Лабораторная работа по русскому языку на тему «Фонетика» (5 класс)
Лабораторная работа №1. Фонетика.
Цели:
- закрепление и углубление полученных знаний и овладение навыками фонетического анализа;
- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал, грамотного оформлять полученные результаты;
- развитие умения использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного исследования;
-формирование языковой и коммуникативной компетенции ученика.
Подготовительный этап. Повторение теоретических сведений по вопросам:
Что изучает раздел науки о языке «Фонетика»?
Чему учит нас орфоэпия? Орфография?
Каких звуков больше, гласных или согласных? В каком соотношении
они находятся?
Как характеризуются гласные звуки, согласные звуки?
Как в русском языке называются процессы, когда согласные звонкие
заменяются парными глухими, глухие согласные заменяются парными
звонкими?
Каковы сильные и слабые позиции гласных звуков, согласных звуков.
Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
8. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один, когда два звука?
9. Каковы опознавательные признаки орфограмм - гласных букв,
согласных букв.
10. Как проверить написание гласных и согласных букв в корне слова в
слабой позиции? Приведите примеры.
11. Каковы особенности ударения в русском языке?
Практическая часть.
Задания для практической части.
1 .Определите, в каких словах не совпадает количество букв и звуков: вьюга, уголь, пояс, счастливый. Почему?
Слово |
Кол-во букв |
Транскрипция |
Кол-во звуков |
Вывод |
2.Определите, написание каких слов не расходится с произношением. Почему?
Лодка, безжалостный, мир, скользит, лестница, низкий, утка, хрустнуть, добрый, ловкий.
Написание слова |
Произношение (транскрипция) слова |
3.Распределите в два столбика слова с ударением: а) на первом слоге; б) на последнем слоге. Какие слова остались? Почему?
Документ, километр, магазин, творог (вариативность), ненависть, предмет, портфель, свекла, цыган, красивее. (на втором слоге)
Ударение на первом слоге |
Ударение на последнем слоге |
4.Можно ли правильно написать слова пол..скать, об..жать, сп..шите, расп..вать, пос..деть без контекста? Почему? Подберите словосочетания, чтобы правильно написать указанные слова.
5. Запишите слова, применяя правило о звонких и глухих согласных. Подчеркните орфограммы, в скобках объясните написание слов. Какие фонетические процессы иллюстрируют данные слова?
Доро..ка, гардеро.., праз..ник, ко..ьба, здра..ствуй, сугро.., свя..ка, моло..ьба.
6. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь: полки - полки, парить
- парить, орган - орган? Почему? Как это объяснить при чтении и на письме?
Подведение итогов
Что делали? |
Что наблюдали? |
Оценка |
Учились определять соотношение букв и звуков в словах |
Несовпадение количества букв и звуков в словах |
|
Выводы: Выполняя эту работу, я понял (-ла), что________________________________________________________________, и научился(-лась)_________________________________________________________________________________________________________________________.
Практическая часть.
Задания для практической части.
1 .Определите, в каких словах не совпадает количество букв и звуков. Почему?
Слово |
Кол-во букв |
Транскрипция |
Кол-во звуков |
Вывод |
Вьюга Уголь Пояс Счастливый |
2.Определите, написание каких слов не расходится с произношением. Почему?
Написание слова |
Произношение (транскрипция) слова |
Лодка Безжалостный Мир Скользит Лестница Низкий Утка Хрустнуть Добрый Ловкий |
Вывод: _________
3.Распределите в два столбика слова с ударением: а) на первом слоге; б) на последнем слоге. Какие слова остались? Почему?
Документ, километр, магазин, творог, ненависть, предмет, портфель, свекла, цыган, красивее.
Ударение на первом слоге |
Ударение на последнем слоге |
Вывод:
4.Можно ли правильно написать данные слова без контекста? Почему? Подберите словосочетания, чтобы правильно написать указанные слова.
пол..скать
об..жать
сп..шите
расп..вать
пос..деть
Вывод:
5. Вставьте пропущенные буквы, применяя правило о звонких и глухих согласных. Подчеркните орфограммы, объясните написание слов. Какие фонетические процессы иллюстрируют данные слова?
Доро..ка - ( );
гардеро.. - ( );
праз..ник - ( );
ко..ьба - ( );
здра..ствуй - ( );
сугро.. - ( );
свя..ка - ( );
моло..ьба. – ( ).
6. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь: полки - полки, парить
- парить, орган - орган? Почему? Как это объяснить при чтении и на письме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов
Что делали? |
Что наблюдали? |
Оценка |
Учились определять соотношение букв и звуков в словах |
Несовпадение количества букв и звуков в словах |
|
Выводы: Выполняя эту работу, я понял (-ла), что________________________________________________________________, и научился(-лась)_________________________________________________________________________________________________________________