Тесты в формате ОГЭ (Русский язык, 7 класс)

2
0
Материал опубликован 15 October 2023

Тесты в формате ОГЭ. 7 класс

Пять вариантов тестов разработаны в соответствии с заданиями КИМов ОГЭ в 9 классе, но на уровне возрастных особенностей и учебных возможностей учащихся 7 класса.

Каждый вариант содержит текст и восемь заданий по данному тексту.

Задание №1. Чтение и осмысление текста. (Тексты вариантов №1, №3 можно использовать и в качестве диктанта, тексты вариантов №2, №4, №5 – в качестве изложения)

Задание №2. Синтаксический анализ. Задание предполагает работу по определению грамматической основы в простом предложении или в одной из частей сложного предложения. Учащиеся должны выбрать варианты, где грамматическая основа определена верно.

Задание №3. Пунктуационный анализ. Необходимо расставьте знаки препинания в

предложении (предложениях), указать цифры, на месте которых должны стоять

запятые.

Задание №4. Синтаксический анализ.

Заменить словосочетание (прил.)+(сущ.) синонимичным словосочетанием (сущ).+(сущ.) или наоборот. Написать получившееся словосочетание.

Задание № 5. Орфографический анализ.

Указать варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Записать номера этих ответов.

Задание №6. Анализ содержания текста.

Учащимся необходимо выбрать вариант, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

Задание №7. Анализ средств выразительности.

Учащимся необходимо указать варианты ответов, в которых

используется одно из средств выразительности речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, фразеологизм.

Задание №.8. Лексический анализ.

Задание предполагает замену одного из слов, употреблённых в одном из

предложений текста, стилистически нейтральным синонимом. Необходимо написать

этот синоним.

Проверка заданий.

Представлены ответы. За каждый правильный ответ учащиеся получают один балл.

7 правильных ответов – «5»

6 - «4»

5 – «3»


Вариант 1. Бескорыстные помощники.

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по

кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

(3)Теперь никто не скажет \1\ сколько безвестных отважных собак \2\погибло во время

второй мировой\3\ разыскивая мины\4\ и спасая \5\ из-под обстрела раненых. (4)Они и связистов заменяли\6\ пробираясь\7\ в недоступных для человека местах.

(5) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

(6)В мире немало памятников собакам. (7)Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. (8)В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.

(По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте предложения

(1) Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.


Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Кубрик служил (предложение 1)

2) заслышав шум (предложение 2)

3) приборы не улавливали (предложение 3)

Ответ: ___________________________


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Теперь никто не скажет(1) сколько безвестных отважных собак (2)погибло во время второй мировой(3) разыскивая мины(4) и спасая (5) из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли(6) пробираясь(7) в недоступных для человека местах.

Ответ: ___________________________


4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание (прил.)+(сущ.) «вражеская лодка» синонимичным словосочетанием (сущ).+(сущ.) Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________


5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ДЕРЕВЯННЫЙ - правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)

2) СЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3)НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица не пишется с причастием пишется раздельно при наличии зависимого от причастия слова

4)НЕ С КЕМ - неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно

5)ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без - Ь

Ответ: ___________________________


6. Анализ содержания текста.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в мире немало памятников собакам?»

1) Люди ставят памятники собакам, потому что собака – самое верное животное.

2) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду.

3) Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни.

4) Много безвестных собак погибло во время второй мировой войны.

Ответ: ___________________________


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых.

Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.

Ответ: ___________________________


8. Лексический анализ.

Замените слово «отважных» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


Вариант 2. АКУЛА.

(1)Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (2)День был прекрасный, с моря дул свежий ветер. (3)Но к вечеру погода изменилась. (4)Стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

(5)Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул:

Купаться!

(6)В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

(7)На корабле с нами было два мальчика. (8)Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. (9)Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

(10)Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. (11)Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. (12)Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

Не сдавайся!

(13)Вдруг с палубы кто-то крикнул:

Акула!

(14)Все мы увидали в воде спину морского чудовища. (15)Акула плыла прямо на мальчиков.

(16)— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. (17)Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

(18)Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

(19)Матросы спустили лодку\1\бросились в нее\2\ и\3\сгибая весла\4\понеслись\5\что было силы к мальчикам. (20)Но они были еще далеко от детей\6\а акула была уже близко.

(21)Мальчики сначала не слышали криков и не видели акулы. (22)Но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг. (23)Мальчики поплыли в разные стороны.

(24)Этот визг как будто разбудил артиллериста. (25)Он сорвался с места и побежал к пушкам. (26)Он повернул ствол, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

(27)Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. (28)Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. (29)Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

(30)Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик.

