Теорема Виета
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ
МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА»
Проектная работа
Теорема Виета
Выполнил: ученик 8бкласса
Фахуртдинов Даниил
Руководитель: учитель математики
Клюева Лариса Валентиновна
2023 год.
План
Введение______________________________________________________ _3
1.Актуальность_______________________________________________________3
2.Историческая справка 4
Способы решения квадратных уравнений 4
Определение квадратного уравнения 4
Классификация квадратных уравнений 5
Решение неполных квадратных уравнений 5
Решение полных квадратных уравнений:
4.1. Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена 7
4.2. Решение квадратных уравнений по формуле 7
4.3. Решение квадратных уравнений со вторым четным коэффициентом 8
4.4. Теорема Виета 9
4.5. Графический способ решения квадратных уравнений 10
4.6. Свойства коэффициентов квадратного уравнения 11
4.7. Способ переброски 12
4.8. Закономерность коэффициентов 12
Дидактический материал 14
Заключение 16
Введение
По программе 8 класса на уроках алгебры изучается тема «Квадратные уравнения». При решении различных заданий, математических вычислениях приходится часто прибегать к использованию и решению квадратных уравнений. Решение через дискриминант трудоемкий способ и требует много времени. А ведь существует много различных способов, которые более просты в оформлении, а некоторые даже решаются устно. Это экономит время на уроке.
При подготовке этой работы проводился социологический опрос. Старшеклассникам нашей школы были заданы вопросы: сколько способов решения квадратных уравнений они знают и сколько применяют на практике. Результаты опроса приведены в диаграмме
Проблема: старшеклассники знают 2-3 способа, но на практике применяют всего лишь 1-2, как правило, это традиционный способ нахождение корней уравнения через дискриминант и по теореме Виета. Это и привело к выбору данной темы.
Объект исследования - раздел алгебры уравнения
Предмет исследования – история и способы решения квадратных уравнений (от 2 тыс. лет до н.э. по сегодняшний день)
Цель – применение различных способов при решении квадратных уравнений в старших классах
Задачи:
Определить отношение учащихся к различным способам решения квадратных уравнений
Изучить программный и дополнительный материал по теме
Познакомиться с историческими сведениями
Распространение различных способов
Метод исследования:
Изучение программного материала по учебнику Ю.Н.Макарычева
Изучение дополнительного материала по энциклопедиям
Изучение исторического материала по сайтам Интернета
Работа в программах Microsoft Word, Excel, PowerPoint
История возникновения квадратных уравнений
Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта, сводя их решение к геометрическим построениям.
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений умели решать вавилоняне
Об этом свидетельствует найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов).
Приемы решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский.
Способ решение полных квадратных уравнений Диофант изложил в книгах «Арифметика», которые не сохранились
Правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду, где a > 0, дал индийский ученый Брахмагупта
Мухаммед бен Мусы аль-Хорезми, багдадский ученый IХ в. При решении полных квадратных уравнений аль-Хорезми на частных числовых примерах излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.
Трактат аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения.
Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано немецким математиком М. Штифелем (1487 - 1567).
Знаменитый французский ученый Франсуа Виет был по профессии адвокатом. В 1591 г. впервые ввел буквенные обозначения и для неизвестных, и для коэффициентов уравнений. Однако свое утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал).
После трудов нидерландского математика А. Жирара (1595 - 1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид.
II. Способы решения квадратных уравнений
Квадратным уравнением называются уравнения вида ах2 + вх + с = 0,
где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ≠ 0.
Числа а, в и с – коэффициенты квадратного уравнения.
Число, а – называют первым (старшим) коэффициентом, в – вторым коэффициентом, с – свободным членом. Заметим, что квадратное уравнение называют еще уравнением второй степени, так как его левая часть есть многочлен второй степени.
Пример квадратного уравнения:
-3х2+6х+7=0 (а=-3; в=3; с=7)
в = 0, с = 0,
а ≠ 0
ах2 = о
Неполные квадратные уравнения
Если в квадратном уравнении ах2 + вх + с = 0 хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.
Неполные квадратные уравнения бывают трех видов
ах2+с=0, где с≠0 а ≠о
ах2+вх=0, где в≠0 а≠о
ах2=о, где а≠о
Рассмотрим решение уравнений каждого из этих видов.
