12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Артюшкова Вера Петровна21
3

"Творческие задания на уроках русского языка в начальных классах (на основе краеведческого материала)"



Артюшкова Вера Петровна

Учитель начальных классов

Г. Энгельс

Паспорт проекта

 (1 слайд титул) Тема проекта: «Творческие задания на уроках русского языка в начальных классах (на основе краеведческого материала)»

Для разработки творческих заданий по русскому языку для учащихся начальной школы был использован краеведческий материал по следующим темам:

  1. История создания Саратовской области;
  2. Достопримечательности Саратовской области;
  3. Флаг родного края.

(2 слайд) Цель: активизация речевой и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка с помощью творческих заданий.

(3 слайд) Задачи:

  1. повторить виды и структуру словаря;
  2. подготовить  краеведческий словарик Саратовской области;
  3. подготовить сборник творческих заданий по Саратовской области;
  4. расширить знания учащихся о Саратовской области;
  5. развивать коммуникативные умения младших школьников в процессе выполнения проекта.

(4 слайд) Вид проекта:

По характеру доминирующей в проекте деятельности:  практико-ориентированный. (Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему).

По форме продукта проектной деятельности: сборник

По предметно-содержательной области (по профилю знаний): межпредметный (русский язык + литературное чтение + окружающий мир).

По характеру контактов между участниками: индивидуальный.

По продолжительности: краткосрочный (месяц).

(5 слайд) Этапы:

Подготовительный – повторение информации о видах словарей, их структуры.

Исследовательский – выполнение заданий; сбор информации для словаря.

Проектировочный – анализ собранной информации; сбор дополнительной.

Технологический–  изготовление сборника творческих заданий (входит краеведческий словарик).

Заключительный – подведение итогов исследования, презентация продукта (сборник творческих заданий).

На данном этапе подводятся итоге проделанной работы (конкретизируется работа на первых этапах проекта и сопоставляется с конечным результатом (продуктом).


(6 слайд) Подготовительный – повторение информации о видах словарей, их структуры.

Словарь −книга, содержащая собрание слов(или морфем, словосочетаний, и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п.   (Толковый словарь Ушакова)

(7 слайд) Виды словарей:

  • толковый словарь (Толковый словарь — словарь, содержащий слова и их толкование, краткое описание того, что эти слова означают. Назначение толкового словаря – объяснять лексическое значение незнакомого слова. ... Лексическое значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре);
  • фразеологический словарь (Фразеологический словарь – это словарь, который объясняет значение фразеологизма, использующегося как в устной, так и в письменной речи);
  • орфоэпический словарь (Орфоэпический словарь — словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте);
  • словообразовательный словарь (Словообразовательные словари (деривационные словари) – словари, показывающие членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов (словообразовательное гнездо) с данной морфемой – корневой или аффиксальной);
  • орографический словарь (Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания);
  • словарь синонимов, антонимов, омонимов и т.д.

(8 слайд)     Краеведение — это изучение истории родного края, традиций народов, языка и диалектов, текстов, то есть культуры.

(9 слайд) Исследовательский – выполнение заданий; сбор информации для словаря.

Задание 1. «Что вы знаете о Саратовской области?»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что интересного вы знаете из истории Саратовского края и города Саратова?
  • Какую песню вы знаете о Саратове? («Огней так много золотых на улицах Саратова»)
  • Все ли вы знаете о своем крае? А в чем его уникальность, неповторимость?
  • Почему в песне поется о Саратовских огнях и когда на саратовской земле появились первые золотые огни, электричество?

По результатам ответов учащихся, учитель рассказывает школьникам исторические факты развития города Саратова и ее области, по которым им следует написать изложение:

(10 слайд) «После того, как Иван Грозный присоединил к России Астраханское и Казанское ханства, для защиты набегов степняков  на Волге возникли города-крепости. Первые города-крепости: Самара, Саратов, Царицын. Название города Саратов произошло от названия горы Саратау, что означает «Жёлтая гора». В 19 веке Саратов становится крупным торговым центром. В конце 19 века в городе существовало восемь мастерских по производству гармошик. И до сих пор Саратов - единственный город мира, где выпускают такие гармошки. Об этом говорит памятник гармонисту, установленный на проспекте Кирова. Саратовская гармошка является визитной карточкой города».

(11 слайд) Задание 2. «Путешествие по Саратовской области»

Учитель показывает школьникам иллюстрации и фотографии достопримечательностей Саратовской области: национальный парк «Хвалынский», парк «Кумысная поляна», памятник природы «Дьяковский лес», Урочище «Иваново поле».

- В Саратовском крае немало заповедных мест. На территории нашего региона более  90 уникальных природных комплексов и объектов. Два из них федерального значения – национальный парк «Хвалынский» и государственный природный степной зоологический заказник «Саратовский». Восемьдесят – регионального и семь – местного значения. При этом пятьдесят семь особо охраняемых территорий находятся в Правобережье, двадцать четыре – в Заволжье. А вот заповедников в Саратовской области на сегодняшний день нет.

–А мы продолжим наше путешествие. Каждое из заповедных мест по-своему уникально и достойно внимания, но прежде всего отправимся Хвалынский национальный парк.

(12 слайд) – Крутые склоны покрыты богатой древесной растительностью. У подножия гряды - глубокие долины среди тенистых дубрав. Живописная природа и песчаные пляжи. Где вы? В Швейцарии. Где-где?! В «Волжской Швейцарии». Так называют Хвалынский национальный парк, украшение Саратовской области. Это самый крупный и, несомненно, самый важный природоохранный объект. Территория парка размещается на самых высоких на Приволжской возвышенности Хвалынских горах в пределах лесостепной зоны.

(13 слайд) – А здесь изображен парк «Кумысная поляна», основанный в начале 90-х годов прошлого века. Основу растительности парка составляют лиственные деревья: дуб, береза, клен, липа, осина. На территории парка «Кумысная поляна» находится небольшая популяция уникального для этих мест растения – пробкового дерева (он же Бархат Амурский), эндемика Дальнего Востока.

(14 слайд) – Перед вами памятник природы «Дьяковский лес». Находится в селе Дьяковка Краснокутского района. Расположен на рубеже двух природных зон: степи и полупустыни. Представляет собой лесной массив, произрастающий на песчаной почве.

(15 слайд) - А здесь изображено Урочище «Иваново поле» – один из немногих сохранившихся в Саратовском Заволжье участков тюльпанных степей с обилием тюльпана Геснера и ириса низкого, занесенных в Красную книгу Саратовской области. В разнотравье характерны шалфей остепненный, зопник клубненосный, зопник колючий, астрагал яйцеплодный, синеголовник плосколистный, резак обыкновенный, кермек Бунге, гониолимой высокий, валериана клубненосная, козлобородник большой, полынь австрийская и др.

По данным иллюстрациям школьники должны написать сочинение-рассуждение «Какое место Саратовской области я бы посетил первым?»

(16 слайд) Задание 3. «Флаг родного края»

Учитель демонстрирует школьникам флаг Саратовской области.

– Флаг Саратовской области - это четырехугольное полотно из полос красной и белой расцветки, в сердце белоснежной полосы изображен герб Саратова.

Цветовая гамма на знамени копирует цветовую палитру национальную атрибутики.

  • Белоснежный цвет является символом желания к независимости, справедливости;
  • Красный оттенок является символом любви, верности и мужества;
  • Региональный герб: на щите голубоватого цвета нарисованы три рыбки, головами смотрящие в центр. По сторонам щит обхвачен желтой гирляндой, поверх щита тиара с зубцами.

Задание 4.

-А теперь предлагаю вам послушать песню: «Ты уникален, край Саратовский!» (песня О. Газманова «Гимн Саратову») и написать «музыкальное сочинение», описывая те образы, которые у вас появились в процессе прослушивания данной композиции.

Задание 5.

(17 слайд) - Учащимся нужно составить краеведческий словарь «Саратов, край родной!». Ученики изучают материал по родному краю и разрабатывают самостоятельно словарь-справочник, который содержит названия и краткое описание достопримечательностей, памятных мест родного края. Работа над составлением словаря будет способствовать обогащению речи детей, расширению их кругозора, формированию культуроведческой компетенции младших школьников. Создавая собственные словари, ученики становятся субъектами познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность, развивает творческие способности учащихся. Словарь оформляется в виде книжки-малютки. В словаре несколько колонок: в первую колонку ребенок записывает памятное место родного города, во вторую – описание этого места, свои впечатления, если это место посещалось. Например, Парк Победы – музей под открытым небом, много военной и сельскохозяйственной техники.

Итак, краеведческий материал можно использовать не только в рамках урока, но и на внеурочных занятиях, чтобы дети могли лучше усвоить не только учебный материал, но и получить знания о своем родном крае.

Проектировочный – анализ собранной информации; сбор дополнительной.

Технологический–  изготовление сборника творческих заданий (входит краеведческий словарик).

Заключительный – подведение итогов исследования, презентация продукта (сборник творческих заданий).

На данном этапе подводятся итоге проделанной работы (конкретизируется работа на первых этапах проекта и сопоставляется с конечным результатом (продуктом).

Продукт: Сборник творческий заданий по Саратовской области (входит краеведческий словарь Саратовской области).

Творческая деятельность представляет собой один из видов деятельности, связанной с разработкой и созданием творческого продукта. Кроме того, творческая деятельность выступает одним из эффективных видов деятельности на уроках русского языка в младшем школьном возрасте, направленным на активизацию познавательного интереса к изучению учебного предмета «Русский язык» и развития речи учащихся, поскольку основное развитие творческих способностей на уроках происходит через творчество.

В настоящее время наиболее распространенными творческими заданиями на уроках русского языка являются: сочинение на любую тему по усмотрению учащихся, написание сценария мультфильма, сочинение в рамках темы «Мой дневник», «Музыкальное сочинение», сочинение по ранее написанному изложению или диктанту, сочинение − ассоциации по мотивам написанного диктанта или изложения, а также изложения творческой направленности, которые способствует формированию и развитию познавательного интереса и творческих способностей в процессе изучения учебного предмета «Русский язык».

Стоит отметить, что уроки с использованием регионального компонента на уроках русского языка необходимы, чтобы обучающиеся проникались мыслями о своем гражданском, патриотическом долге, об окружающих людях, поскольку краеведческий материал многосторонне воздействует на разум и чувства ученика, развивает фантазию, творчество, дает возможность формировать личность, которая будет интересоваться культурным наследием родного края, будет свято чтить и хранить его традиции.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.