Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Урок __________. Класс 8
Тема урока: Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
Тип урока: комбинированный
Цели урока: Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка.
Задачи урока: систематизировать знания о типах подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; применять нормы построения словосочетаний; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании, заменять их синонимичными.
Планируемые личностные результаты:
Гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации.
Духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать свое поведение, в том числе и речевое.
Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: умение принимать себя и других, не осуждая.
Ценности научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности, умение самоконтроля.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, потребность в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; делать выводы с использованием умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании, составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования.
Умение работать с информацией как части познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Выбирать, анализировать и обобщать и систематизировать информацию.
Умение общения как части коммуникативных универсальных учебных действий: публично представлять результат проведенного языкового анализа.
Умение самоорганизации как части коммуникативных универсальных учебных действий: ориентироваться в различных подходах к принятию решений поставленной задачи (индивидуальное, в группе); делать выбор и нести ответственность за его решение.
Умение самоконтроля, эмоционального интеллекта как части коммуникативных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; признавать свое и чужое право на ошибку.
Умение совместной деятельности: планировать организацию совместной работы при решении конкретной проблемы; договариваться, обсуждать процесс; выполнять свою часть работы, достигать качественный результат, обсуждать результат совместной работы, оценивать качество своего вклада в общий продукт.
Предметные результаты:
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; применять нормы построения словосочетаний.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальным заданием; карточки с заданием для работы в группах.
Автор УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова в 2-х частях, 2019г.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с китайской мудрости:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Мотивация: Притча.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли по горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, лицо его засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, я желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ». Пусть урок принесет вам новые открытия, которые вы успешно сможете использовать при выполнении задания № 9 ОГЭ. Успехов вам!
Проверка домашнего задания (3 ученика у доски, текст выведен на доску с помощью проектора).
Распределить по существенному признаку виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные (по характеру главного слова).
Объяснить основное грамматическое значение словосочетания и его строение.
Виды словосочетаний
Именные | Глагольные | Наречные |
Родной край – П+С | Посмотрев приветливо – Д+Н | Очень далеко – Н+Н |
Патриотическая песня – П+С | Краснея от смущения – Д+С | Незадолго до совещания – Н+С |
Письмо от сына – С+С | Мечтать о чем-то – Г+М | Слишком близко – Н+Н |
Моя Родина – М+С | Говорить улыбаясь – НФГ+Д | Очень заботливо – Н+Н |
Умение находить – С+НФГ | Посветлевший от радости – П+С | По-дружески откровенно – Н+Н |
2. Выполнить морфемный анализ слов: патриотическая, улыбаясь, близко.
Дополнительные вопросы к учащимся (задают учащиеся):
Словосочетание – это … (соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически).
На какие виды делятся словосочетания по характеру главного слова? (по характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные (с главным словом наречием).
От чего зависит вид словосочетания? (от того, какой частью речи выражено главное слов, задать вопрос от главного к зависимому).
Что не является словосочетанием? (грамматическая основа, ОЧП, фразеологизмы).
Работа над темой урока:
Посмотрите на доску. Что вы видите? Определите вид словосочетания по характеру главного слова - (именное).
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – (ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ)
Учебная задача: замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного литературного русского языка.
А теперь скажите, как перестроить словосочетание, Какие знания нам нужны для этого? Чего не хватает для выполнения задания? Правильно знаний о типах подчинительной связи в словосочетании.
Формулировка темы урока, постановка целей и задач.
Работа в парах с учебником $7, с. 38-39 (поисковая работа в группах + алгоритм определения типа связи словосочетания). На парте лежат листы оценивания. При выполнении каждого задания, вам надо проставлять баллы. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. В конце урока баллы суммируются.
1й ряд – согласование + схема-алгоритм;
2й ряд – управление + схема-алгоритм;
3й ряд – примыкание+ схема - алгоритм.
Ученик-ученик в форме диалога рассказать и научить остальных учащихся о типе связи в словосочетании и предоставить алгоритм его определения (на доске словосочетания, проектор).
Презентация «Типы связи словосочетаний» (проектор).
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/main/ (3 мин.)
Закрепление изученного материала (работа в группах):
Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Определите тип связи в словосочетаниях: Бездушно пел, патриотический дух, гладь воды. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. |
Карточка № 2.
Определите тип связи в словосочетаниях: Семейные узы, гордо отзывался, жил в уединении. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью примыкание. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. |
Карточка № 3.
Определите тип связи в словосочетаниях: Струны скрипки, заботливо охранял, родной край. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. |
Карточка № 4.
Установите соответствие между словосочетаниями и видами подчинительной связи в них. Вкусно пахнет Гуляя по аллее Согласование Подарили цветы Моим велосипедом Примыкание Пятилетнему ребёнку Желтизна листьев Помог подняться Управление Жёлтые хризантемы |
Карточка № 5.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании: Крепкий кофе, чересчур высоко, все смеялись, футболистов страны Примыкание Согласование Управление Не является словосочетанием |
Рефлексия:
Какие задания на уроке не вызвали затруднений?
Что было сложно выполнить?
Как помогла работа в группах для решения учебной задачи?
Подведение итогов, оценивание знаний, домашнее задание:
Итак, я думаю, что теперь вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале изучения нового материала! Запишите ответ в тетрадь. Проверим. Правильно, молодцы!
На парте у каждого из вас лежит лист оценивания вашей работы на уроке, заполните его и сдайте мне.
Домашнее задание:
составить по 3 словосочетания каждого типа, определить главное и зависимое слово в них, части речи.
Замените словосочетания синонимичными (изменить тип связи).
Составить простое предложение с одним из словосочетаний, выполнить синтаксический разбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Лист оценивания моей работы на уроке
№ п/п | Ф.И. уч-ся | Д/з Выполнен верно | Морфемный разбор выполнен верно | Составление алгоритма | Ответ у доски (выступление) | Работа по карточке | Ответ + пояснение (итог работы по карточке) | Моя оценка | Меня оценили | Итого |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (проверка д/з).
1.Классифицируйте виды словосочетаний по существенному признаку: именные, глагольные, наречные.
Виды словосочетаний
Именные | Глагольные | Наречные |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. Выполните морфемный анализ слов: патриотическая, улыбаясь, близко.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Карточка № 1.
Определите тип связи в словосочетаниях: Бездушно пел, патриотический дух, гладь воды. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью согласование. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. |
Карточка № 2.
Определите тип связи в словосочетаниях: Семейные узы, гордо отзывался, жил в уединении. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным со связью примыкание. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление. |
Карточка № 3.
Карточка № 4.
Установите соответствие между словосочетаниями и видами подчинительной связи в них. Вкусно пахнет Гуляя по аллее Согласование Подарили цветы Моим велосипедом Примыкание Пятилетнему ребёнку Желтизна листьев Помог подняться Управление Жёлтые хризантемы |
Карточка № 5.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании: Крепкий кофе, чересчур высоко, все смеялись, футболистов страны Примыкание Согласование Управление Не является словосочетанием |