Неполные квадратные уравнения ах2 + с = 0, где в = 0, с ≠ 0, а ≠ 0
Для решения неполного квадратного уравнения вида ах2 + с = 0 при с ≠ 0 переносят его свободный член в правую часть и делят обе части уравнения на а. Получают уравнение
х2 =
Равносильное уравнению ах2 + с = 0.
Так как с≠0, то ≠ 0.
Вывод: если > 0, то уравнение имеет два корня: х = - и х =
Если < 0, то уравнение не имеет корней.
ПРИМЕР 1. Решим уравнения а) -32+15=0; б) 4х2+3=0.
а) -32+15=0, -3х2=-15, х2=5, х = и х= - . Ответ: х1 = ; х2 = - . | б) 4х2+3=0 4х2 =-3 х2 = - Ответ: корней нет. |
Неполные квадратные уравнения ах2 + вх = 0, где в ≠ 0, а ≠ 0
Для решения неполного квадратного уравнения вида ах2 + вх = 0 при в≠0 раскладывают его левую часть на множители и получают уравнение
х (ах + в) = 0
Произведение х (ах + в) равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
х = 0 или ах + в = 0
Решая уравнение ах + в = 0, в котором, а ≠ 0, находим:
ах = - в,
х = -
Следовательно, произведение х (ах + в) обращается в нуль при х = 0 и при
х = - . Корнями уравнения ах2 + вх = 0 являются числа 0 и - .
Вывод: неполное квадратное уравнение вида ах2 + вх = 0 при в ≠ 0 всегда имеет два корня.
ПРИМЕР 3. Решим уравнение 4х2+9х=0
4х2+9х=0
х(4х+9)=0
х=0 или 4х+9=0
4х=-9
х=
Ответ: х1 = 0, х2 = .
Неполные квадратные уравнения ах2 = 0, где а ≠ 0
Неполное квадратное уравнение вида ах2 = 0 равносильно уравнению х2= 0.
Вывод: неполное квадратное уравнение вида ах2 = 0 имеет единственный корень 0.
Полные квадратные уравнения
Квадратные уравнения, у которых все три коэффициента отличны от нуля, называется полным.
2х2+3х – 2=0
Приведенные квадратные уравнения
Квадратные уравнения, у которых первый коэффициент а = 1, называется приведённым квадратным уравнением. Например: х2 – 4х + 7 = 0.
Любое квадратное уравнение можно представить в виде приведённого квадратного уравнения, разделив обе его части на коэффициент при х2.
Пример: 4х2 – 8х+16=0 – неприведённое квадратное уравнение.
х2 – х+ =0
х2 – 2х+4=0 – приведённое квадратное уравнение.
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена
Решим приведённые квадратные уравнения
х2 + 10х + 25 = 0. Представим левую часть уравнения в виде квадрата двучлена. Получим: (х + 5)2 = 0 х+ 5 = 0 х = -5 Ответ: х = -5 | х2 – 6х – 7 = 0 Если к разности х2 – 6х прибавить число 9, то полученное выражение можно записать в виде (х - 3)2 , т.е. в виде квадрата двучлена. Прибавим к обеим частям уравнения число 9, а свободный член перенесём в правую часть. Получим: х2 – 6х + 9 = 9 + 7 (х – 3)2=16 х – 3 = -4 или х – 3 = 4 х = -1 или х = 7 Ответ: х1 = -1; х2 = 7 |
Решение квадратных уравнений по формуле
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям. Поэтому поступают иначе. Решают уравнение в общем виде и в результате получают формулу корней. Затем эту формулу применяют при решении любого квадратного уравнения.
Решим квадратное уравнение
ах2 + вх + с = 0 (1)
Разделив обе его части на а, получим равносильное ему приведённое квадратное уравнение х2 + х + = 0
Преобразуем это уравнение: х2 + 2х· + = – ,
(х+ )2= – ,
(х+ )2= в2 – (2)
Уравнение (2) равносильно уравнению (1). Число его корней зависит от знака дроби в2 – 4ас/4а2. Так как а≠0, то 4а2 – положительное число, поэтому знак этой дроби определяется знаком её числителя, т.е. выражения в2-4ас. Это выражение называют дискриминантом квадратного уравнения ах2+вх+с=0
(«Дискриминант» по-латыни – различитель). Его обозначают буквой D, т.е. D=в2-4ас.
