрепление антонимов. |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
||
IV |
«Зима» |
Формирование умения образ-ть глаголы сов.и несов.вида (строит- построил) Спряжение глаголов наст.времени (я катаюсь, ты…, он …, она…, они….) Образование прилагательных от сущ-х (снег-снежный) Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима). |
Составление сложных предложений с союзом -а -с опорой на картинки (Саша катается на коньках, а Ваня на лыжах). |
||
Декабрь
I |
« Зимующие птицы» |
Знакомство с предлогами ПОД – В – У. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме, игра «Назови ласково» |
Цепной рассказ. |
||
II
|
«Дикие животные» |
1. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не стало?» 2. Развитие навыков словообразования. Образование сущ-ых с помощью суффиксов онок – енок (волчонок). 3. Закрепление антонимов» |
Описание предмета с опорой на схему. |
||
III
|
«Домашние животные»
|
Образование сущ. с помощью суф.: онок; енок. Образование сущ.в Р.п. с предлогом У (У кошки котёнок; котята ). Закрепление антонимов.
|
Описание предмета с опорой на схему.
|
||
IV |
« Новый год. Зимние забавы». |
1.Формирование умения изменять форму глагола, согласовывать глагол с местоимением (я катаюсь, ты…, он…, она.., вы…., они…). 2.Образование качественных прилагательных от существительных (солнечный)
|
Составление рассказа по сюжетной картине.
|
||
Январь I - II |
|
К А Н И К У Л Ы |
|
||
III |
«Домашние птицы» |
1 .Согласование числит.и сущ. в П.п.во мн.ч. с предлогом О (Курица заботится о цыплёнке,о двух цыплятах). 2.Закрепление предлогов: В-НА-ПОД-НАД. |
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
|
||
IV |
«Продукты питания» |
Образование относительных прилагательных (гороховый суп) |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
||
V
|
«Посуда» |
Преобразование глаголов повелительного наклонения2 лица ед.ч.в глаголы изъявительного наклонения 3 лица наст.вр.(ешь-ест) Образование прилагательных от сущ.(из дерева- деревянный) |
Пересказ |
||
Февраль I |
«Животные холодных стран |
Закрепление предлогов В-НА-ПОД-НАД. Образование сравнительной степени прилагательных (у нас зимой холодно, а на Севере еще холожнее) |
Составление рассказа по сюжетной картине.
|
||
II
|
«Животные жарких стран» |
1. Согласование числительных с существительными 2. Закрепить умение составлять сложносочинённые предложения, используя слова-антонимы и притяжательные прилагательные. (Жираф высокий, а типгр низкий. ) |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
||
III |
«День защитников отечества» |
1.Образование существительных, обозначающих воинские профессии муж. и женского рода (летчик-летчица) 2.Закрепление умения образовывать сущ-е . обазначающие воинские профессии(танк-танкист). 3.Учить подбирать синонимы (солдат-военный-защитник) |
Пересказ
|
||
IV |
«Инструменты» |
1. Падежные конструкции: Т. п. сущ-х ед. ч. Составление предложений по модели: И. п. сущ-х + согл. гл. + В. п. + Т. п. (Маляр красит забор кистью). 2. Закрепить образование относительных прил. (деревянный, железный…) |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
||
Март I
|
«Семья. Праздник 8 марта» |
Формирование умения составлять сл/соч. предложение с союзом а (Мама варит суп, а бабушка жарит котлеты). Закрепление сложных слов (длинноногая, длинноволосая) Упражнять в подборе признаков к предметам. Развивать понимание логико – грамматических конструкций. |
Составление рассказов из личного опыта. |
||
II |
«Части тела. Предметы гигиены». |
Умение различать возвратные и невозвр. глаголы Умение образовать суф.с уменьшительно ласкательным и увеличительным значением (кулак, кулачок, кулачище) Употребление притяжательных прилагательных, игра «Чей? Чья? Чьё?» |
Придумывание рассказа по данному началу. |
||
III |
«Ранняя весна»
|
Формирование умения составлять сл/подч. предложение с союзом- потому что - (снег растаял, потому что светит солнце) Согласование прилагательных от существительных. Подбор антонимов |
Описательный рассказ |
||
IV |
«Перелётные птицы» |
1.Образование сущест-ых Р. п. мн. ч. (кукушек, ласточек). 2.Знакомство с предлогом «ЗА». Закрепление: НА – ПОД – В. 3. Образование приставочных глаголов. |
Цепной рассказ. |
||
Апрель I |
«Транспорт» |
Формирование умения образовывать приставочные глаголы движения (ехал, объехал, подъехал….). Образование наречий от прилагательных ( Образование множественного числа существительных. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет) |
Описательный рассказ |
||
II
|
«Космос». |
Закрепить умение подбирать слова-антонимы Сравнительная степень прилагательных .(самолёт летит быстро, а ракета быстрее) |
Составление рассказа по по данному началу.
|
||
III |
«Части суток. Дни недели» |
Закрепление сложных слов (пчеловод, книголюб) 2.Учить подбирать синонимы и употреблять их в речи ( молить, просить, упрашивать) |
Придумывание конца сказки (рассказа) |
||
IV |
«Профессии» |
Образование сущ.,обозначающих профессии и лиц осущест-х действия. (учитель-учительница; художник-художница) Закрепление умения образовывать сущ-е, обозначающие профессии и лиц, осуществляющих действия.
|
Пересказ |
||
Май I |
«День Победы. Москва»
|
Совершенствовать умение подбирать синонимы (отважный, храбрый, …) Обучать образованию прилагательных от существительных; |
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
|
||
II
|
«Цветы».
|
Совершенствовать навыки подбора и употр-я в речи антонимов- глаг.,прил-х, сущ. (вкатить-выкатить, жадность – щедрость, бледный- румяный) закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; |
Цепной рассказ. |
||
III
|
«Насекомые».
|
Согласование числительных 2 и 5 с существительными. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн. ч. (комар пищит, комары пищат).
|
Пересказ
|
||
IV
|
«Ягоды.» |
Употребление относительных прилагательных (клубничный компот). Образование сравнительной степени прилагательных |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
||
июнь |
Повторение |
Повторение |
Повторение |
Учитель-логопед: Сафонова И.А.