Урок русского языка в 4 классе «Три склонения имён существительных»
Тема. Три склонения имён существительных.
Цель. Создать условия для ознакомления уч-ся с понятием склонение, склонение имен существительных, формировать умения определять склонение у имен существительных по роду и по окончанию, развивать орфографическую зоркость, воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, дидактический материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все на месте? Всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда урок будем начинать.
2. Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
3. Минутка чистописания.
- Пропишите согласные буквы, которые у вас написаны. (Парные согласные по глухости- звонкости.)
- Какое правило вы знаете о правописании парных согласных по глухости – звонкости?
- Игра «Кораблики». (К корабликам, на которых написаны слова с пропущенной орфограммой, необходимо подобрать спасательный круг с нужной орфограммой.) (Работа в парах).
4. Словарная работа.
- Запишите словарные слова, пропущенную орфограмму выделите.
В..кзал, г..зета, ш..фёр, к..стюм, б..гаж, агр..ном, б..седа, в..гон, к..никулы. (Взаимопроверка работ, оценивание.)
Критерии оценивания.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
5. Сообщение темы и цели урока.
- Какой частью речи являются записанные словарные слова?
(Имя существительное)
- С какой частью речи будем сегодня работать?
(Имя существительное)
- Что значит просклонять имя существительное?
- Обратите внимание на предложение, которое записано на слайде.
Старик рассказал мне о доме и о своей жизни.
- Почему в данных словах разные окончания, хотя употреблены они в одном и том же падеже, с одним и тем же предлогом?
- На этот вопрос на сегодня предстоит ответить.
- Предлагаю вам стать исследователями и просклонять каждую группу имен существительных и сделать вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти существительные при склонении.
1)Лиса, сестра, папа.
2)Гнездо, стол, окно.
3)Степь, рожь, глушь.
(Вывод делают уч-ся.)
- Давайте обратимся к учебнику на стр.89 и сравним выводы.
- Имена существительные бывают 1,2,3 склонения.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
– По какому признаку были сгруппированы существительные?
(По роду и окончанию)
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
- Что бы правильно применять правило, нужно составить алгоритм действий.
1)Определить род.
2)Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
3)По роду и по окончанию определить склонение.
6. Физминутка.
Наклонилась сперва
Книзу наша голова.
(наклон вперёд)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой.
(наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте.
(имитация бега)
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
7. Работа с учебником. (Упр. 154)
– Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме.
(Фронтальная проверка).
- Игра «Засели мышонка в свой домик». (Работа в группе).
8. Самостоятельная работа.
- Теперь проверим, на как вы усвоили материал. Прочитайте задания на карточках.
- Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
9. Итог урока.
- На какой вопрос нам сегодня предстояло ответить? (Почему в данных словах разные окончания, хотя употреблены они в одном и том же падеже, с одним и тем же предлогом?)
– Почему необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Это мы изучим на следующих уроках.
10. Оценки.
11. Домашнее задание.
Стр.90. Упр.156.