Запишем уравнение (2) в виде
(х+ )2 = .
Рассмотрим теперь различные возможные случаи в зависимости от D.
Если D>0, то
х + =- или х + = ,
х = - - или х = - +
х = -в - или х = -в+ .
Таким образом, в этом случае уравнение (1) имеет два корня:
х1 = -в - или х2 = - в+ .
Принята следующая краткая запись: х1,2 = - в± , которую называют формулой квадратного уравнения.
Если D=0, то уравнение (2) примет вид: (х+ )2= 0
Отсюда х+ = 0
х = -
В этом случае уравнение имеет один корень х = -
Если D<0, то значение дроби отрицательно и поэтому уравнение
(х+ )2 = не имеет корней.
Вывод: в зависимости от дискриминанта квадратное уравнение может иметь два корня (при D>0), один корень (при D=0) или не иметь корней (при D<0.)
12х2 + 7х + 1 = 0 D = 72 – 4 · 12 · 1 = 1, D>0 х1 = -7 + -√1/24 Х= -7+-1/24. Ответ: х1=-1/3, х2=-1/4 | х2-12х+36=0. D=(-12)2 – 4·1·36=0 Х=12± Х=12 Ответ: х = 12 | 7х2-25х+23=0. D=(-25)2 – 4·7·23= =625 – 644, D<0. Ответ: Корней нет. |
Решение квадратных уравнений со вторым четным коэффициентом
Для квадратных уравнений, у которых второй коэффициент является чётным числом, формулу корней удобно записать в другом виде.
Рассмотрим квадратное уравнение ах2+2kх+с=0.
D=4k2 – 4ас=4(k2 – ас).
Очевидно, что число корней уравнений зависит от знака выражения
k2 – ас. Обозначим это выражение через D1= k2 – ас
Если D1≥0, то по формуле корней квадратного уравнения получим, что
Х=-2k ± =-2k ± 2 = -k ± , т.е.
Х=-k ± , где D1=k2 – ас. (ΙΙ)
Если D1<0, то уравнение корней не имеет.
ПИМЕР 4. Решим уравнение 9х2 – 14х+5=0:
D1=(-7)2 – 9·5=4,
Х=7 ,
Х=7 ±
Ответ: х1= , х2=1.
Теорема Виета
Приведённое квадратное уравнение х2 -7х+10=0 имеет корни 2 и 5. Сумма корней равна 7, а произведение равно 10. мы видим, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Докажем, что таким свойством обладает любое приведённое квадратное уравнение, имеющее корни.
ТЕОРЕМА. Свойства корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Рассмотрим приведённое квадратное уравнение. Обозначим второй коэффициент буквой p, а свободный член - буквой q:
х2+ pх+q=0.
Дискриминант этого уравнения D равен p2 – 4q.
Пусть D>0. тогда это уравнение имеет два корня:
Х1= - p - и х2= - p + .
Найдём сумму и произведение корней:
Х1+х2=-p- + -p+D/2= -2p/2= -p;
Х1· х2=-p- · (-p+ ) = (-p)2 – ( )2/4= p2- (p2-4q)/4=4q/4=q
Итак, х1+х2= - p и х1·х2=q
При D=0 квадратное уравнение Х2+ pх+q=0 имеет один корень. Если условиться считать, что при D=0 квадратное уравнение имеет два равных корня, то теорема будет верна и в этом случае. Это следует из того, что при D=0 корни уравнения также можно вычислять по формуле
Х= -p ±
Доказанная теорема называется теоремой Виета по имени знаменитого французского математика Франсуа Виета.
Используя теорему Виета, можно выразить сумму и произведение корней произвольного квадратного уравнения через его коэффициенты.
Пусть квадратное уравнение ах2+вх+с=0 имеет корни х1 и х2. равносильное ему приведённое квадратное уравнение имеет вид х2+ х + =0.
По теореме Виета
х1+х2 = - , х1 · х2= .
Справедливо утверждение, обратное теореме Виета.
ТЕОРЕМА. Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p,а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2+pх+q=0
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. По условию m + n = - p,а m · n = q. Значит, уравнение х2+pх +q=0 можно записать в виде
х2-(m+n)х+mn=0.
Подставим вместо х число m, получим:
m2 – (m+n)m+mn=m2 – m2+mn=0
значит, число m является корнем уравнения.
Аналогично можно показать, что число n также является корнем уравнения.
Рассмотрим примеры применения теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
ПРИМЕР 1. Найдём сумму и произведение корней уравнения 3х2 – 5х+3=0
Дискриминант D=25 – 4 ·3 ·2 = 1 ― положительное число. Значит, уравнение имеет корни. Эти же корни имеет приведённое квадратное уравнение х2 – х+ =0. Значит, сумма корней уравнения 3х2 – 5х+2=0 также равна , а произведение равно .
По теореме, обратной теореме Виета, можно проверять, правильно ли найдены корни квадратного уравнения.
ПРИМЕР 2. решим уравнение х2+3х – 40=0 и выполним проверку по теореме, обратной теореме Виета.
Найдем дискриминант: D = 32+4 · 40=169.
По формуле корней квадратного уравнения получаем:
х=-3 ± ,
Х=-3±13.
Отсюда х1=-8, х2=5.
Покажем, что корни уравнения найдены правильно. В уравнении
х2+3х – 40 = 0 коэффициент p равен 3, а свободный член q равен -40. Сумма найденных чисел -8 и 5 равна -3, а их произведение равно -40. значит, по теореме, обратной теореме Виета, эти числа являются корнями уравнения
х2+3х – 40=0.
ПРИМЕР 3. Найдём подбором корни уравнения х2 – х – 12=0.
Пусть х1 и х2 – корни уравнения. Тогда х1+ х2=1 и х1· х2=-12.
Если х1 и х2 – целые числа, то они являются делителями числа -12, учитывая также, что сумма этих чисел равна 1, нетрудно догадаться, что х1=-3 и х2=4.
Графический способ решения квадратных уравнений
Рассмотрим уравнение х2=6/х. Если обе части этого уравнения умножить на х, то получим уравнение х3=6, способ решения которого нам неизвестен. Однако с помощью графиков можно найти приближённое значение корней уравнения х2=6/х.
Построим в одной координатной плоскости графики функций у=х2 и у = (рис.1).
Рис. 1. Рис.2
Эти графики пересекаются в одной точке. Абсцисса точки пересечения есть то значение переменной х, при котором выражения х2 и принимают равные значения. Значит, абсцисса точки пересечения графиков функций у=х2 и у= является корнем уравнения х2= . Из рисунка видно, что приближённое значение корня равно 1,8.
Применённый способ решения уравнения называют графическим.
Рассмотрим ещё один пример решения уравнения графическим способом. Решим уравнение х3 – 1,2х + 0,5=0. Представим это уравнение в виде х3=1,2х – 0,5 и построим в одной координатной плоскости графики функций у=х3 и у=1,2х – 0,5 (рис.2). Графики пересекаются в трёх точках. Это означает, что уравнение х3=1,2х – 0,5, а значит, и уравнение х3 – 1,2х+0,5=0
имеет три корня. Найдём приближённые значения корней, т. е. абсцисс точек пересечения графиков. Получим: х1≈-1,3, х2≈ 0,5, х3≈0,8.
4.6. Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
1) Если а+ b+c= 0, то х =1, х = .
Пример. Рассмотрим уравнение х2 +4х – 5= 0.
а+ b+c= 0, х =1, х = . 1+ 4+(–5)= 0.
Значит корнями этого уравнения являются 1 и –5. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:
D= b – 4ас= 4 – 4∙1∙(–5)= 36.
х = = = – 5.
х = = =1.
Отсюда следует, что если а+b+c= 0,то х =1, х = .
2) Если b= а+c, то х = –1, х = .
Пример. Рассмотрим уравнение 2х2 +8х +6 = 0.
Если b= а+c, то х = –1, х = . 8 =2 +6.
Значит корнями этого уравнения являются –1 и –3. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:
D= b – 4ас=8 – 4∙2∙6= 16.
х = = = –3.
х = = = –1.
