Творческий проект по музыке на тему «Память о войне нам песни оставляют» (4–8 классы)
Творческий проект по музыке «Память о войне нам песни оставляют» Подготовила: Чихачева Юлия Александровна, учитель музыки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 городского округа г.Буй Костромской области
Содержание 1. Введение 2. Актуальность темы проекта 3. Цель, задачи проекта 4. История песен о ВОВ: 4.1 «Священная война» 4.2 «Жди меня» 4.3 «Вечер на рейде» 4.4 «Тёмная ночь» 4.5 «Соловьи» 4.6 «В землянке» 4.7 «Случайный вальс» 4.8 «В лесу прифронтовом» 5. Вывод 6. Заключение 7. Список литературы
«Песни военных лет!... Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, демократичность поэтического и музыкального языка. И всё-таки думается, главное достоинство, отличающее военные от любых других песен – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во всё лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть». Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия, трогают сердца величием подвига.
Актуальность темы В 2024 году наша страна будет отмечать 79-ю годовщину со дня Великой Победы в ВОВ. В военной песне всегда была та сила, которая объединяла людей и воспитывала любовь к Родине и чувство патриотизма. Именно песни военных лет никогда не потеряют своей актуальности, так как в них заложена великая духовная ценность и хранится историческая судьба нашей Родины. Песни военных лет помогают слушателю задуматься о том, какой ценой наши предки завоевывали Победу. Время проходит, а песни военных лет мы все равно знаем, слушаем и поем. Эти песни являются воплощением чувств и мыслей тех, кто воевал, был тружеником тыла и пережил блокаду. Молодое поколение неравнодушно к прошлому своей страны, должно знать и помнить о том страшном военном времени, которое пережили наши предки. Поэтому важной и актуальной задачей является познакомить современных подростков с историей создания песен военных лет.
Цель проекта: Цель проекта: Ознакомиться с композициями Великой Отечественной войны. Задачи: Узнать какая музыка была популярна во время Великой Отечественной войны Изучить историю создания военных песен Узнать какая роль была у песен во время Великой Отечественной войны, как они помогали солдатам Собрать материал об известных песнях ВО войны и истории их создания Создать сборник песен военных лет Гипотеза: Песни ВОВ будут звучать до тех пор, пока люди будут помнить о войне.
Объект исследования Песни военных лет Методы исследования Изучение научной и художественной литературы по данной теме Ожидаемые результаты и практическая значимость Подготовить сборник песен военных лет
Введение Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с её жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...
Священная война «Священная война» - это одна из самых известных и значимых песен времён Великой Отечественной войны. Она была написана в 1941 году А.В.Александровым (музыка) и В.И.Лебедевым-Кумачём (слова). Песня стала настоящим гимном Советского Союза во время войны. А. В. Алекснадров В.И. Лебедев-Кумач
История создания произведения "Священная война" Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве. Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.
Жди меня «Жди меня» – это одна из самых известных и трогательных песен времен Великой Отечественной войны. Она была написана в 1941 году композитором Константином Молчановым на стихи поэта Константина Симонова. Песня звучала как от лица солдата, обращающегося к своей возлюбленной. Константин Симонов Матвей Блантер
История создания произведения "Жди меня" Изначально текст существовал только как стихотворные строки — читали «Жди меня» и по радио, и с эстрады, и просто для себя — кто вслух, а кто просто шёпотом. Оно буквально передавалось из уст в уста, и всего за полгода покорила сердца всех солдат советской армии. Симонов и во время войны, и долгое время после получал много благодарственных писем за этот текст, который сам то считал очень личным и не достаточно гражданским, чтобы стать таким популярным. С возрастающей известностью появилась и необходимость положить стихи на музыку. Самым известным вариантом стала музыка Матвея Блантера, написанная в 1943 году. Песня была широко распространена на всей территории Советского Союза и стала своеобразным гимном разлуки и надежды. Ее исполняли на фронтах, в государственных и общественных мероприятиях, в концертах и на радио. Она позволяла солдатам и гражданам вместе переживать тяжёлые времена и давала надежду на встречу снова.
