12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Екатерина Вячеславовна69

Лабораторная работа №1. Фонетика.

Цели:

- закрепление и углубление полученных знаний и овладение навыками фонетического анализа;

- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал, грамотного оформлять полученные результаты;

- развитие умения использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного исследования;

-формирование языковой и коммуникативной компетенции ученика.

Подготовительный этап. Повторение теоретических сведений по вопросам:

Что изучает раздел науки о языке «Фонетика»?

Чему учит нас орфоэпия? Орфография?

Каких звуков больше, гласных или согласных? В каком соотношении
они находятся?

Как характеризуются гласные звуки, согласные звуки?

Как в русском языке называются процессы, когда согласные звонкие
заменяются парными глухими, глухие согласные заменяются парными
звонкими?

Каковы сильные и слабые позиции гласных звуков, согласных звуков.

Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

8. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один, когда два звука?

9. Каковы опознавательные признаки орфограмм - гласных букв,

согласных букв.

10. Как проверить написание гласных и согласных букв в корне слова в

слабой позиции? Приведите примеры.

11. Каковы особенности ударения в русском языке?

 

Практическая часть.

Задания для практической части.

1 .Определите, в каких словах не совпадает количество букв и звуков: вьюга, уголь, пояс, счастливый. Почему?

Слово

Кол-во букв

Транскрипция

Кол-во звуков

Вывод

         

2.Определите, написание каких слов не расходится с произношением. Почему?

Лодка, безжалостный, мир, скользит, лестница, низкий, утка, хрустнуть, добрый, ловкий.

Написание слова

Произношение (транскрипция) слова

   

3.Распределите в два столбика слова с ударением: а) на первом слоге; б) на последнем слоге. Какие слова остались? Почему?

Документ, километр, магазин, творог (вариативность), ненависть, предмет, портфель, свекла, цыган, красивее. (на втором слоге)

Ударение на первом слоге

Ударение на последнем слоге

   

4.Можно ли правильно написать слова пол..скать, об..жать, сп..шите, расп..вать, пос..деть без контекста? Почему? Подберите словосочетания, чтобы правильно написать указанные слова.

5. Запишите слова, применяя правило о звонких и глухих согласных. Подчеркните орфограммы, в скобках объясните написание слов. Какие фонетические процессы иллюстрируют данные слова?

Доро..ка, гардеро.., праз..ник, ко..ьба, здра..ствуй, сугро.., свя..ка, моло..ьба.

6. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь: полки - полки, парить

- парить, орган - орган? Почему? Как это объяснить при чтении и на письме?

 

Подведение итогов

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

Учились определять соотношение букв и звуков в словах

Несовпадение количества букв и звуков в словах

 
     
     
     
     
     

Выводы: Выполняя эту работу, я понял (-ла), что________________________________________________________________, и научился(-лась)_________________________________________________________________________________________________________________________.

Практическая часть.

Задания для практической части.

1 .Определите, в каких словах не совпадает количество букв и звуков. Почему?

Слово

Кол-во букв

Транскрипция

Кол-во звуков

Вывод

Вьюга

Уголь

Пояс

Счастливый

       

2.Определите, написание каких слов не расходится с произношением. Почему?

Написание слова

Произношение (транскрипция) слова

Лодка

Безжалостный

Мир

Скользит

Лестница

Низкий

Утка

Хрустнуть

Добрый

Ловкий

 

Вывод: _________

3.Распределите в два столбика слова с ударением: а) на первом слоге; б) на последнем слоге. Какие слова остались? Почему?

Документ, километр, магазин, творог, ненависть, предмет, портфель, свекла, цыган, красивее.

Ударение на первом слоге

Ударение на последнем слоге

   

Вывод:

4.Можно ли правильно написать данные слова без контекста? Почему? Подберите словосочетания, чтобы правильно написать указанные слова.

пол..скать

об..жать

сп..шите

расп..вать

пос..деть

Вывод:

5. Вставьте пропущенные буквы, применяя правило о звонких и глухих согласных. Подчеркните орфограммы, объясните написание слов. Какие фонетические процессы иллюстрируют данные слова?

Доро..ка - ( );

гардеро.. - ( );

праз..ник - ( );

ко..ьба - ( );

здра..ствуй - ( );

сугро.. - ( );

свя..ка - ( );

моло..ьба. – ( ).

6. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь: полки - полки, парить

- парить, орган - орган? Почему? Как это объяснить при чтении и на письме?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

Учились определять соотношение букв и звуков в словах

Несовпадение количества букв и звуков в словах

 
     
     
     
     
     

Выводы: Выполняя эту работу, я понял (-ла), что________________________________________________________________, и научился(-лась)_________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.