Тесты по русскому языку на тему «Фонетика»
Тест по теме: «Фонетика»
1. Укажите слова, в которых ударение падает на третий слог:
баловать
ворота
каталог
красивее
откупорить
пуловер
газопровод
алфавит
ходатайство
2. Отметьте, в каком ряду все согласные звонкие и твердые. Составьте собственный ряд, состоящий из пяти слов, в которых будут только твердые и звонкие согласные.
бугор, дары, заказ, дрова, обрыв
боится, губа, лом, зола, голод
задор, дрова, дом, грызуны, отдам
3. Определите, какое утверждение неверно:
звуки [м], [м´], [н], [н´], [л], [л´], [р], [р´], [в], [в´] являются сонорными.
глухие согласные образуются без участия голосовых связок.
носовыми согласными в русском языке являются звуки [м], [м´], [н], [н´]
безударная позиция гласных является слабой.
звуки [м], [н], [л], [р], [j], [ц], [ч], [ш´], [х] не образуют пары по глухости/звонкости
4. Напишите слова, которые затранскрибированы:
[мърфΛло́гиj´ь]
[с´и́нтъкс´ис]
[фΛнэ́́мъ]
[сΛj´ус]
[нъклΛн´эн´иj´ь]
[пΛдл´эжа́ш´ьј´ь]
5. В первой группе найдите слова, в котором только два согласных звука: глухой и звонкий. Во второй группе найдите слово, в котором один мягкий согласный, остальные согласные твердые. В третьей группе найдите слово, в котором один глухой согласный, остальные согласные звонкие. Напишите предложение, которое у вас получилось:
дом, вез, дай, лом, вели, мост, бил
широта, дорога, корабль, переезд, четыре, лимончик, человек, паровоз
кассеты, карамель, листы, дровишки, зверей, туристов
6. Исправьте ошибки в произношении, если это необходимо:
наро[чн]о, ново[стн]ой, библиоте[чн]ый, шер[ск]а, бу[т´э]рброд, из[д´о]вка, быти[j´о], сви[тэ]р, муз[зэ]й, деви[шн]ик, сове[сл´]ивый
7. Напишите слова и определите их части речи:
[пълтΛра́]
[фс´о́]
[ръсплΛт´и́ць]
[зΛвра́фшыс´]
[св´э́тлыi]
[мълΛд´о́ш]
8. Разделите слова на фонетические слоги. Поясните, по какому принципу строится слог в русском языке. Укажите, где проходит слогораздел:
листы, туристы, местный, пойдем, томный, полка
9. Затранскрибируйте выделенные слова.
Свет зажгу, на чернильные пятна
Погляжу и присяду к столу, -
Пусть поет, как сверчок непонятно,
Электрический счетчик в углу.
Пусть голодные мыши скребутся,
Словно шастать им некогда днем,
И часы надо мною смеются
На дотошном наречье своем, -
Я возьмусь за работу ночную,
И пускай их до белого дня
Обнимают ся напропалую,
Пьют вино, кто моложе меня.
Что мне в том? Непочатая глыба,
На два века труда предо мной.
Может кто-нибудь скажет спасибо
За постылый мой подвиг ночной.
(А.Тарковский «Ночная работа»)
10. Учащийся, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:
[н] - согласный, глухой, твердый;
[а] – гласный;
[ц] – гласный, звонкий, твердый;
[ы] – гласный;
[п] – согласный, глухой, мягкий;
[о] – гласный;
[ч’] – согласный, мягкий, глухой;
[к] – согласный, глухой, твердый;
[и] – гласный.
Ответьте на вопрос: правильно ли учащийся разобрал слово? Докажите.
Тест по теме: «Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуация».
1.Определите, какое из односоставных предложений охарактеризовано неправильно:
У меня нет свободного времени. – Безличное предложение.
На небе ни облачка. – Назывное предложение.
Опять повышают цены на бензин. – Неопределенно-личное предложение.
Тебе звонили. – Неопределенно-личное предложение.
Что посеешь, то пожнешь. – Обобщенно-личное предложение.
2. Определите предложения с пунктуационными ошибками.
Вы читали роман Герцена «Кто виноват?»?
Почему ты говоришь: «Ни за что!»?
Он мне сказал: «На днях покупаю машину «Жигули»».