Вечер на рейде «Вечер на рейде» - это песня, написанная в 1941 году во время Великой Отечественной войны. Музыку для этой песни создал композитор Василий Соловьев-Седой, а текст написал поэт Александр Чурикин. Василий Соловьев-Седой Александр Чуркин
История создания произведения "Вечер на рейде" Композитор Соловьев – Седой тянул до последнего, очень не хотел уезжать из любимого города. Вместе с другими ленинградцами он каждый день выходил на субботники. Работы проходили в порту, который носил название «Лесной». Шел конец августа 1941 года. Стоял чудесный тихий вечер. После окончания работ по погрузке брёвен, уставшие люди собирались отправляться на отдых, как вдруг вдалеке услышали тихие звуки гармони. Грустная мелодия звучала с одного из военных кораблей, стоявших на рейде. Один из моряков наигрывал, а мелодия неслась по зеркальной воде залива. Было так чудесно на душе от того, что не слышно грохота налетов вражеской авиации. Хотя тишина эта была очень тревожной. Видимо, в голове композитора уже начинала складываться мелодия. Чуркин под впечатлением от чудного августовского балтийского вечера всего за одну ночь сочинил стихи. На следующее утро товарищи вновь приехали в порт, но корабля, с которого накануне раздавалась прощальная мелодия, уже не было видно. Ночью он ушёл в море. Композитор и поэт впервые на берегу залива исполнили песню «Вечер на рейде». Тоской и печалью были пронизаны её звуки, потому что назавтра товарищам необходимо было покинуть город. Было это 22 августа, а 23-го сомкнулось блокадное кольцо. Не суждено было песне, созданной в героическом городе, прозвучать в нем со сцены для широкого слушателя.
Темная ночь . Владимир Агатов Никита Богословский Песня "Темная ночь" является одной из самых известных песен времен Великой Отечественной войны. Она была написана в 1943 году композитором Никитой Богословским, слова Владимира Агатова.
История создания произведения "Темная ночь" Песня “Темная ночь” была написана композитором Никитой Богословским, а автором текста стал Владимир Агатов. Они создали это произведение в связи со съемками фильма “Два бойца”. Эта лирическая композиция стала очень популярной на просторах СССР, потому что, во-первых, была написана во время Великой Отечественной войны, а во-вторых, она отражает прекрасное чувство между людьми, которое спасает даже от смерти. Музыкальная композиция во время песни создает настроение напряжения и сопротивления. Она быстрого темпа и сильного оркестрового сопровождения, что придает ей энергию и эмоциональную силу.
Соловьи Стихи Фатьянов написал на исходе войны в 1944 году, хотя черновики лежали у поэта еще с 1942 года. Автор текста Алексей Фатьянов, композитор - Василий Сольев-Седой. Василий Соловьев-Седой Алексей Фатьянов
История создания произведения "Соловьи" Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьёву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко кто из фронтовиков, слушая её, мог сдержать слезы. Текст песни "Соловьи" рассказывает о противоречиях между природой и человеком. Песня говорит о том, что соловьи поют красиво и свободно, в то время как человеку приходится трудиться и страдать. Композиция отражает некую меланхолию и грусть, которая присутствует в жизни каждого человека.
В землянке Текст написан Алексеем Сурковым, композитор - Константин Листов Алексей Суриков Константин Листов
История создания произведения "В землянке" Алексей Сурков сразу после объявления начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт, но не солдатом, а военным корреспондентом. Рассказывать и показывать происходящее из самых горячих точек, не имея зачастую необходимого оружия, — не самое простое дело, но именно благодаря людям этой профессии в истории сохранились многие легендарные подвиги, ужасающие предательства и просто уроки войны, которые будущие поколения обязаны помнить. Работал Алексей Сурков в газете «Красноармейская правда». Стихи военный журналист и поэт Алексей Сурков написал осенью 1941 года практически «с натуры». Сурков вместе с коллегами-журналистами отправился на фронт, где вместе с батальоном попал под минометный обстрел. Журналисты и офицеры засели в землянке, где вместо репортажа у Суркова родилось стихотворение. Он отправил наброски стиха своей семье, а по возвращении показал их композитору Константину Листову. После публикации песни в газете «Комсомольская правда» она широко разошлась среди фронтовиков, ее исполняли многие творческие коллективы и даже знаменитая советская певица Лидия Русланова.
