12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сафонова Ирина Александровна2055 Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед » |
Тематический годовой план логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Тематический годовой план логопедических занятий по формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. (старшая группа)
на 2020-2021г.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-
фонематического недоразвития у детей в старшей группе
Месяцы | Лексика | Грамматические формы | Связная речь | ||
Сентябрь I - II | О б с л е д о в а н и е | ||||
III | «Овощи. Огород.» | Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе (зеленый лук) Образование сущ-ых с уменьщительно – ласкательным суффиксом. Образовывание множественного числа существительных. | Составление предложений по модели: Им. п. ед. ч. +согл. гл. +сущ. В. п(Папа копает картошку. Мама срезает капусту). | ||
IV | «Фрукты. Сад.» Дифференциация «овощи-фрукты» | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Согласование числит-х 2 и 5 с существительными. Образование относительных прилагательных. Формирование умения согласовывать глаголы с существительными ед. ч. и мн.ч. (яблоко растёт, яблоки растут); | Описание предмета с опорой на план. | ||
Октябрь I | «Деревья» | Образование относительных прилаг-х от сущ-х (берёзовая ветка, берёзовый лист) Закрепление падежных конструкций. Образование Р. п. ед. ч. ( шишки у чего? У ели, у сосны). | Обучение пересказу сказки с опорой на предметные картинки. | ||
II | «Грибы» | Усвоение окончаний глаголов муж и жен рода прошедшего времени. Употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (грибов, мухоморов) | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
III | «Осень» | - учить подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена сущ.- ые с именами прил.- ми в роде, числе, падеже. - упражнять в образовании мн. числа имен существительных. | Развивать умение составлять предложения по картинке; отвечать на вопросы полным предложением. | ||
IV | «Игрушки» | . Преобразование существительных Им. п. ед. ч. в существит-е Им. п. мн. ч. Образование относительных прилагательных | Описательный рассказ по схеме и картинке. | ||
V | «Обувь» | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -чик, ечк, очк Формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные от сущ-х (резиновый, кожаный). | Составление предложений по схеме: «Кто? Что делает? Что? (Папа чистит сапоги) | ||
Ноябрь I | «Одежда. | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои, игра «Жадина» Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме, игра «Назови ласково». | Составление предложений по схеме: «Кто? Что делает? Что? (мама вяжет свитер) | ||
II | «Головные уборы». Дифференциация. | 1. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные от сущ-х (шерстяной). 2. Отработка падежных окончаний 3. Закрепление притяжательных местоимений (мамин шарф) | Составление предложений с союзом «а». Кто? Что делает? Что?) (…, а…) | ||
III | «Мебель» | . Знакомство с предлогами НА – В Согласование числит-х 2 и 5 с сущ –ными. (два стула….пять стульев). Закрепление антонимов. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
IV | «Зима» | Формирование умения образ-ть глаголы сов.и несов.вида (строит- построил) Спряжение глаголов наст.времени (я катаюсь, ты…, он …, она…, они….) Образование прилагательных от сущ-х (снег-снежный) Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима). | Составление сложных предложений с союзом -а -с опорой на картинки (Саша катается на коньках, а Ваня на лыжах). | ||
Декабрь I | « Зимующие птицы» | Знакомство с предлогами ПОД – В – У. Образование существительного в уменьшительно – ласкательной форме, игра «Назови ласково» | Цепной рассказ. | ||
II
| «Дикие животные» | 1. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не стало?» 2. Развитие навыков словообразования. Образование сущ-ых с помощью суффиксов онок – енок (волчонок). 3. Закрепление антонимов» | Описание предмета с опорой на схему. | ||
III
| «Домашние животные» |
Образование сущ. с помощью суф.: онок; енок. Образование сущ.в Р.п. с предлогом У (У кошки котёнок; котята ). Закрепление антонимов. | Описание предмета с опорой на схему. | ||
IV | « Новый год. Зимние забавы». | 1.Формирование умения изменять форму глагола, согласовывать глагол с местоимением (я катаюсь, ты…, он…, она.., вы…., они…). 2.Образование качественных прилагательных от существительных (солнечный) | Составление рассказа по сюжетной картине.