У него были три дочери: (он их даже специально так назвал) Вера, Надежда и Любовь.
Как хорошо ты вчера пел!...
Мои экзамены… но не будем о них говорить сегодня.
Почему ты мне не веришь!?
3. Составьте сочетания типа «имя прилагательное + имя существительное» со следующими словами: … кофе, … шампунь, … простыня, …кенгуру, …Сочи, …эскимо, …такси.
4. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.
5. Выделите словосочетания из приведенных пар слов:
ночь темная, костюм из шерсти, в весеннем лесу, сладкий сок, ушки на макушке, ходит тихонько, девочки сели отдохнуть, выстроил снежный.
6. Определите главные слова в словосочетаниях:
пушистый снег, под корой деревьев, около пруда дорожка, ходить в лес, блеснула молния.
Обобщающий тест по теме: «Фонетика. Лексика. Стиль речи».
Вариант 1
1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно.
а) БАнты;
б) диспансЕр;
в) жАлюзи;
г) завИдно.
2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно.
а) КатАлог;
б) блюдА;
в) красИвее;
г) тортЫ.
3. Найдите слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.
а) Скучно;
б) ночной;
в) справочник;
г) скворечник.
4. Найдите архаизмы.
а) Меньшевик;
б) выя;
в) вкупе;
г) кольчуга.
5. Найдите паронимы.
а) Брань – ругань;
б) храбрый – смелый;
в) идеалистический – идеалистичный;
г) ключ (к замку) – ключ (к разгадке).
6. Найдите синонимы.
а) Криминальный;
б) преступный;
в) уголовный;
г) криминогенный.
7. Найдите словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.
а) Принять меры;
б) предпринять меры;
в) вести деятельность;
г) приобрел известность.
8.Установить соответствие между фразеологизмами и их значениями.
а) Птица высокого полета 1) хитрый, ловкий
б) бесструнная балалайка 2) пустомеля
в) кисейная барышня 3) изнеженный человек
г) продувная бестия 4) влиятельный человек
9. Найдите тавтологичные словосочетания.
а) Свободная вакансия;
б) новый файл;
в) монументальный памятник;
г) хронометраж времени.
10. Установить соответствия между именами существительными и их родом.
а) Какао 1) мужской
б) кафе 2) средний
в) авеню 3) женский
г) шампунь
11. Найдите имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно.
а) Более интенсивнее;
б) высоченный;
в) наилучший;
г) более умный.
12. Определите стиль текста.
Людям всегда было тесно. Даже когда они ещё не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им
экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию.
Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1-2 миллиона лет Ноmо sapiens понавыдумывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли
в собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы.
Вариант 2
1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно.
а) МизЕрный;
б) обеспечЕние;
в) балОванный;
г) кухОнный.
2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно.
а) УдОбрить;
б) углУбленный;
в) позвОнит;
г) зажралАсь.
3. Найдите слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.
а) Горчичник;
б) сердечный (друг);
в) нарочно;
г) внеурочный.
4. Найдите архаизмы.
а) Лукавствовать;
б) алебарда;
в) вече;
г) урядник.
5. Найдите паронимы.
а) Эффективный – эффектный;
б) окружение – контекст;
в) умственный – интеллектуальный;
г) сердечный – бессердечный.
6. Найдите синонимы.
а) Бурлить;
б) бушевать;
в) кипеть;
г) дымиться.
7. Найдите словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.
а) Приложить силы;
б) заслужил известность;
в) оплата гонорара;
г) уделять заботу.
8. Установить соответствие между фразеологизмом и их синонимом.
а) Сгущать краски 1) очень сильно надоедать
б) прятать концы в воду 2) ограничивать свободу действий
в) прижимать хвост 3) сильно преувеличивать
г) набивать оскомину 4) уничтожать улики преступления
9. Найдите тавтологичные словосочетания.
а) Обыкновенное чудо;
б) выдающийся виртуоз;
в) торжественная инаугурация;
г) высокий рейтинг.
10. Установить соответствия между именами существительными и их родом.
а) Тюль 1) мужской
б) сирокко 2) средний
в) пальто 3) женский
г) дитя
11. Найдите имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно.
а) Более прогрессивный;
б) наиболее прогрессивный;
в) самый наикратчайший;
г) красившее.
12. Определите стиль речи.
Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).