Тренинг «Опасная зависимость»
Тренинг «Опасная зависимость»
Агапова Елена Николаевна,
социальный педагог
ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат»
с. Боград, Республика Хакасия
Пояснительная записка
«Здоровье – это самое ценное, что есть у человека»
Н.А. Семашко
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.
Современные подростки находятся в ситуации, когда на «рынке» существуют различные виды доступных наркотических средств, что провоцирует рост числа зависимой молодежи.
Возрастные психологические особенности подростков: склонность к подражательству, повышенная внушаемость, слабая воля и др., тоже ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства.
Поэтому основной задачей профилактики в ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат» является популяризация здорового образа жизни, погружение в среду, где вредные привычки не только не модны, но и неприличны, создание условий, когда воспитанники занимают активную позицию в отношении своего выбора и несут ответственность за свои поступки.
Актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей вызвала необходимость включить в работу с детьми активные формы и методы формирования навыков здорового образа жизни. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.
Одно из возможных решений – применение в работе с обучающимися психологического тренинга, в ходе которого решаются вопросы повышения адаптивных ресурсов личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической поддержки.
Возраст участников тренинга 12-15 лет. Группа 13-15 человек.
Цель - формирование безопасного, ответственного поведения, ценностного отношения к своему здоровью среди обучающихся школы-интерната.
Задачи:
формировать представления обучающихся о зависимости;
развивать психологическую готовность участников к отказу от наркотиков;
развивать коммуникативные навыки игроков в ходе командной работы;
популяризировать здоровый образ жизни.
Оборудование: ручки шариковые, цветные стикеры нескольких цветов, цветная бумага, карточки с вариантами ситуаций, плакат «Дерево причин и последствий»
Ход занятия:
I. Организационный момент
Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце 20 века средняя продолжительность жизни женщин – 71 год и 57 лет у мужчин. Это не так много. А каждому из нас очень хочется жить долго. Но во многом продлевать жизнь мешают вредные привычки или опасные зависимости. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено проблеме зависимости и как этому противостоять.
Принятие правил
Чтобы наше общение было эффективным, нам необходимо принять правила нашей группы. Я предлагаю вам правила, но это не значит, что вы должны безоговорочно их принять. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом или добавить что-то свое.
Называть друг друга по имени. Как говорил Д. Карнеги, для человека нет прекраснее звука, чем звук его имени.
Уважать говорящего, уметь слушать. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем.
Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и сейчас. Мы будем говорить о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждать то, что происходит с нами в группе, а не за пределами кабинета.
Все, что будет происходить во время занятия, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Это правило помогает нам быть искренними, откровенными, способствует самораскрытию.
Говорить всегда от своего имени. «Я думаю», «Я считаю», «Я надеюсь» и т.д.
Активно участвовать в происходящем.
II. Основная часть
Мозговой штурм «Зависимость» (6-7 мин.)
Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость.
Что такое зависимость? От чего у людей может возникнуть зависимость? Каждый участник должен записать на «лепестке ромашки» свое понимание зависимости, от чего может возникнуть зависимость.
Ведущий зачитывает, проводится обсуждение, делается вывод.
Что такое зависимость?
Зависимость – это непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики), либо осуществляя вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование).
Так или иначе, человек и его жизнь всегда от чего-то зависит: от погоды – нам нужно одеваться «по погоде»; от семьи – семья заботится о нас, а мы о своей семье и т.д. Человека окружают люди и события, которые влияют на его жизнь, а человек влияет на них. Совсем другое дело, когда что-то (какое-то увлечение или какое-то вещество) начинает подчинять себе человека и его жизнь, когда что-то становится единственным смыслом жизни, полностью управляет волей человека.
Упражнение «Марионетка» (10 мин.)
Задача: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он несвободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли им это чувствовать, комфортно ли им было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
- Как данное упражнение соотносится с темой «Зависимость»?
(Зависимый человек похож на марионетку. Наркотики подчиняют себе человека. Не сам человек, а зависимость диктует ему, что делать.)
Упражнение-метафора «Стул» (5 мин.)
Задача: показать, что человек не в состоянии контролировать наступление/формирование зависимости.
Приглашается доброволец. На расстоянии 2-2,5м от него ставится стул. Участника просят определить расстояние до него, сколько шагов. После того как участник определился, попросить его сделать эти шаги. Как только доброволец начинает шагать, ведущий резко придвигает стул ближе.
Вопросы к анализу (ведущий спрашивает участника упражнения):
- Что произошло? Что случилось со стулом? Что случилось с расстоянием?
- Когда ты начинал шагать, ты ожидал, что я придвину стул?
- Что ты почувствовал, когда я придвинула стул?
- Почувствовал ли ты себя обманутым?
Каким бы ни был человек, делая первые шаги, он думает, что может рассчитать расстояние и время до возникновения зависимости. Зависимость может сформироваться очень быстро, этого не происходит мгновенно. Человек убежден, что он контролирует ситуацию. Человек «по капле» теряет контроль над собой, над своими действиями и своей жизнью. Человек убежден, что ничего страшного для него не происходит. На самом деле это иллюзия, которую создает «зависимость». В действительности порой бывает достаточно одного шага. Иллюзия контроля над ситуацией вселяет в человека самоуверенность, самонадеянность и заставляет двигаться навстречу зависимости все быстрее и быстрее.
Работа в группах «Дерево причин и последствий» (6-7 мин.)
Задача: показать какими разными могут быть причины возникновения зависимости, и какими тяжелыми могут оказаться последствия.
- Почему люди попадают в зависимость? Что является причинами? Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков? Какие последствия?
Участники одной из групп в течение 3 минут должны записать как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой – как можно больше последствий.
После того, как закончится время, участники подгруппы «причины» подходят к доске и в корнях дерева прикрепляют причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» прикрепляет в кроне последствия потребления наркотиков.
Вывод: Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Выбор: употреблять что-то или нет, человек делает сам.
- Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких?
- Скорее, нет, почему же тогда он делает такой выбор?
В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина (провести линии по нарисованному дереву).
Упражнение «Отказ» (15 минут)
Задача: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.
Материалы: карточки с вариантами ситуаций.
Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
1.Одноклассник (сосед, лидер в классе) просит разрешения распить спиртное у тебя дома.
2.Одноклассник (сосед, …) просит оставить какие-то вещи у тебя в доме.
3.Одноклассник (сосед, …) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
4.Одноклассник (сосед, …) просит купить для него спиртное.
Задание подгруппам: в течение 7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в предложенной ситуации. После этого каждая команда «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося».
Предлагается в каждой ситуации использовать три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
III. Подведение итогов
IV. Рефлексия
Продолжите фразы.
Сегодня я понял (а), что…
После этого занятия мне стало ясно …
Это занятие помогло мне разобраться …
Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь никогда не попадать в зависимость. Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!!!
Библиографический список:
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2005.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Петровская,Л.А. Теоретические методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А.Петровская. – М., 1999.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
«Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2004 г.