Отсюда следует, что если b= а+c, то х = –1, х = .
Способ переброски.
При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
Если а±b+c≠0, то используется прием переброски:
2х2 – 11х+5=0 х2 – 11х+10= 0
х = 10; х =1. Корни уравнения необходимо поделить на 2.
Ответ: 5; 0,5.
4.8. Закономерность коэффициентов.
1) Если в уравнении ax2 + bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 +1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = –а; х = – .
ax2 + (а2 +1)∙ х+ а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 6х2 +37х +6 = 0.
х = –6; х = – .
2) Если в уравнении ax2 – bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 + 1),а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = а; х = .
ax2 – (а2 +1)∙ х+ а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 15х2 –226х +15 = 0.
х = 15; х = – .
3) Если в уравнении ax2 + bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = –а; х = .
ax2 + (а2– 1)∙ х– а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 17х2 +288х – 17 = 0.
х = –17; х = .
4) Если в уравнении ax2 – bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = а; х = – .
ax2 + (а2– 1)∙ х– а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 10х2–99 х – 10 = 0.
х = 10; х = – .
III. Дидактический материал.
1. Решение неполных квадратных уравнений:
а) 4х2– 100= 0, б) 2х2+ 10х= 0,
4х2 = 100, х (2х+10) = 0,
х2 =25, х = 0 или 2х+10 = 0,
х =5. 2х = –10,
х = –5.
2. Решение квадратных уравнений по формуле:
а) 4х2+ 7х + 3 = 0.
D = b2 – 4ас = 72 – 4· 4 ·3 = 49 – 48 = 1, D >0; 2 корня;
х = = = ;
х = = = –1.
б) 4х2 – 4х + 1 = 0,
D = b2 – 4ас= 16 – 4∙4∙1 = 0, D = 0; 1 корень;
х=
3. Решение квадратных уравнений по теореме Виета:
а) х2 – 9х + 14 =0. б) х2 +3х – 28 = 0.
х1 +х2 = 9, х1 +х2 = –3,
х1· х2 = 14. х1· х2 = –28.
х =2; х = 7.
4. Свойства коэффициентов квадратного уравнения:
а) 4х2 – 12х +8х = 0. б) х2 – 6х + 5= 0.
а+ b+c= 0, х =1, х = . а+ b+c= 0, х =1, х = .
х =1, х = 2. х =1, х = 5.
5. Решение квадратных уравнений способом переброски.
а) 6х2 – 7х–3= 0.
х2 – 7х–18= 0,
D = b2 – 4ас = (– 7)2 – 4· 1 ·(–18) = 49 +72 = 121, D >0; 2 корня;
х = = = = –2;
х = = =
Корни 9 и (–2).
Делим числа 9 и (–2) на 6:
х = х2 =
б) 2х2 – 11х +15= 0,
х2 – 11х + 30= 0,
D = b2 – 4ас = (– 11)2 – 4· 1 ·30= 212 –120= 1; D >0; 2 корня;
х = =
х = =
Корни 5 и 6.
Делим числа 5 и 6 на 2:
х = х2 = 3.
6. Закономерность коэффициентов:
а) 5х2 + 26х + 5= 0. б) 7х2 + 48х –7 = 0.
b = (а2 +1); b = (а2 –1);
х = –5; х = – х = –7; х =
IV. Заключение
В процессе изучения программного материала по учебникам, дополнительного материала по энциклопедиям, знакомясь с историческими сведениями, мною были выделены 8 способов решения квадратных уравнений.
Все эти способы не являются универсальным, т.к. каждый из них применяется в определенных условиях, в зависимости от уравнения.
Универсальным является способ решения квадратного уравнения через дискриминант. Именно поэтому, изучив формулу в 8 классе, большинство учащихся применяют ее решении каждого уравнения.
Графический способ является не менее универсальным, но это достаточно трудоемкий процесс, требует много времени. При использовании данного метода корни могут иметь приближенные значения, а это не всегда удобно.
Существуют также способы решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки, с помощью номограммы (это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 (см. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. - м., Просвещение)), геометрический способ, с использованием теоремы Безу, с помощью микрокалькулятора, но эти способы пока мной не изучены. Я надеюсь, что я продолжу их изучение в следующем году.