Случайный вальс Текст был написан Евгением Долматовским, компазитор - Марк Фрадкин Марк Фрадкин Евгений Долматовский
История создания произведения "Случайный вальс" Шла Великая Отечественная война. Поэту Евгению Долматовскому часто приходилось бывать на фронте. В своих воспоминаниях он рассказывал, что, несмотря на ужасы войны, люди всегда оставались людьми. Как только солдатские колонны останавливались в какой-нибудь деревне на ночлег, то начинались разговоры, завязывались знакомства и даже влюбленность. Люди, уставшие от боёв, хотели испытать хоть ненадолго вкус мирной жизни. В одном из сёл поэт как-то раз увидел написанное крупным корявым мужским почерком, объявление на двери школы: «Танцы до утра». Танцы под баян или грампластинки создавали иллюзию того, что фронт где-то далеко, войны нет, а в жизнь такая же, как была до войны. Тогда, в феврале 1942 года, из-под пера поэта вышли строки: «лежит в моей ладони незнакомая рука». Стихотворение он назвал «Танцы до утра». Но песня тогда получила другое название. Придумал его начальник Политического управления фронта по фамилии Галаджев. Он уже был знаком со стихотворением и сказал, что из этих строк должен получиться настоящий офицерский вальс. Слово «офицеры» тогда не использовалось в разговорной речи, поскольку со времён Гражданской войны имело негативный оттенок. Но постепенно оно стало употребляться. Поэту очень понравилось новое название «Офицерский вальс», и он решил в кратчайшие сроки сделать всё, чтобы песня родилась. После этой знаменательной встречи Долматовский и Фрадкин отправились на север. Двигались они в эшелоне очень долго. От Сталинграда до Ельца шли целую неделю. Ровно 7 дней и понадобилось для рождения «Офицерского вальса». Но название позже поменяли на «Случайный вальс».
В лесу прифронтовом Текст был написан Михаилом Исаковским, композитор - Матвей Блантер Матвей Блантер Михаил Исаковский
История создания произведения "В лесу прифронтовом" С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году группа деятелей советской культуры была отправлена в эвакуацию в Татарскую ССР. Среди них был и поэт Михаил Исаковский. У поэта катастрофически садилось зрение, и его не взяли на фронт. Исаковский очень переживал, что не может наравне со всеми защищать Родину и старался своим искусством хоть как-то помочь в борьбе с ненавистным врагом. Но именно в годы эвакуации на берегах реки Камы поэт создал самые известные свои творения. В газете «Красная Татария» в 1942 году поэт публикует свое стихотворение под названием «В прифронтовом лесу», которое он посвятил своей супруге Лидии. Сам поэт рассказывал о том, как он в тоске по родным местам вспоминал северную осень, золотой русский лес, звенящую тишину, которую никто не может нарушить. И представлял себе солдат, уставших от войны и отвыкших от тишины. Поэт решил отправить свое творение композитору Матвею Блантеру, с которым они давно уже дружно работали и вместе создавали «Катюшу». И вот по истечении нескольких месяцев, Исаковский слышит свои строки, положенные на музыку, из радиорепродуктора. Самым первым песню «В лесу прифронтовом» исполнил на радио солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс.
вывод В ходе работы над проектом были решены поставленные задачи: проанализированы военные песни, как особый вид музыкально - поэтического творчества, изучена история создания песен и создан сборник об этих и других военных песнях. Практическая значимость работы, на мой взгляд, состоит в том, что приведенный в ней материал может быть использован для дальнейшего изучения проблемы военно - песенной культуры, а также найти применение на школьных уроках по истории отечественной и мировой культуры, литературы, музыки, истории искусства.
Заключение В годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий. Это неопровержимая память о войне. Знакомясь с песнями войны, встречаясь с ветеранами, мы восхищаемся нашим народом-победителем. А главное мы должны знать и помнить, что память о Великой Победе будит жить вечно. И жить она будет, прежде всего в проникновенной песне, которая заставляет помнить, любить и гордиться. Таким образом, гипотеза подтвердилась и нашла неопровержимые доказательства в моей проектной творческой работе и проекте по музыке на тему "Память о войне нам песни оставляют".
Список литературы 1.Стихи и песни о Великой Отечественной войне/ сост. Л.В. Поли ковская. М.: Мир Энциклопедии, 2008. 2. Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: 1985 3. Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9. 4. http://живаяистория-россии.рф/blog/259-istorii-sozdan..