Тренинг на тему «В кругу друзей»
Тренинг «В кругу друзей»
Пояснительная записка
Межличностное общение играет очень важную роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Общение характеризуется как особый вид деятельности, необходимо также понимать, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности, так и субъекта деятельности, и конечно же индивидуальности.
Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта современного человека и, прежде всего многих его перцептивных, мнемических и мыслительных, когнитивных характеристик.
Общение как деятельность имеет огромное значение для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, и т. п., какие чувства появляются у него, когда он видит их дела, их поступки, – всё это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определённых сторон действительности – явлений природы, социальных событий, групп людей и пр.
Цель – развитие навыков эффективного взаимодействия в группе, в коллективе.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы личности: развитие эмпатийности, снижение тревожности, застенчивости;
2. Развитие волевых качеств личности;
3. Освоение эффективных навыков коммуникации;
4. Отработка навыков активного слушания
Правила работы в группе:
• Конфиденциальность. Всё происходящее и сказанное остаётся внутри группы и не распространяется за её пределы;
• Искренность и открытость. Суть правила – говорить о том, что думают, чувствуют, ощущают на самом деле участники группы;
• «Здесь и сейчас»: анализируется именно текущий момент;
• Не оценивать и не давать советов. Необходимость этого соглашения объясняется с позиции безопасности тренинга для всех присутствующих и бережного отношения к личности другого;
• Право сказать «стоп». Применяется участником в том случае, когда он чувствует, что не сможет быть в данный момент искренним. Желательно, чтобы это правило использовалось как можно реже;
• Обращаться друг к другу по имени и на «ты».
Количество человек в тренинговой группе -8-12.
Упражнение 1. Знакомство. «Я и мой тезка».
Инструкция: Участники группы сидят по кругу.
«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и должен вспомнить известного человека, который носит такое же имя» (Остальные могут помогать).
Упражнение 2. «Какие мы?»
Цель: самораскрытие участников, развитие умения владеть вербальными и невербальными средствами общения.
Все садятся в круг, каждый получает небольшой листок. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «-». Под знаком «+» перечисляем: свои положительные качества, за что вас уважают окружающие или вы их цените в себе, под знаком «-» соответственно отрицательные. Положительные качества зачитываем перед группой.
Перед вами лежат небольшие сундучки, изображенные на листке, так вот мы сейчас в них мы будем закрывать те качества, которые нам не нравятся. Переносим качества в сундуки.
Теперь внимательно прочитываем, то, что в сундуке находится. И приступаем к этапу прощания. Мы из листка делаем ком, проминаем хорошо. И теперь выбрасываем их в « море» (урна). На расстоянии 2-2,5 метра от урны. Кидаем столько раз пока не попадем.
Упражнение 3. «Сказка о 7 гномах»
Сейчас мы вспомним с вами о сегодняшнем дне или событии прошедшем, предстоящим и по очереди будем сочинять сказку. Дадим имена гномам и обозначим событие. Каждый участник говорит 1-2 предложения и так далее.
Приступаем… наша сказка как и любая другая начинается со слов – «Жили –были»
Упражнение 4. «Массаж»: массаж плечевого пояса в круге, глаза закрыты, фоном расслабляющая музыка – каждый участник группы делает массаж соседу - пары - по часовой стрелки, затем - против часовой стрелки. (2 мин)
Упражнение 5. "Наш подарок себе - совместный рисунок "
Каждый из вас получает подарочный мешок или красивую коробку (распечатано на листке). Каждый наш участник нашей встречи не останется сегодня без подарка, у вас есть упаковка для подарка, так в нее вы должны сложить все те пожелание, которые хотите подарить своему соседу справа.
Обсуждение…
Упражнение 6. « Мое пожелание»
Сегодня мы с вами и рисовали и сочиняли, скажите, что понравилось больше всего, что не понравилось?
Предлагаю нашу встречу закончить пожеланиями друг другу. Продолжить фразу…- Я желаю тебе…., потому что ты сегодня….
Спасибо всем большое за работу, до новых встреч!
Список литературы
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
- Эльконин Д. Бич. Психология иры. Издательство: RUGRAM, 2022 г.
- Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
- Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с.
Приложение