(31)Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

(32)По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. (33)За несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

(По Л. Толстому)

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте предложения

(24)Этот визг как будто разбудил артиллериста. (25)Он сорвался с места и побежал к пушкам. (26)Он повернул ствол, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.


Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) этот визг разбудил (предложение 24)

2) он сорвался (предложение 25)

3) он повернул прилёг прицелился взял (предложение 25)

Ответ: ___________________________


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Матросы спустили лодку\1\бросились в нее\2\ и\3\сгибая весла\4\понеслись\5\что было силы к мальчикам. Но они были еще далеко от детей\6\а акула была уже близко.

Ответ: ___________________________

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание (сущ.)+ (сущ.) «берег Африки» (предложение 2) синонимичным (прил.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________


5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) безветренный - правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)

2) сделалось - в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3) не шевелясь — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова

4) ни с кем - неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно

5) горяч — имя существительное м.р. пишется без -Ь

Ответ: ___________________________


6.Анализ содержания текста.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда дым разошелся над водою, со всех сторон раздался громкий радостный крик?»

1) Мальчиков моряки забрали в лодку.

2) По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы.

3) Акула испугалась выстрела и уплыла.

4) Мальчики успели залезть на корабль.

Ответ: ___________________________


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

2) Но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг.

3)Все мы увидали в воде спину морского чудовища.

4)Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам.

Ответ: ___________________________


8. Лексический анализ.

Замените слово «ропот» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


Вариант 3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР

(1)Это было в сорок первом году. (2)Темная и суровая Москва\1\ спасая нас, детей, от

войны\2\ погрузила в поезда\3\ и отправила в Сибирь. (3)Мы ехали\4\

медленно\5\задыхаясь\6\ от недостатка кислорода\7\ и страдали от голода. (4)В Челябинске

нас высадили и повели на вокзал. (5)Была ночь.

(6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.

(7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8)Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.(10) Там шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало. (11)Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12)Здесь начиналась очередь.

(13)Мы стояли и смотрели на окна. (14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. (17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. (18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(19)А люди вдруг зашевелились. (20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. (21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)Человеческий коридор...

(24)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (25)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.(26) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (27)И яркий свет «дали». (28)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)


2. Синтаксический анализ.

Прочитайте предложения

(19)А люди вдруг зашевелились. (20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. (21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)Человеческий коридор...



Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) люди вдруг зашевелились (предложение 19)

2) они подались (предложение 20)

3) люди взялись (предложение 21)


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Темная и суровая Москва\1\ спасая нас, детей, от войны\2\ погрузила в поезда\3\ и отправила в Сибирь. Мы ехали\4\ медленно\5\задыхаясь\6\ от недостатка кислорода\7\ и страдали от голода.

Ответ: ___________________________

4.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание (сущ.) + (сущ.) «голос человека» (предложение 2) синонимичным словосочетанием (прил.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________


5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1. спасая – безударная гласная в корне слова проверяется подбором проверочного слова, в котором эта буква находится под ударением

2. здесь – в приставке пишется буква з, потому что после неё стоит звонкий согласный

3. недостаток – не с существительным пишется слитно, т. к. можно это слово заменить синонимом без не.

4. многотысячная – сложное прилагательное пишется слитно, т. к. оно образовано на основе подчинительного словосочетания


6. Анализ содержания текста.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем люди взялись за руки и образовали «человеческий коридор»?

1) Люди хотели увидеть приехавших в эвакуацию детей.

2) Стоявшие в очереди за едой люди пропустили по «человеческому коридору» голодных детей.

3) Чем быстрее получат еду дети, тем быстрее дойдёт очередь до взрослых.

4) Эти люди приехали в Челябинск уже давно и не так страдали от голода.


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.

2) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан

3)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу.

4)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором.


Лексический анализ.

Замените слово «отвалили» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


Вариант 4. ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР.

(1)Вечером Никита начал рассматривать картинки в «Ниве». (2)Интересного было мало. (3)Никита зевнул, закрыл журнал и, подпершись, стал слушать. (4)Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. (5)Вот затянуло басом - «ууууууууууу», — тянет, хмурится, надув губы. (6)Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю, мучится до того уж тонко, как ниточка. (7)И снова спустилось в бас и надуло губы.

(8)Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. (9)Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору, должно быть, истопник.(10) Под лампой нежно зазвенели хрусталики.

(11)Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как он мешал угли в печи. (12)В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. (13) Было скучновато, но уютно. (14)А тот, на чердаке, старался, насвистывал: «юу-юу-юу-юу-ю».

