12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3635
Россия, Вологодская обл., Череповец

пояснительная записка, ключиDOCX / 20.19 Кб

/data/files/m1706282549.docx (пояснительная записка, ключи)

 

1 ВАРИАНТ

 

1. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Прошли целые две недели. (2) Я каждый день посещал Гагиных. (3) Ася словно избегала меня, но уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили меня в первые два дня нашего знакомства. (4) Она казалась втайне огорченной или смущённой; она и смеялась меньше. (5) Я с любопытством наблюдал за ней.

А. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

1) прошли недели (предложение 1)

2) я посещал Гагиных (предложение 2)

3) которые удивили (предложение 3)

4) она казалась огорченной (предложение 4)

5) я наблюдал (предложение 5)

 

Б. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.

2) В предложении 2 использовано составное глагольное сказуемое.

3) Предложение 3 содержит 3 грамматические основы.

4) Предложение 4 сложносочинённое.

5) Предложение 5 распространённое по наличию второстепенных членов.

 

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

 

 

 

Б) Вводное слово выделяется запятыми.

 

 

 

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой.

 

1) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.

 

2) Наконец Ася опорожнила свой стакан и, шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам.

 

3) Передо мною белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.

 

4) Почти все участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студентов: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов.

 

5) Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.


 

А

Б

В

 

 

3. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Осужденный на одиночество бессемейного бобыля (1) доживаю я скучные годы (2) но я храню (3) как святыню (4) её записочки (5) и высохший цветок гераниума (6) тот самый цветок (7) который она некогда бросила мне из окна.

 

4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

 

Передо мною белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодк(1), вытащ(2)нной на берег и опрокинутой насмолённым брюхом кверху. Корабл(3)ки тихо б(4)жали на слабо надувш(5)хся парусах; зел(6)новатые волны скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча. Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я пр(7)слушался.  

 

5А. Раскройте скобки и запишите слово «семьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

«Но это же стоит больше (семьсот) долларов!» – искренне возмутилась девчушка.

 

5Б. Раскройте скобки и запишите слово «махать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цыганка нам сказала: «Вы подождите, не (махать) руками. Погадаю, всю правду скажу»

 

5В. Раскройте скобки и запишите слово «носки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Как можно отличить одну пару шерстяных (носки) от другой?

 

 

6А. Замените словосочетание «детская выходка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Б. Замените словосочетание «мечтаешь о работе», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6В. Замените словосочетание «отчётливо рисовался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Г. Замените словосочетание «оловянных кружек», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

 

 

2 ВАРИАНТ

 

1. Прочитайте текст и выполните задания

(1) В небольшой комнатке, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. (2) Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. (3) Она дышала быстро и вся дрожала. (4) Мне стало несказанно жалко ее. (5) Я подошел к ней...

А. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

1) было темно (предложение 1)

2) она сидела закутанная (предложение 2)

3) она дышала (предложение 3)

4) стало жалко (предложение 4)

5) подошёл к ней (предложение 5)

 

Б. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 3 грамматические основы.

2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) Предложение 3 осложнено однородными подлежащими.

4) Предложение 4 односоставное определённо-личное.

5) Предложение 5 по цели высказывания побудительное.


 

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

 

 

Б) Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями в составе сложноподчинённого предложения.

 

 

В) Между однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.

1) Я назвал себя, и мы разговорились.

 

2) Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.

 

3) Вздохнувши вслед за мной раза два из вежливости, Гагин предложил мне пойти к нему посмотреть его этюды. 

 

4) Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. 

 

 

5) Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки…


 

А

Б

В

 

 

 

 

3. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Нет! ни одни глаза (1) не заменили мне тех (2) когда-то с любовью устремленных на меня (3) глаз (4) ни на чье сердце (5) припавшее к моей груди (6) не отвечало моё сердце таким радостным (7) и сладким замиранием!


 

4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

 

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговар(1)вала со мной. Я н(2) видал существа более подвижного. Н(3) одно мгновенье она н(4) сидела смирно; вставала, убегала в дом и пр(5)бегала снова, нап(6)вала вполголоса, часто смеялась, и пр(7)странным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, пр(8)ходившим ей в голову.


 

5А. Раскройте скобки и запишите слово «яблоки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сколько всего килограммов (яблоки) собрали с трёх яблонь?

 

5Б. Раскройте скобки и запишите слово «сапоги» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Холод пробирал даже сквозь толстые подошвы моих (сапоги) для верховой езды.

 

5В. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Они стремились заниматься музыкой больше (полтора) часов ежедневно.


 

6А. Замените словосочетание «обязанности службы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Б. Замените словосочетание «шаловливо покачиваясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6В. Замените словосочетание «скромно подсела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Г. Замените словосочетание «тщательно причёсанная», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.



 

3 ВАРИАНТ

1. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Старуха повела меня опять вверх, по крутой лестнице, и остановилась на площадке третьего этажа. (2) При слабом свете, падавшем из крошечного окошка, я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра. (3) Приторно-лукавая улыбка растягивала её ввалившиеся губы, ёжила тусклые глазки. (4) Она указала мне на маленькую дверь. (5) Судорожным движением руки отворил я её и захлопнул за собою.

А. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

1) старуха повела (предложение 1)

2) я увидал (предложение 2)

3) улыбка растягивала, ёжила (предложение 3)

4) указала дверь (предложение 4)

5) отворил я (предложение 5)

 

Б. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое, союзное.

