Занятие на тему «Моя семья»
Познавательное занятие для подготовительной группы детского сада по лексической теме «Моя семья».
Письмо от первоклассников.
Цель: Активизировать социально-коммуникативное развитие детей по теме «Моя семья»
Образовательные задачи: уточнить представления детей, о том, кто такие близкие люди, кто такие родственники, и кто такие друзья.
Воспитательные задачи: прививать чувство любви и заботы об окружающих, воспитывать желание поделиться с близкими, не быть жадными.
Коррекционно-развивающие: побуждать желание высказать свое мнение, отвечать на вопросы полным предложением, аргументировать свои рассуждения.
Оборудование:
1.Письмо от школьников. Если есть возможность, пригласить первоклассника в группу, чтобы он прочитал письмо.
2.Фотоаппарат-видеокамера.
3.Яркий мяч.
4.Печенье.
5.Три картинки с изображением коров, котят, уток.
Воспитатель: Ребята, к Вам за помощью обратились ваши друзья -первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо:
"Дорогие ребята! Мы решили участвовать в конкурсе рисунков на тему "Близкие люди" Некоторые из нас считают, что близкие люди - только мама, папа, родные братья и сестры, бабушки и дедушки.
Другие считают, что к близким людям относятся и дальние родственники - ,тети, дяди и их дети. А в стихотворении "Моя родня" говорится о том, что мама с папой, сестренка, братишка, щенок Тишка, друг Сережка - близкие люди. Поэтому одна девочка решила сделать для конкурса рисунок о своей подруге и о любимой собаке.
Ребята, мы обратились именно к вам, так как слышали, что вы много
знаете о семье, родственниках и близких людях. У вас в группе, наверное, есть книги, альбомы, игры на эту тему? И мы надеемся, что вы нам поможете.» Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?
Дети: Да.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Мы можем записать наши рассказы о близких людях на видеокамеру и отправить первоклассникам видеописьмо. (ставлю камеру)
Воспитатель: Давайте вспомним все, что вы знаете о близких людях.
Что же такое дом, семья?
Дети: В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают
.
Воспитатель: Верно! Дом, семья - это место, где человек чувству! себя защищённым, нужным, любимым. Семья объединяет родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Родня состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), но и из близких и дальних родственников. Ребята, назовите своих близких родственников.
Дети: Папа, мама, родные сестры и братья, бабушки и дедушки.
Воспитатель: А кто относится к дальним родственникам?
Дети: Тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), двоюродные братья и сестры.
Воспитатель: Правильно, к дальним родственникам относятся братья и сестры папы и мамы: это дяди и тети. У них тоже есть дети: это ваши двоюродные братья и сестры. Где живут дальние родственники?
Дети: Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на других улицах.
Воспитатель:Давайте еще раз уточним, что такое семья.
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья-самое дорогое, близкое в жизни человека. Без семьи он чувствует себя одиноким, его никто не поддерживает, не защищает от невзгод. Человек, который любит свою семью, бережет честь рода, заботится о родственниках, никогда не будет одиноким.
О семье, родственниках написано много стихов. Послушай их.
Моя родня
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка Молоток настоящий братишке,
* Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные люди?
Дети отвечают
Воспитатель: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка - это родня. Друг Сережка -не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Ребята, кто такие друзья?
Дети: Друзья - люди, которые понимают друг друга и хотят быть вместе.
Воспитатель: Есть такая пословица «Человек без друзей, что дерево без корней». Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а друзей - с его корнями?
Дети: Потому что друг всегда придет на помощь, если у тебя что-то не получается, друг всегда поделится игрушками, с другом всегда можно договориться, посоветоваться, друзья заботятся друг о друге.
Воспитатель: Верно ребята! Как дереву нельзя жить без корней, так и человеку нельзя жить без друзей.
Есть ли у вас друзья? Почему говорится, друг познается в беде? Были ли в вашей жизни случаи, когда друг познавался в беде? Расскажите пожалуйста.
Рассуждения и ответы детей.
Воспитатель: Спасибо ребята за ваши рассказы. Я рада, что вы уже сейчас понимаете как важна дружба. Скажите, а как можно поднять настроение своим друзьям и близким?
Ответы,высказывания детей.
Воспитатель: Правильно, добрыми, нежными словами и комплиментами. Подумайте, какие вы знаете комплименты и какие теплые слова хотели бы сказать о своих друзьях.
Игра наша называется «Добрый мяч», (воспитатель берет мяч, дети встают в круг. В середину встает ребенок у которого синяя футболка. Игроки по очереди говорят добрые слова и бросают этому ребенку мяч, он со словами «Спасибо» бросает мяч следующему в кругу.)
Воспитатель: Понравилось вам говорить друг другу хорошие слова? А как настроение у нашей «Леночки» (ребенок в центре круга)?
Конечно настроение улучшилось! Вы хотите еще поиграть?
А наша новая игра будет сладкой. Давайте разделимся парами и сядем за стол напротив друг друга. Каждая пара получает одно печенье. Вам нужно договориться кому же оно достанется.
(затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру)
Воспитатель: А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз...
Ребята, скажите понравилась вам игра? Трудно было решить кому достанется печенье?
Идет обсуждение по ситуации.
Воспитатель: Наше видеописьмо подходит к концу. И я хочу вам предложить исполнить песенку «О дружбе» не со словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Снова делимся парами: Вам картинка с уточками, Вам картинка с коровками, Вам картинка с котятами. Начинают уточки : «Кря-кря-кря», продолжают коровки « Му-му-му», затем котята «Мяу мяу мяу». Воспитатель по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение, потом говорит : «Поем все вместе!» и общий хор «животных» заканчивает песню.
Воспитатель: Ребята, заканчиваем нашу запись, давайте передадим первоклассникам «Привет!» и сегодня я отправлю письмо в школу. Спасибо за помощь!