Тест по географии. Тема: «Природные зоны»

6
0
Материал опубликован 16 December в группе

Тест по географии. Тема: «Природные зоны»


Пояснительная.

1. Цель тестирования

Проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны»:

- о закономерностях размещения природных зон на Земле;

- об особенностях климата, растительного и животного мира основных природных зон;

- о взаимосвязи компонентов природы в пределах каждой зоны;

- о специфике высотной поясности;

- о географических объектах (пустыни, леса, степи и др.) и их расположении на материках.

2. Задачи

Образовательные: закрепить понятия «природная зона», «высотная поясность», «амплитуда температур», «растительный/животный мир зоны».

Развивающие: развить умение анализировать описания природных комплексов, устанавливать соответствия, логически рассуждать при выборе ответа.

Воспитательные: сформировать бережное отношение к природе через осознание уникальности каждой природной зоны и её уязвимости.

3. Структура теста

Тест состоит из двух вариантов, каждый включает 15 заданий разного типа:

- выбор одного правильного ответа (задания 1–4, 7–10, 12–15);

- установление соответствия (задания 5–6, 9);

- дополнение утверждений (задание 7);

- упорядочивание (задание 14).

Задания охватывают ключевые аспекты темы:

- определение природной зоны по описанию;

- характерные растения и животные;

- географическое положение зон на материках;

- особенности климата и почв;

- понятие высотной поясности;

- крупнейшие природные объекты (пустыни, леса и т. п.).

4. Критерии оценивания

14–15 баллов - «5» (отлично): глубокое понимание темы, уверенное владение понятиями, отсутствие ошибок.

11–13 баллов - «4» (хорошо): хорошее знание материала, 1–3 незначительные ошибки.

8–10 баллов -«3» (удовлетворительно): базовое понимание темы, 4–6 ошибок.

менее 8 баллов - «2» (неудовлетворительно): существенные пробелы в знаниях, более 6 ошибок.

Система начисления баллов:

- задания 1–4, 7–15  по 1 баллу за верный ответ;

- задания 5–6   по 4 балла (по 1 баллу за каждое верное соответствие).

5. Время выполнения

Рекомендуемое время - 25 минут.

6. Методические рекомендации

Перед тестированием целесообразно повторить:

- определение понятия «природная зона»;

- основные природные зоны Земли и их расположение на карте;

- типичные растения и животные каждой зоны;

- особенности климата и почв (например, чернозёмы в степях, бедные почвы в пустынях);

- понятие «высотная поясность» и её отличие от широтной зональности;

- крупнейшие пустыни, леса, степи мира и их географическое положение.

Как использовать тест:

- как текущий контроль после изучения темы;

- для самопроверки знаний учащимися;

- в качестве тренировочного задания перед контрольной работой;

- для коррекции знаний: разбор ошибок на следующем уроке с картой и иллюстрациями.

Для углубления знаний рекомендуется:

- работа с картой природных зон мира (определение границ зон, поиск примеров на разных материках);

- составление краткой характеристики зоны по плану: климат → растительность → животные → почвы → хозяйственная деятельность;

- мини‑проекты или сообщения о редких и охраняемых природных зонах.

7. Ожидаемые результаты

После изучения темы и выполнения теста учащиеся должны:

- называть основные природные зоны и показывать их на карте;

- определять зону по описанию климата, растений и животных;

- устанавливать соответствия между зоной, её представителями флоры и фауны;

- объяснять, почему природные зоны сменяются от экватора к полюсам и в горах;

- приводить примеры крупнейших природных объектов (Сахара, Атакама, тайга и др.);

- понимать значение почв и климата для формирования природной зоны.

8. Особенности заданий

Задания 1–4, 10–11 проверяют знание определений и умение распознавать зону по описанию.

Задания 5–6 нацелены на установление связей между зоной, растениями и животными.

Задание 7 закрепляет знания о рекордных природных объектах (самая большая, самая засушливая и т. д.).

Задание 8 контролирует понимание широтной зональности.

Задание 9 проверяет знание географии материков и крупных природных объектов.

Задание 13 направлено на осознание роли травянистой растительности в разных зонах.

Задание 14 оценивает понимание порядка смены зон от экватора к полюсу.

Задание 15 выявляет знание о биоразнообразии экваториальных лесов.