(15)Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. (16)Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. (17)На одном таком креслице, у печной трубы, сидит «Ветер» : мохнатый, весь в пыли, в паутине. (18)Сидит смирно и, подперев щеки, воет: «Скуууучно». (19)Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

(20)Никита слез со стула и сел около матушки. (21)Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

Не пора ли тебе спать, мальчик?

(22)— Нет, еще полчасика, пожалуйста.

(23)Никита прислонился головой к матушкиному плечу. (24)В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька. (25)Хвост кверху, весь вид кроткий, добродетельный. (26)Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. (27)Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. (28)Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

(29)Ветер на чердаке завыл отчаянно.(30)И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. (31)Матушка быстро поднялась со стула.

(32)— Боже мой! — проговорила матушка взволнованно. — Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран...

(33)Через несколько минут\1\ Никита\2\ стоя\3\ в коридоре\4\ увидел\5\ как тяжело отворилась\6\обитая войлоком дверь\7\влетел клуб морозного пара, и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке\8\ вся запорошенная снегом.

(34)Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. (35)За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. (36)На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. (37)Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

(38)Войдя, высокая женщина громко воскликнула:

Александра Леонтьевна, принимай гостей!

(39)Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, с детьми Виктором и Лилей.

(По А. Толстому)

2. Синтаксический анализ. Прочитайте предложения

(3)Никита зевнул, закрыл журнал и, подпершись, стал слушать. (4)Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. (5)Вот затянуло басом - «ууууууууууу», — тянет, хмурится, надув губы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Никита зевнул (предложение 3) 2) посвистывало, подвывало (предложение 4)

3) тянет, хмурится (предложение 5)

Ответ: ___________________________

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько минут\1\ Никита\2\ стоя\3\ в коридоре\4\ увидел\5\ как тяжело отворилась\6\обитая войлоком дверь\7\влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке\8\ вся запорошенная снегом.

Ответ: ___________________________

4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание (прил) + (сущ.) «фарфоровый абажур» (предложение 8) синонимичным (сущ.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

5.Орфографический анализ.

1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно

2)НЕЧИЩЕНЫЙ полное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно

3)В ТЕЧЕНИЕ года - предлог пишется раздельно и оканчивается на Е

4)СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И Ответ: ___________________________


5.Анализ содержания текста.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем занимался Никита в этот скучный вечер?»

1) Никита рассматривал картинки в «Ниве».

2) Никита слушал, наблюдал и представлял, что происходит на чердаке.

3) Никита ждал в гости матушкину приятельницу, Анну Апполосовну Бабкину, с детьми.

4) Никита играл с котом Васькой.

Ответ: ___________________________


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

2) Ветер на чердаке завыл отчаянно.

3)Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце.

4)Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

Ответ: ___________________________


Лексический анализ.

Замените слово «продранные»в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: __________________________


Вариант 5

КАРМАННИК

(1)Трамвайный вагон был переполнен. (2)На остановке у Никитских ворот в вагон втиснулись еще люди: старушка с полосатым мешком за плечами, высокий плотный человек в кавалерийской шинели и черной кубанке и еще один человек с острым носом, в наглухо застегнутом пальто и серой кепке.

(3) Последним в трамвай влез бедно одетый юноша\1\ с книжками под мышкой. Растерянно

глядя\2\ на кондуктора\3\ шарил он \4\по карманам в поисках гривенника\5\ и радостно

улыбнулся\6\ когда гривенник нашелся.

(3)Последним в трамвай влез бедно одетый юноша с книжками под мышкой. (4)Растерянно глядя на кондуктора, шарил он по карманам в поисках гривенника и радостно улыбнулся, когда гривенник нашелся.

(5)Мало кто выходил из вагона. (6)Проехали несколько остановок. (7)Вдруг человек в серой кепке заметил, что кавалерист в шинели лезет потихоньку в карман к юноше с книжками. (8)Вор был схвачен за руку на месте преступления. (9)Трамвай остановился, и толпа высыпала на улицу.

(10)Все кричали и волновались. (11)Злее всех была, кажется, старушка с мешком.

(12)— У кого хотел отнять последнюю рубашку! — орала она.

(13)И как ни старался человек в шинели и кубанке доказывать, что рубашку, хотя и последнюю, снять с другого человека в трамвае немыслимо, всё равно ему никто не верил. (14)Постовой милиционер стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал у вора документы. (15)Вор полез в свой карман и вынул коричневую маленькую книжку.

(16)— Паспорта у меня с собой нет, — сказал он смущенно, — а только есть членский билет Союза писателей. (17)Сам я тоже писатель, и зовут меня Аркадий Гайдар.

