Урок русского языка в 4 классе «Три склонения имён существительных»

2
0
Материал опубликован 3 December 2023

Тема. Три склонения имён существительных.

Цель.  Создать условия для ознакомления уч-ся с понятием склонение, склонение имен существительных, формировать умения определять склонение у имен существительных по роду и по окончанию, развивать орфографическую зоркость,  воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:  презентация к уроку, карточки с заданиями, дидактический материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Тогда урок будем начинать.

2. Работа в тетради.

- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

3. Минутка чистописания.

- Пропишите согласные буквы, которые у вас написаны. (Парные согласные по глухости- звонкости.)

- Какое правило вы знаете о правописании парных согласных по глухости – звонкости?

- Игра «Кораблики». (К корабликам, на которых написаны слова с пропущенной орфограммой, необходимо подобрать спасательный круг с нужной орфограммой.) (Работа в парах).

4. Словарная работа.

- Запишите словарные слова, пропущенную орфограмму выделите.

В..кзал, г..зета, ш..фёр, к..стюм, б..гаж, агр..ном, б..седа, в..гон, к..никулы. (Взаимопроверка работ, оценивание.)

Критерии оценивания.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

5. Сообщение темы и цели урока.

- Какой частью речи являются записанные словарные слова?

(Имя существительное)

- С какой частью речи будем сегодня работать?

(Имя существительное)

- Что значит просклонять имя существительное?

- Обратите внимание на предложение, которое записано на слайде.

Старик рассказал мне о доме и о своей жизни.

- Почему в данных словах разные окончания, хотя употреблены они в одном и том же падеже, с одним и тем же предлогом?

- На этот вопрос на сегодня предстоит ответить.

- Предлагаю вам стать исследователями и просклонять каждую группу имен существительных и сделать вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти существительные при склонении.

1)Лиса, сестра, папа.

2)Гнездо, стол, окно.

3)Степь, рожь, глушь.

(Вывод делают уч-ся.)

- Давайте обратимся к учебнику на стр.89 и сравним выводы.

- Имена существительные бывают 1,2,3 склонения.

        1 склонение                       2 склонение                     3 склонение

 – По какому признаку были сгруппированы существительные?

(По роду и окончанию)

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

- Что бы правильно применять правило, нужно составить алгоритм действий.

1)Определить род.

2)Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

3)По роду и по окончанию определить склонение.

6. Физминутка.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова.

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.


7. Работа с учебником. (Упр. 154)

Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме.

(Фронтальная проверка).

- Игра «Засели мышонка в свой домик». (Работа в группе).

8. Самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на как вы усвоили материал. Прочитайте задания на карточках.

- Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

9. Итог урока.

- На какой вопрос нам сегодня предстояло ответить? (Почему в данных словах разные окончания, хотя употреблены они в одном и том же падеже, с одним и тем же предлогом?)

Почему необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Это мы изучим на следующих уроках.

10. Оценки.

11. Домашнее задание.

Стр.90. Упр.156.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации