12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Буряк Наталья Николаевна72
Россия, Смоленская обл., Смоленск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

“СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 5” ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

 


 

 

 

Урок по теме « Три закона Ньютона »

 

Класс: 9

 

Учитель: Буряк Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 


Смоленск

2015 год

Цель урока: усвоение умений самостоятельно изучить и уметь применить знания закон Ньютона.

Задачи урока:

образовательная

  • применение знаний, умений и навыков в новых условиях;
  • контроль и самоконтроль знаний при решении задач на применение третьего закона Ньютона.

воспитательная

  • воспитание интереса к предмету;
  • формирование научного мировоззрения;

развивающая

  • развитие познавательной активности и любознательности учащихся;
  • развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

Учебно-методические пособия:

1.Демонстрационные динамометры – 2

2.Лабораторные динамометры – 10

Ход урока

Фронтальный опрос.

1.      Сформулировать 1 закон Ньютона.

2.      Сформулировать 2 закон Ньютона.

3.      В каких системах отсчета выполняются законы Ньютона?

4.      Какие системы отсчета называются инерциальными, неинерциальными?

5.      Дать определение силы. Как характеризуется сила?

6.      По направлению каких векторных величин определяется направление силы?

7.      По направлению каких векторных величин определяется направление  ускорения или скорости?

 

Объяснение нового материала.

              1. При ударе  мяча об стенку или пол, мяч отскакивает. Почему?

               2. Проведите опыт: сцепите крючками два динамометра и проследите за показаниями обоих динамометров. Какой вывод из всего сказанного и продемонстрированного можно сделать?( учащиеся выполняют на местах, учитель у доски)

               3. Опыты, проведенные И.Ньютоном по изучению взаимодействия тел.

Учащиеся приходят к выводу о  взаимодействии двух тел и о равенстве абсолютных значений сил взаимодействия. Подчеркивается, что силы возникают только парами.

Учащимися приводятся примеры взаимодействия тел, где особое внимание уделяется одинаковой природе сил, возникающих при их взаимодействии, формулируется третий закон Ньютона.

  Вопрос: Какова народная пословица подходит под формулировку 3 закона?

  Ответ: Как аукнется, так и откликнется!

Вопрос: Почему силы взаимодействия не уравновешиваются?

Вопрос: Какова будет величина натяжения каната, который растягивается двумя силами в 2 Н, приложенными к концам каната?

Ответ учащихся- 4 Н (2 Н+2 Н). Учащиеся на опыте убеждаются, что если уменьшается (или увеличивается) одна сила, то уменьшается (или увеличивается) и другая сила; если нет одной из них, то нет и другой.

 Задача: Две лошади растягивают пружинный динамометр с силой по 1000 Н каждая. Что показывает стрелка динамометра?

Ответ: 1000 Н. При отсутствии одной лошади вторая не произвела бы на динамометр ровно никакого действия. Одну лошадь можно было бы заменить просто достаточно устойчивой стеной.

 

 Отмечается, что взаимодействовать могут тела и при движении

 Вводится понятие внутренних сил: силы, действующие между частями одного и того же тела, называются внутренними. Если тело движется как целое, то его ускорение определяется только внешней силой. Особенность внутренних сил в том, что они могут изменять взаимное расположение частей тела, насколько это допускает связь частей, но никак не могут сообщить всем частям тела одно общее движение. При выстреле из ружья пороховые газы, действуя в одну сторону, выбрасывают пулю вперед. В то же время давление пороховых газов, направленное в противоположную сторону, сообщает ружью движение назад. Двигать вперед и пулю и ружье давление пороховых газов, как сила внутренняя, не может.

Закрепление.

4. Земля притягивает нас с силой 700 Н. С какой силой действуем на Землю мы?

.

Контроль и самопроверка знаний

 Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, другими источниками  изучают материал, выполняют упражнения.

I вариант

II вариант

 

 

1.Два мальчика тянут за концы динамометра в противоположные направления с силой 5 Н.. Каковы показания динамометров?

А. 10 Н и 10 Н.

Б. 5 Н. и 0 Н

В. 5 Н и 5Н

Г. 3 Н и 7 Н

2.На рисунке показано направление векторов скорости и ускорения мяча. Равнодействующая всех сил, приложенных к мячу, направлена по вектору ….

 

 

                                        а   2                1

4                      3   V

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4

 

1.Пружина динамометра растягивается под действием приложенных двух сил по 3 Н. Каково показание динамометра?

А.  0  Н

Б. 3 Н

В.6 Н

Г. 9 Н.

2.Пружина силомера сжимается под действием двух сил по 3 Н. Определите показания силомера.

А. 0 Н

Б. 3 Н

В. 6 Н

Г. 9 Н

 

 

 

После решения задач проводится обсуждение и анализ ошибок.

 

Работа в группах

  Учащиеся разбиваются по группам и решают задачи.( Кирик Л.А. «Физика. Самостоятельные и контрольные работы», с/р №16).В конце этапа проводится взаимопроверка.

Задание на дом

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.