Реферат на тему «Семья последнего русского императора - идеал православной семьи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №7 «Ступени»
Творческая работа на тему
«Семья последнего русского императора- идеал православной семьи»
Автор:
Лаврова Екатерина,
МБОУ «Гимназия № 7
«Ступени»,4 класс
Руководитель:
Лаврова А.А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 7
«Ступени»
.
Верхний Уфалей
2019
Содержание
Введение. | 3 |
1. Что такое «православное воспитание». | 4 |
2. Воспитание детей в семье последнего русского императора – Николая Второго. | 7 |
Выводы | 9 |
Список литературы | 10 |
Приложение | 11 |
Введение
Актуальность темы:
-
июля 2018 года- столетие «расстрела царской семьи»
2.Родители уделяют мало внимания, дети не слушают родителей и не подчиняются им. Дети часто жестоки, на первый план выходят их собственные желания и интересы. Дети не знают своей истории, равнодушны. Дети богатых с пренебрежением относятся к тем, кто, по их мнению, стоит ниже. Исчезает сострадание к боли другого человека. Проблем много. Есть чему поучиться у царской семьи.
Задачи:
Понять, что такое «православное воспитание».
Прочитать литературу по воспитанию детей в семье Николя Второго.
Понять, что было главным, определяющим успех, в воспитании детей в царской семье.
Практическая значимость работы:
Показать своим сверстникам, какие черты характера надо воспитывать в себе, чтобы не только самому себе, но и окружающим было комфортно с тобой.
Понять, какие качества нужно иметь и как их в себе развить, чтобы быть полезным своей стране.
Объектом исследования явилась семья Николая II. А предметом исследования – процесс воспитания в царской семье.
Гипотеза: предположили , что принципы, лежащие в основе воспитания детей в семье Николая II, могут являться образцом для подражания.
Методы исследования: анализ научной литературы, изучение статей в интернете, обобщение.
Что такое «православное воспитание».
Когда я слышала или читала слова «царь, царица, принцесса», я представляла что- то сказочное. Такое, чего в жизни нет. Или было давным-давно. Но не так давно я увидела в интернете фотографии детей последней царской семьи. Эти дети очень удивили меня. Дети, как дети. Как мы. Мальчик, стоящий в воде. Обернулся. Видимо боится идти дальше, и ждет, что кто-то пойдет за ним. Совсем не принц, а обыкновенный мальчик. И девочка, которая вяжет что-то большое, мало напоминает принцессу. А девочка (видимо, Анастасия- младшая дочь Николая II), обнимающая своего брата. Тоже обыкновенная девочка, которая очень любит своего брата. И все пятеро детей всегда вместе. И часто вместе с родителями. Как они выросли такими дружными, трудолюбивыми? Это очень заинтересовало меня, и я решила, лучше узнать об их жизни и о том, как они такими выросли. Почитав то, что нашла дома об их жизни, подумала, что выросли они такими благодаря примеру родителей, приучению к труду и вере в бога, благодаря православному воспитанию.
Я не понимала, что означает «православное воспитание». Оказалось, что основа православного воспитания - это учение о спасении. В деле спасения важны церковь и личное участие самого человека. Это я пока тоже не очень хорошо понимаю. Но я поняла, что формирование внутренней жизни и внешнего поведения важны вера и любовь к ближнему. Где нет любви, там есть смерть духовная. Важны православные качества личности – добродетели, такие как: доброта, благожелательность, сострадание, забота о других, умение прощать, терпеть и т.д. Важными средствами, которыми это достигается: внимание к своим мыслям и поступкам, умение критически относиться к себе, уклонение от осуждения ближнего, самопознание, уклонение от почестей и другие. Покаяние, рассуждение, послушание, смирение имеют глубокий психолого-педагогический смысл и важное практическое воспитательное значение. То есть суть православного воспитания - это воспитание благородства, благонравия и благочестия. Это способность отличать добро от зла, это развитие умения направлять свою волю в сторону добра. От того, какие ценности являются главными в жизни, делах и поступках каждого человека зависит духовное и нравственное состояние нашего общества. Алексий II, бывший Патриарх Всея Руси говорил, «Сея ветер свободных от нравственности идей, мы начинаем бурю саморазрушения». Воспитание в нравственной традиции понимается как подготовка к вечности. Спасение вне церкви не возможно.
Я не знаю, верю ли я в Бога. Я не пойму ещё, почему к спасению можно прийти через церковь и веру в Бога. И что такое «спасение», я тоже не очень хорошо понимаю. Но думаю, что всё, чему учит церковь – правильно. Милосердие, доброта, уважение к старшим, родителям, желание и умение прийти на помощь нуждающимся в этой помощи, уважение традиций, любовь к своей стране – разве это плохо
Воспитание детей в семье последнего русского императора – Николая Второго.
Основой воспитания в нравственной традиции считается семья. Семья рассматривается как «малая Церковь». Глава этой Церкви – Господь. Муж- глава жене, она верна и послушна ему, дети подчиняются родителям. Принятие таких отношений должно быть добровольно для каждого. Семья должна поддерживать, передавать из поколения в поколение религиозные, национальные и отечественные традиции.
Большое значение в воспитании имеет пример родителей. Я хочу рассказать о семье последнего русского императора. Александра Федоровна (жена Николая Второго) имела блестящее образование. Она имела степень доктора философии. К 15 годам превосходно знала историю, географию, английскую и немецкую литературу. На рояле играла виртуозно, интересовалась политикой.