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3) Предложение 3 сложное, бессоюзное.

4) В предложении 4 использовано простое глагольное сказуемое.

5) В предложении 5 одна грамматическая основа.

 

 

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если части сложного предложения соединены сочинительным союзом, между ними ставится запятая.

 

 

 

Б) В середине предложения обращение выделяется с двух сторон запятыми.

 

 

 

В) В сложноподчиненном предложении между главным и придаточным предложением ставится запятая

1) Солнце село, и мне уже пора было идти домой.

 

2) Мне стало стыдно её чистого взора, я не хотел лгать в её присутствии и тотчас же окончательно и навсегда раскланялся с моим прежним предметом.

 

3) Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку.

 

4) Я уверял себя, что единственной причиной моего внезапного нерасположения к ним была досада на их лукавство. 

 

5) Привет тебе, скромный уголок германской земли, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук…


 

А

Б

В

 

 

 

3. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В конце письма (1) он изъявлял сожаление о том (2) что наше знакомство так скоро прекратилось (3) желал мне счастья (4) дружески жал мне руку (5) и умолял меня не стараться (6) их отыскивать.

 

 

4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

 

Я нашёл Асю точно такою же, какою я её остав(1)л; как я н(2) старался наблюдать за нею — н(3) тени кокетства, н(4) признака намеренно принятой роли я в ней н(5) заметил; на этот раз н(6) было возможност(7) упр(8)кнуть её в неестественности.

 

5А. Раскройте скобки и запишите слово «профессор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Старые (профессор) знали больше, но говорили студентам «коллеги».

 

5Б. Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

За столами, расставленными в два ряда, могли свободно разместиться более (полтораста) человек.

 

5В. Раскройте скобки и запишите слово «брелок» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я хватился часов и цепочки с именным (брелок): в давке и суматохе их стащили у меня.

 

6А. Замените словосочетание «степной запах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Б. Замените словосочетание «в женских руках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6В. Замените словосочетание «очертания гор», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Г. Замените словосочетание «важно молилась», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

 

4 ВАРИАНТ

 

1. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Я оглянулся. (2) В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старушка вязала чулок и косилась на нас чрез очки. (3) Она продавала туристам пиво, пряники и зельтерскую воду. (4) Мы уместились на лавочке и принялись пить из тяжёлых оловянных кружек довольно холодное пиво. (5) Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом…

А. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов.

1) я оглянулся (предложение 1)

2) старушка вязала (предложение 2)

3) продавала пиво, пряники, воду (предложение 3)

4) мы уместились, принялись пить (предложение 4)

5) Ася продолжала сидеть (предложение 5)

 

Б. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, двусоставное, нераспространённое.

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением и однородными сказуемыми.

3) Предложение 3 осложнено однородными подлежащими.

4) В предложении 4, кроме однородных сказуемых, есть однородные определения.

5) В предложении 5 использовано составное глагольное сказуемое.


 

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Одиночные прилагательные, относящиеся к личному местоимению, обособляются.

 

 

 

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет первую.

 

 

В) Если части сложного предложения соединены сочинительным союзом, между ними ставится запятая.

1) Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собою.

 

2) Свежий и легкий, он [ветер] тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

 

3) Он рассказал мне, что делал в моё отсутствие.

 

4) Освещенное окошко в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидали темную головку Аси. 

 

5) Старик привел её: она едва держалась на ногах и дрожала всем телом.


 

А

Б

В

 

 

 


 

3. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Отправляясь (1) на следующий день к Гагиным (2) я не спрашивал себя (3) влюблен ли я в Асю (4) но я много размышлял о ней (5) её судьба меня занимала (6) я радовался (7) неожиданному нашему сближению. 


 

4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

 

Я спал дурно и на другое утро встал рано, пр(1)вязал походную котомочку за спину и, объ(2)вив своей хозяйк(3), чтобы она н(4) ждала меня к ноч(5), отправ(6)лся пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок. Эти горы, отрасли хребта, называ(7)мого Собачьей спиной, очень любопытны в геологическом отношени(8)…

 

5А. Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Наши деньги не были рассчитаны на покупку новых (туфли) или другой летней обуви.
 

5Б. Раскройте скобки и запишите слово «блюдце» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хозяин подарил ему на память одно из расписанных им (блюдце).

5В. Раскройте скобки и запишите слово «бухгалтер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В маленьком посёлке было мало мест, куда требовались (бухгалтер).
 

6А. Замените словосочетание «шёлковое платье», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Б. Замените словосочетание «держалась строго», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6В. Замените словосочетание «вопросительно посмотрела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

6Г. Замените словосочетание «солнечным лучом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


 


пояснительная записка, ключиDOCX / 20.19 Кб

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 26.01.24 в 18:29 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс,Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 26.01.24 в 18:31 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше внимание, Марина Юрьевна!
Ирина Владимировна Казарцева, 26.01.24 в 21:25 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо за материал! В копилку!
Юлия Васильевна Воробьева, 26.01.24 в 21:52 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ирина Владимировна! Рада помочь.
Селиванова Галина Геннадьевна, 28.01.24 в 17:52 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, благодарю Вас за материал!Готовимся.Пригодится!
Юлия Васильевна Воробьева, 28.01.24 в 18:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Галина Геннадьевна! Если кому-то материал окажется полезным, мне будет приятно
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.