Вариант 1

Природные зоны получили свои названия преимущественно от:
а) температуры и циркуляции атмосферы;
б) почвенного покрова;
в) преобладающего типа растительности;
г) населяющих народов.

Выберите верное утверждение:
а) Экваториальные леса формируются в условиях жаркого, сухого климата.
б) В саваннах различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей.
в) В степях жаркое дождливое лето и тёплая, мягкая зима.
г) В смешанных и широколиственных лесах выделяют два времени года: зиму и лето.

Какая карта необходима для изучения природных зон?
а) экономическая карта мира;
б) политическая карта мира;
в) физическая карта России;
г) карта природных зон мира.

Определите природную зону по описанию: характерная растительность — заросли колючих кустарников, отдельно стоящие акации, баобабы; животный мир — жирафы, зебры, антилопы.
а) пустыни;
б) степи;
в) тайга;
г) саванны.

Определите природную зону по описанию: типичные растения — черника, морошка, карликовая берёза; из животных — северный олень, песец.
а) тундра;
б) степи;
в) тайга;
г) саванны.

Установите соответствие: природная зона — характерные растения и животные.

тайга;

экваториальные леса;

степи;

арктические пустыни.

А) суслик, тушканчик, ковыль, тимофеевка;
Б) сосна, ель, рысь, бурый медведь;
В) белый медведь, мхи, лишайники;
Г) сейба, лианы, орхидеи, слоны, бегемоты.

Дополните утверждения:
а) Пустыня Сахара — самая __________ пустыня мира.
б) Пустыня Атакама — самая __________ пустыня мира.
в) В Антарктиде — самая __________ пустыня мира.
г) В степях — самые __________ почвы мира.

Природные зоны закономерно сменяют друг друга:
а) от экватора к полюсам;
б) от побережий в глубь материков;
в) от нулевого до 180‑го меридиана;
г) с запада на восток.

В какой природной зоне находятся акации и баобабы?
а) зоны тропических полупустынь и пустынь;
б) тайга;
в) зоны саванн.

Какая природная зона занимает большую часть материка Австралия?
а) зона полупустынь и пустынь;
б) зона смешанных лесов;
в) зона экваториальных влажных вечнозелёных лесов.

Страусы, грызуны, множество птиц относятся к природной зоне:
а) зона степей;
б) зона саванн;
в) зона пустынь и полупустынь.

В какой зоне развито оленеводство?
а) зона хвойных лесов;
б) зона тундры;
в) зона смешанных лесов.

Что такое высотная поясность?
а) закономерная смена природных комплексов в горах;
б) строительство оросительных каналов;
в) смена природных зон и компонентов природы с севера на юг.

Расположите природные зоны в порядке удаления от экватора к Северному полюсу:
а) степи;
б) влажные экваториальные леса;
в) тундра;
г) тайга;
д) пустыни.

Какое утверждение о растениях пустыни верное?
а) Имеют мощную корневую систему на поверхности Земли.
б) Используют толстые стебли и листья, чтобы сохранить воду.
в) Имеют большие широкие листья.

Вариант 2

Какая природная зона находится севернее зоны лесов?
а) саванна;
б) тундра;
в) ледяная пустыня.

Природная зона — это:
а) большой природный комплекс, обладающий общностью всех компонентов;
б) смена природных зон и компонентов природы с севера на юг;
в) смена природных зон в горах от подножья к вершине.

Определите природную зону по описанию: представители животного мира — кабан, благородный олень, заяц, лиса, множество птиц.
а) тундра;
б) степи;
в) арктические пустыни;
г) смешанные и широколиственные леса.

Определите природную зону по описанию: животный мир представлен скорпионами, пауками, змеями; растительность скудная, распространена верблюжья колючка.
а) тропические пустыни;
б) саванны;
в) арктические пустыни;
г) смешанные и широколиственные леса.

Установите соответствие: природная зона — характерные растения и животные.

тайга;

смешанные леса;

степи;

тропические пустыни.
А) суслик, тушканчик, ковыль, тимофеевка;
Б) сосна, ель, рысь, бурый медведь;
В) скорпионы, змеи, верблюжья колючка;
Г) лось, заяц, лиса, берёза, ель, сосна.