Несмотря на роскошь Гатчинского Большого дворца, Николай и его братья и сестры воспитывались со спартанской простотой. Вставали в 7 утра, принимали холодную ванну, на завтрак ели кашу. Спали на простых походных кроватях, подложив под голову волосяную подушку. Николай был воплощением благородства, доброты и дружелюбия. Получил прекрасное среднее и высшее образование. У него была феноменальная память, он хорошо знал историю «он мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию языка, за настоящего англичанина. Точно так же знал Николай французский и немецкий. Все это говорит о его большом трудолюбии, усидчивости. А мать учила его: «Постоянно будь вежлив и учтив с каждым, не выделяя никого в особенности, но, в то же время, не допускай излишней фамильярности или панибратства и никогда не слушай подхалимов». Из дневника Николая II «Ходили в сад с папой. Рубили, пилили и разводили большой костер. Легли спать около половины 10. Работали в саду. Очищали 3 дерева, которые упали одно на другое».
Во время Первой Мировой войны Александра Федоровна и великие княжны окончили двухмесячный курс, получили красные кресты и звание сестер милосердия военного времени. Государыня и великие княжны присутствовали при всех операциях. Подавали инструменты, перевязывали гангренные раны, не гнушаясь ничем.
Вот, что писала императрица: «Мне пришлось перевязывать несчастных с ужасными ранами… Сердце кровью за них обливается, страшно смотреть. Я все почистила, помазала иодином, покрыла вазелином, подвязала…Не стану описывать других подробностей, так это грустно…»
Это ли не милосердие, это ли не воспитание своих дочерей на своем примере.
А вот пример воспитания самостоятельности и ответственности у сына царя- Алексея. Он был болен гемофилией, каждое падение вызывали у него подкожные кровоизлияния, каждая рана- кровотечение, которое очень долго не могли остановить. И каждый раз это могло закончиться смертью. В целях безопасности к нему всегда были приставлены два матроса. «То, что выигрывалось в смысле безопасности, ребенок проигрывал в смысле действительной дисциплины… Чем строже становилось опека, тем более унизительной она представлялась ребенку, тем значительнее была опасность того, что в нем разовьется способность уклонятся от этой опеки и он станет скрытным и лживым. Это был лучший способ превратить и без того болезненного ребенка в бесхарактерное существо без уверенности в себе и даже лишенного нравственных принципов. Так считал Жильяр - учитель французского языка, наставник Алексея. Ему удалось уговорить родителей пойти на эксперимент, дать ребенку больше самостоятельности. Они не хотели, чтоб Алексей вырос безвольным.
Девочки росли в строгой простоте. Сами мылись, сами одевались, сами застилали свои кровати. Выросшие в изоляции от общества сверстниц, и мало знакомые с внешним миром, девочки проявляли живой интерес ко всем обитателям и служащим дворца. Запросто беседовали со всеми, знали, как зовут. Когда Ольги исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своего значительного состояния и стала заниматься благотворительностью. Однажды, увидев ребенка на костылях, Великая княжна навела о нем справки и узнав, что он беден, Ольга, не раздумывая, стала откладывать выделяемые ей ежемесячные средства, чтобы оплатить докторов. Живя уединённо, лишенные друзей, великие княжны были ближе друг к другу, чем сёстры в других семьях. Они обменивались платьями и украшением. Свои письма и подарки они отправляли под общей подписью «ОТМА» Коллективное имя, составленное из инициалов каждого из имён. Все это говорит о крепости семейных традиций, привязанностей. Семья царя была верующей, чтила все религиозные традиции.
Русская православная церковь взывает к чувствам христианина, огромное значение придается здесь целительной силе искренней веры и горячей молитвы. Измотанная болезнью сына, поняв, что доктора не в силах помочь Алексею, императрица решила вымолить у Бога чудо выздоровления. Верила в Бога фанатично. Глубоко верующий был и Николай II. И дети были воспитаны искренне и глубоко верующими. Даже больше Рождества любили Пасху, которую они встречали в Крыму, в Ливадии. В Святую ночь все храмы были наполнены верующими. Со свечами в руках, они слушали пасхальную службу. Незадолго до полуночи начинался Крестный ход, который возглавлял священник. Вернувшись к дверям храма, они воссоздавали сцену, когда ученики Христа обнаружили, что погребальная камера пуста. Взглянув внутрь пустого храма, священник обращал лицо к пастве и восторженно восклицал: «Христос воскрес!» И прихожане радостно отвечали: «Воистину воскрес!» И князья, и простолюдины смеялись и плакали от счастья.
На таких общенародных традициях воспитывались все. Такие праздники объединяли всех.
Всего этого не хватает, как мне кажется, нам. Мы все заняты собой. За своими телефонами, смартфонами и другими гаджетами не видим не только чужих людей, но и своих родных. Не хватает живого общения. А гаджеты часто учат не тому, чему надо. Поэтому и важен пример царской семьи.
Выводы
Проблемы воспитания подрастающего поколения актуальны.
Главным в воспитании детей было привитие детям правильных нравственных ценностей- веры в бога, верности отчизне.
Воспитание детей в семье Николая II можно считать образцом православного воспитания.
Задачи национального русского образование должно стать православное воспитание.
Список литературы
Википедия
Письма Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «православное воспитание как основа русской педагогики (председателю историко-патриотического общества «наследники Александра Невского». Н.В. Маслову.
Роберт Масси «Николай и Александра».- СПб.: Амфора, 2012
Эдвард Радзинский «Николай II. Жизнь и смерть.-М.: Астрель: АСТ Москва, 2009г.
Приложение
Любовь Витальевна
Лаврова Анна Анатольевна