Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков природы»
МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Внеклассное мероприятие:
«ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ»
Учитель начальных классов
ЛИПАТОВА
МАРИНА НИКОЛАЕВНА.
Октябрь 2016 г.
«Турнир знатоков природы»
ЦЕЛИ: 1. Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть
важность рационального использования и охраны окружающей природы;
2.Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей
природе, желание заботиться о ней;
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к
объектам природы.
ОБОРУДОВАНИЕ: бумага, фломастеры, природный материал: пластилин, шишки,
веточки, листья, орехи каштана; картинки овощей, ИКТ, фишки.
Ведущий 1: Тихо, трепетно и ласково
Листья падают к ногам.
Это осень – чаровница
Пришла сегодня в гости к нам.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на турнир знатоков природы.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Дети собираются – турнир начинается.
СЛАЙД 1 : турнир знатоков природы. (осенняя заставка)
Ведущий 2: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце,
Дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)
Природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным она открывает свои тайны. Чтобы понять ее, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о природе. Начинаем турнир знатоков. В нем принимают две команды - КАПЕЛЬКА и ЛИСТИКИ (названия команд).
А болельщики будут следить за ходом поединка. Я представляю вам - жюри. И предлагаю вам, друзья, начать игру!
Разминка.
Ведущий 1: А сейчас мы проведем разминку. Каждой команде предлагается по 6 вопросов.
За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечать будет команда, капитан которой первым поднимет руку. В случае неправильного ответа одной команды, вторая получает шанс ответить на этот вопрос.
Вопросы:
1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)
2. Как называется нос слона? (хобот)
3. У какого животного самая длинная шея? (у жирафа)
4. Кого можно назвать «плавающим фонтаном»? (кита)
5. Кобра – кто это? (змея)
6. Как называется жилище зверей, вырытое в земле? (нора)
7. Как называется животное, тело которых покрыто чешуей? (рыба)
8. Кто путешествует на нитке? (паук)
9. Какую птицу называют «белобока»? (сорока)
10. Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)
11. Что снесла курица? (яйцо)
12. Зимнее логово медведя? (берлога)
МОЛОДЦЫ! Ребята!
СЛАЙД 2: КОНКУРС 1: ВОЛШЕБНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ
Ведущий 2: А теперь проверим, хорошо ли вы знаете растительный мир. Предлагаем для команд
Задание 1: игра «Четвертый лишний»
Нужно найти лишнее растение, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – балл.
СЛАЙД: клен, рябина, ель, тюльпан
СЛАЙД: береза, дуб, шиповник, тополь
СЛАЙД: яблоня, смородина, малина, клубника
СЛАЙД: липа, осина, клен, яблоня
СЛАЙД: груша, слива, тополь, вишня
СЛАЙД: клубника, роза, ландыш, фиалка
Молодцы! Мы продолжаем.
СЛАЙД: ОСЕНЬ
Задание 2: нарисуйте букет (на столе бумага, фломастеры.) Каждый рисует цветок, чтобы получился букет.
Ведущий 1: Пока команды рисуют , зрители отгадывают загадки и получают – жетоны.
1. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, то слезы проливает. (лук)
2. Голова на ножке, в голове горошки. ( горох)
3. Повернулось к солнцу, золотое донце. (подсолнух)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и детки. (яблоко)
5. Растет в траве Аленка, в красной рубашонке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)
6.рос шар бел, ветер дунул - шар улетел. ( одуванчик)
7. Белые горошки. На зеленой ножке. ( ландыш)
8. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
9. Не шмель, не пчела, а жалит. (крапива)
10. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. ( петух)
11. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. ( сова)
12. Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. ( еж)
13. Зимой спит, летом – ульи ворошит. ( медведь)
14. Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. ( собака).
Молодцы! А сейчас посмотрим, что нам ребята нарисовали.
Ведущий 2: СЛАЙД: КОНКУРС 2: ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ
Посмотрим, хорошо ли вы знаете животных. А чтобы было интересно, мы предлагаем вам
1 задание:
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного.
А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Командам предлагается выбор карточек с заданием:
1.изобразить медведя 2. изобразить собаку
изобразить петуха изобразить утку
если команда соперников отгадывает – то получает 5 баллов.
МОЛОДЦЫ!
Ведущий 1: Не устали? Играем дальше.
Задание 2: загадки для команд.
Загадываются загадки каждой команде по очереди, если команда не может ответить, то право переходит второй команде.
СЛАЙД: Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса, А зовут ее….(ЛИСА)
СЛАЙД: Работящие зверьки Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (Бобер)
СЛАЙД: Скачет зверюшка: не рот, а ловушка
Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)
СЛАЙД: На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу:
В костяном моем дому Место только одному. (Черепаха)
СЛАЙД: Волны к берегу несут Парашют – не парашют
Не плывет он, не ныряет, Только тронешь – обжигает.(Медуза)
СЛАЙД: Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
СЛАЙД: На льдину вылез из воды – С усами, но без бороды,
И, мокрый, к льдине не примерз, Хотя на улице мороз. (Морж)
СЛАЙД: Не мышь, не птица; В лесу резвиться,
На деревьях живет Да орешки грызет. (Белка)
МОЛОДЦЫ, ребятки!
Ведущий 2: ВЫ, устали? Я предлагаю вам физминутку.
А сейчас мы продолжаем.
СЛАЙД: КОНКУРС 3: ДАРЫ ОСЕНИ.
Каждая команда выполняет два задания.
Задание 1: СОБЕРИ ПОДЕЛКУ.
За определенный промежуток времени нужно сделать поделку , используя природный материал ( пластилин, шишки. листья, каштан), придумать название.
Пока команды работают, мы поиграем со зрителями.
Ведущий 1: ИГРА: «УРОК БОТАНИКИ»
Я буду называть деревья, а вы выбирайте только те, что растут у нас.
Если растут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте.
1. Лиственница, Каштан, // Ель, Облепиха, Платан,//
Дуб, Кипарис, Береза,// Тополь, Мимоза, Сосна.//
2. Яблоня, Груша, Малина,// Клен, Саксаул, Осина,//
Вишня, Лимон, Апельсин,// Кедр, Баобаб, Мандарин.//
МОЛОДЦЫ! Послушаем команды, что они сделали. Представители от команд рассказывают о своей поделке.
Ведущий 2: Задание 2: «Овощи для борща».
На столах лежат картинки овощей: помидор, огурец, перец, баклажан, свекла, морковь,
Капуста, редька, кабачок, картофель, лук…Командам нужно выбрать только те овощи, которые нужны для приготовления борща.
ИГРА со зрителями: показывают, как идет дождь.
Молодцы! Справились с заданием!
Ведущий 1: Молодцы, ребята!
Люди бывают разные: есть хорошие, а есть и плохие. Кто – то сажает, а кто – то ломает. Давайте будем помнить, что наша планета - наш общий дом.
СЛАЙД: ПЛАНЕТА.
СЛАЙД: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС 4:
Ребята, вам нужно составить общие правила по охране природы: животных, растений, птиц. Пока команды готовятся, поиграем со зрителями.
Игра: «Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то все кричим «НЕТ»!
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (ДА)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (ДА)
Зря цветы не надо рвать! (ДА)
Из рогатки не стрелять, (ДА)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (ДА)
Топать, хлопать, палкой бить. (ДА)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Ведущий 1: Слушаем ответы команд. Пока ЖЮРИ считает баллы. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку сказки «Репка» в исполнении учеников 2б класса.
Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.
ИТОГ: Жюри называют победителей, награждают грамотами и конфетами.
Зрители, имеющие жетоны, получают конфеты.
СПАСИБО!