Дополните утверждения:
а) В степях — самые __________ почвы мира.
б) Пустыня Атакама — самая __________ пустыня мира.
в) Пустыня Сахара — самая __________ пустыня мира.
г) В Антарктиде — самая __________ пустыня мира.

В таёжных лесах растут:
а) дуб, клён, граб, бук;
б) ель, пихта, сосна, лиственница;
в) пальмы, лианы, кофейное дерево.

В зоне тропических полупустынь и пустынь большие пространства занимают:
а) снег;
б) сыпучие пески;
в) растительность.

Установите соответствие: материк — природный объект.

Евразия;

Южная Америка;

Африка;

Северная Америка;

Австралия.
А) пустыня Атакама;
Б) горы Кордильеры;
В) пустыня Гоби;
Г) пустыня Намиб;
Д) Большой барьерный риф.

Какая из характеристик не относится к степям?
а) Достаточное и устойчивое увлажнение;
б) Видовое разнообразие трав;
в) Преобладание грызунов и мелких животных.

Какая растительность характерна для зоны тундры?
а) дуб, граб, бук;
б) ель, сосна, кедр, пихта;
в) мох, лишайник, карликовая берёза и ива.

О какой зоне идёт речь? Особенно жарко летом. Осадков мало. Сильно выветривание.
а) зоны саванн;
б) зоны тропических полупустынь и пустынь;
в) зона переменно‑влажных лесов.

Для какого растительного сообщества характерно преобладание травянистой растительности?
а) саванна;
б) экваториальный лес;
в) тайга;
г) степи.

Почвы, сформированные в степях:
а) чернозёмы;
б) подзолистые;
в) серые лесные;
г) мерзлото‑степные.

На какой из природных зон Земли можно встретить самое большое разнообразие представителей животного и растительного мира?
а) тайга;
б) смешанные и широколиственные леса;
в) степь;
г) экватори


Ответы к тесту «Природные зоны»

Вариант 1

в — преобладающего типа растительности.

б — В саваннах различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей.

г — карта природных зон мира.

г — саванны.

а — тундра.

1 — Б (тайга: сосна, ель, рысь, бурый медведь);

2 — Г (экваториальные леса: сейба, лианы, орхидеи, слоны, бегемоты);

3 — А (степи: суслик, тушканчик, ковыль, тимофеевка);

4 — В (арктические пустыни: белый медведь, мхи, лишайники).

а) Пустыня Сахара — самая большая пустыня мира;

б) Пустыня Атакама — самая засушливая пустыня мира;

в) В Антарктиде — самая холодная пустыня мира;

г) В степях — самые плодородные почвы мира.

а — от экватора к полюсам.

в — зоны саванн.

а — зона полупустынь и пустынь.

б — зона саванн.

б — зона тундры.

а — закономерная смена природных комплексов в горах.

Правильный порядок: б → д → а → г → в (влажные экваториальные леса → пустыни → степи → тайга → тундра).

б — используют толстые стебли и листья, чтобы сохранить воду.

Вариант 2

б — тундра.

а — большой природный комплекс, обладающий общностью всех компонентов.

г — смешанные и широколиственные леса.

а — тропические пустыни.

1 — Б (тайга: сосна, ель, рысь, бурый медведь);

2 — Г (смешанные леса: лось, заяц, лиса, берёза, ель, сосна);

3 — А (степи: суслик, тушканчик, ковыль, тимофеевка);

4 — В (тропические пустыни: скорпионы, змеи, верблюжья колючка).

а) В степях — самые плодородные почвы мира;

б) Пустыня Атакама — самая засушливая пустыня мира;

в) Пустыня Сахара — самая большая пустыня мира;

г) В Антарктиде — самая холодная пустыня мира.

б — ель, пихта, сосна, лиственница.

б — сыпучие пески.

1 — В (Евразия — пустыня Гоби);

2 — А (Южная Америка — пустыня Атакама);

3 — Г (Африка — пустыня Намиб);

4 — Б (Северная Америка — горы Кордильеры);

5 — Д (Австралия — Большой барьерный риф).

а — достаточное и устойчивое увлажнение.

в — мох, лишайник, карликовая берёза и ива.

б — зоны тропических полупустынь и пустынь.

г — степи.

а — чернозёмы.

г — экваториальные влажные вечнозелёные леса (в тесте оборвано слово; подразумевается «экваториальные леса»).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.