| ||
Январь I - II | | К А Н И К У Л Ы | | ||
III | «Домашние птицы» | 1 .Согласование числит.и сущ. в П.п.во мн.ч. с предлогом О (Курица заботится о цыплёнке,о двух цыплятах). 2.Закрепление предлогов: В-НА-ПОД-НАД. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
IV | «Продукты питания» | Образование относительных прилагательных (гороховый суп) | Составление рассказа по сюжетной картине. | ||
V | «Посуда» | Преобразование глаголов повелительного наклонения2 лица ед.ч.в глаголы изъявительного наклонения 3 лица наст.вр.(ешь-ест) Образование прилагательных от сущ.(из дерева- деревянный) | Пересказ | ||
Февраль I | «Животные холодных стран | Закрепление предлогов В-НА-ПОД-НАД. Образование сравнительной степени прилагательных (у нас зимой холодно, а на Севере еще холожнее) | Составление рассказа по сюжетной картине. | ||
II | «Животные жарких стран» | 1. Согласование числительных с существительными 2. Закрепить умение составлять сложносочинённые предложения, используя слова-антонимы и притяжательные прилагательные. (Жираф высокий, а типгр низкий. ) | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
III | «День защитников отечества» | 1.Образование существительных, обозначающих воинские профессии муж. и женского рода (летчик-летчица) 2.Закрепление умения образовывать сущ-е . обазначающие воинские профессии(танк-танкист). 3.Учить подбирать синонимы (солдат-военный-защитник) | Пересказ | ||
IV | «Инструменты» | 1. Падежные конструкции: Т. п. сущ-х ед. ч. Составление предложений по модели: И. п. сущ-х + согл. гл. + В. п. + Т. п. (Маляр красит забор кистью). 2. Закрепить образование относительных прил. (деревянный, железный…) | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
Март I
| «Семья. Праздник 8 марта» | Формирование умения составлять сл/соч. предложение с союзом а (Мама варит суп, а бабушка жарит котлеты). Закрепление сложных слов (длинноногая, длинноволосая) Упражнять в подборе признаков к предметам. Развивать понимание логико – грамматических конструкций. | Составление рассказов из личного опыта. | ||
II | «Части тела. Предметы гигиены». | Умение различать возвратные и невозвр. глаголы Умение образовать суф.с уменьшительно ласкательным и увеличительным значением (кулак, кулачок, кулачище) Употребление притяжательных прилагательных, игра «Чей? Чья? Чьё?» | Придумывание рассказа по данному началу. | ||
III | «Ранняя весна» | Формирование умения составлять сл/подч. предложение с союзом- потому что - (снег растаял, потому что светит солнце) Согласование прилагательных от существительных. Подбор антонимов | Описательный рассказ | ||
IV | «Перелётные птицы» | 1.Образование сущест-ых Р. п. мн. ч. (кукушек, ласточек). 2.Знакомство с предлогом «ЗА». Закрепление: НА – ПОД – В. 3. Образование приставочных глаголов. | Цепной рассказ. | ||
Апрель I | «Транспорт» | Формирование умения образовывать приставочные глаголы движения (ехал, объехал, подъехал….). Образование наречий от прилагательных ( Образование множественного числа существительных. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет) | Описательный рассказ | ||
II | «Космос». | Закрепить умение подбирать слова-антонимы Сравнительная степень прилагательных .(самолёт летит быстро, а ракета быстрее) | Составление рассказа по по данному началу. | ||
III | «Части суток. Дни недели» | Закрепление сложных слов (пчеловод, книголюб) 2.Учить подбирать синонимы и употреблять их в речи ( молить, просить, упрашивать) | Придумывание конца сказки (рассказа) | ||
IV | «Профессии» | Образование сущ.,обозначающих профессии и лиц осущест-х действия. (учитель-учительница; художник-художница) Закрепление умения образовывать сущ-е, обозначающие профессии и лиц, осуществляющих действия. | Пересказ | ||
Май I | «День Победы. Москва» | Совершенствовать умение подбирать синонимы (отважный, храбрый, …) Обучать образованию прилагательных от существительных; | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
II | «Цветы». | Совершенствовать навыки подбора и употр-я в речи антонимов- глаг.,прил-х, сущ. (вкатить-выкатить, жадность – щедрость, бледный- румяный) закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; | Цепной рассказ. | ||
III | «Насекомые». | Согласование числительных 2 и 5 с существительными. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн. ч. (комар пищит, комары пищат). | Пересказ | ||
IV | «Ягоды.» | Употребление относительных прилагательных (клубничный компот). Образование сравнительной степени прилагательных | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | ||
июнь | Повторение | Повторение | Повторение |
Учитель-логопед: Сафонова И.А.