(18)— Знаем мы таких писателей! — первой закричала злая старушка.

(19)И следом за ней все закричали тоже.

(20)Среди шума и гама не кричал и не волновался только один пострадавший юноша с книжками.

(21)— Кто вы такой и что у вас украли? — ласковым, добрым голосом спросил у него милиционер.

(22)— Сам я приезжий, — сказал юноша, — и вчера стал студентом первого курса Первого Медицинского института. (23)Свои деньги я уже сам истратил, а стипендию еще не получил.

(24)— Капиталиста нашел, жулик! — злобно сказала старушка, а милиционер укоризненно покачал головой и предложил юноше все-таки посмотреть, не вытащены ли у него документы или еще какие-нибудь ценности.

(25)Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах на мостовую медленно упала смятая пятидесятирублевая бумажка.

(26)— Это не мои деньги, у меня не было денег, — сказал юноша.

(27)И в толпе произошло замешательство. (28)Все стали смотреть на жулика-писателя, но он молчал, глядел в землю и мял в руках свою шапку-кубанку.

(29)Наступила необыкновенная тишина, милиционер сказал, что за отсутствием состава преступления он с большим удовольствием освобождает писателя и просит очевидцев разойтись по домам.

(30)Хотел было уйти и писатель Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав. (31)Она развязала свой мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.

(32)— Бери, добрый человек, — сказала злая старушка. — Бери, яблоко большущее, я его потихоньку тебе в карман не всуну — ты все равно заметишь. (По Б. Емельянову)


2. Синтаксический анализ.

Прочитайте предложения

(29)Наступила необыкновенная тишина, милиционер сказал, что за отсутствием состава преступления он с большим удовольствием освобождает писателя и просит очевидцев разойтись по домам.

(30)Хотел было уйти и писатель Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав. (31)Она развязала свой мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) наступила тишина (предложение 29)

2) он освобождает (предложение 29)

3) она развязала, достала (предложение 40)


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Последним в трамвай влез бедно одетый юноша\1\ с книжками под мышкой. Растерянно глядя\2\ на кондуктора\3\ шарил он \4\по карманам в поисках гривенника\5\ и радостно улыбнулся\6\ когда гривенник нашелся.

Ответ: ___________________________


Синтаксический анализ. Замените словосочетание (прил.) + (сущ.) «трамвайный вагон» (предложение), синонимичным (сущ.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________

5. Орфографический анализ.

1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида.

2)ДЕШЁВЫЙ - в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-

3)КОСНУТЬСЯ - безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому пишется буква О

4)ЗАКОННО - в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н

5)МЕЖИНСТИТУТСКИЙ– после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется


Анализ содержания текста.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда юноша обнаружил в своём кармане деньги, в толпе произошло замешательство?»

1) Люди обрадовались, что вор не смог украсть деньги у юноши.

2) Люди поняли, что писатель залез в карман к юноше, чтобы украсть деньги.

3) Люди поняли, что писатель залез в карман к юноше, чтобы незаметно положить туда денег.

4) Люди поняли, что жулик избежит наказания.

​​​​​​​

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) — Бери, добрый человек, — сказала злая старушка.

2) — У кого хотел отнять последнюю рубашку! — орала она.

3)Она развязала свой мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.

4) — Капиталиста нашел, жулик! — злобно сказала старушка, а милиционер укоризненно покачал головой и предложил юноше все-таки посмотреть, не вытащены ли у него документы или еще какие-нибудь ценности.


8.Лексический анализ.

Замените слово «втиснулись» (предложение 2) стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: ___________________________



Ресурсы:

http://diktanty.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk/diktanty_7_klass/kontrolnye_diktanty_7_klass/8-

http://www.claw.ru/book4/010.htm



Ответы:

Вариант №1                   Вариант №2                                 Вариант №3

2. – 3                               2. – 3                                             2. - 2

3. – 136                           3. – 1346                                       3. - 1247

4. – лодка врага             4. – африканский берег             4. – человеческий голос

5. – 134                            5. – 4                                            5. - 134

6.- 3                                  6. – 2                                            6. - 2

7. – 2                                7. – 1                                             7. - 34

8. – смелых                      8. – 4                                            8. - дали

храбрых наложили



Вариант №4                              Вариант №5

2. – 23                                        2. - 1

3. – 24578                                  3. - 36

4.- абажур из фарфора           4. – вагон трамвая

5. – 3                                          5. - 45

6. - 2                                            6. - 3

7. – 2                                           7. - 2

8.- разорванные                        8. - вместились

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации