Творческий проект: Цветы из металла «Гвоздика»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная(коррекционная) школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Творческий проект.
Цветы из металла «Гвоздика»
Выполнил: ученик 9 класса
Головешин Алексей.
Руководитель проекта:
Осипов Игорь Александрович, учитель слесарного дела,
первая квалификационная категория.
г. Ногинск, 2016 год.
Содержание.
I этап - организационно-подготовительный
Введение
1. Выбор и обоснование проекта.
2. Историческая справка.
II этап - технологический
Основная часть
1. Выбор модели.
2. Выбор материалов.
3. Выбор инструментов, оборудования.
4.1. Выбор (или разработка) технологии изготовления.
4.2. Выполнение технологических операций.
5.Соблюдение условий ТБ и культуры труда.
6. Результаты контрольных испытаний.
7. Расчёт себестоимости.
8. Экологическое обоснование.
9. Рекламный проспект изделия.
III этап - заключительный
1. Оценка проделанной работы
2. Список литературы.
1. Выбор и обоснование проекта
Мы стали изготавливаем в нашей мастерской кованые цветы: розы и гвоздики. Кованые цветы, изготовленные своими руками, всегда считались и считаются украшением знатным, признаком состоятельности и изысканного вкуса. Особенной популярностью пользуются кованые розы. Но я решил сделать гвоздику. Это необыкновенный цветок и достаточно сложный в изготовлении, который требует большого терпения, внимания, аккуратности и точности. Такие цветы могут стать отличным украшением любого интерьера или экстерьера. Кованые цветы могут органично дополнить и украсить своим присутствием - ограждения, заборы, каминные наборы, а также практически любые изделия и стать неотъемлемой частью уникального архитектурного ансамбля. Просмотрев большое разнообразие кованных цветов, я выбрал гвоздику, которая меня заинтересовала и привлекла моё внимание.
Кто не знает, что красная гвоздика - символ борьбы и победы человека, отстаивающего свои права, а также символ памяти? Те, кто застал советское время, наверняка помнят, как мастерили школьники гвоздику своими руками. Чтобы сделать гвоздику своими руками дети нарезали круги из гофрированной бумаги, собирали их в бутоны и оборачивали проволокой - цветы получались как настоящие. Иногда, для крепости, готовую гвоздичку быстро-быстро окунали в расплавленный на водяной бане парафин и давали высохнуть. Такой цветок становился глянцевым и не боялся демонстраций и митингов под дождём. Итак, мы вспомнили, что гвоздика своими руками - отличная поделка к 9 мая. Гвоздики делают из ткани, из лент, из салфеток, из полимерной глины и из фоамирана. Я буду делать гвоздику из металла.
Гвоздика – сдержанный и даже строгий цветок. Его принято дарить в основном мужчинам, возлагать к памятникам на 9 мая и другие годовщины окончания боевых действий. Если в доме появился букет гвоздик, любителям кошек следует соблюдать осторожность – этот цветок представляет для домашних любимцев смертельную опасность, поэтому ни в коем случае не следует допускать их поедания питомцами. Отличной альтернативой живому букету является гвоздика из бумаги, сделанная своими руками. Можно размещать искусственные цветы на открытках, панно и даже ставить их в вазу – нужно лишь немого времени и старания. Предлагаем вашему вниманию несколько идей, как из бумаги сделать гвоздики, которые могут стать отличным украшением интерьера и дополнением к подарку.
Цели проекта:
1. Оценить свои возможности в творческой деятельности.
2. Разобрать проект, то есть довести возникшую идею до реальных
результатов: выполнить изделия.
3. Применить изготовленное изделие на практике.
4. Оценить проделанную работу.
5. Овладение приемами разметки, обработки, сборки и покраски сложных
поверхностей изделия.
Определение конкретной задачи, и ее формирование, и выбор идеи.
Когда мы обосновали, возникшую проблему и потребность, то стала ясна задача: изготовить различные виды цветов.
В качестве образца такого изделия можно использовать цветы в природе. Мы решили выбрать образцы:
1. Любимые цветы женщин - розы, хризантемы.
2. Полевые цветы - ромашки, маки, лютики, васильки.
3. Клубные цветы - георгин, нарцисс, тюльпан, и т.д.
Каждый из учеников выбрал себе определенный цветок и приготовил проект.
2.Историческая справка.
Трудно представить что-либо более прекрасное, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. Первые модницы, скорее всего, делали украшения из перьев и меха (что-то вроде цветка из хвостиков горностая или розетки из фазаньих перьев, перышек удода или сойки). Жилища украшали сухими букетами, засушенными венками, позже – тканями с вышитыми или вязаными цветами.
Постепенно, с развитием ремесел, цветы и венки стали делать и из других материалов: кованные из металла, вырезанные из жести и кожи, из бумаги и ткани, фарфора, стекла, бисера и воска. В Чехии, например, было модно украшать дом «каменными» розами. Живые, полураскрытые цветы опускали в источники, насыщенные минеральными солями, и там выдерживали некоторое время. Цветы покрывались известковым налетом и сохраняли свою форму на долгие годы.
Искусственные цветы были известны уже в древности. В 3000 году до нашей эры египтянки украшали себя искусственными цветами, а от них это искусство переняли и гречанки. У Плиния есть указание, что искусственные цветы привозили из Египта в Грецию в 350 году до нашей эры. В средневековой Европе, в Испании и Италии, в монастырях занимались изготовлением цветов для украшения храмов и религиозных праздников.
В XV веке из Италии это искусство распространилось во Францию, которая стала и до сих пор остается законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в частности искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским. Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе.
В конце XVIII века искусственные цветы начинают изготавливать промышленным способом. Это была очень трудоемкая и даже вредная работа. Вот что можно прочесть в энциклопедии 1903 года: «Делание цветов из ткани и бумаги производится кустарным способом, и этим занимаются женщины и дети. Работа эта плохо оплачиваемая, очень вредна для здоровья, так как для окраски употребляют содержащие мышьяк, медь, свинец и даже ртуть краски». В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. Тогда же это искусство изготовления декоративных цветов через Польшу пришло и в Петербург – законодатель моды в России.
В советское время — это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто на долгие годы. Оно возродилось после Отечественной войны, когда к России была присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали, украшали одежду и свои скромные жилища, и во многом им мы обязаны тем, что в нашей стране сохранились различные художественные техники и ремесла.
В истории моды прослеживается несколько пиков увлечения искусственными цветами. Интерес к ним особенно возрастал, когда в моду возвращались шляпы с украшениями в виде цветов и фруктов или замысловатые прически.
В конце XVIII века (1776–1782 годы) дамы сооружали причудливые прически, которые должны были сделать фигуру более высокой. Это достигалось за счет вплетения в волосы и закрепления на макушке перьев, букетов и лент. В эпоху ампир, около 1806 года, в моду вошли удлиненные чепцы, затейливо украшенные лентами и декоративными цветами. В Париже дамы носят шляпы-шуте, а также широкополые шляпы – и те, и другие богато декорируются цветами (1812–1823 годы). В эпоху бидермейер, с 1837 года, господствовал настоящий культ шляпных украшений. Шляпы декорировались самым причудливым образом и, конечно, искусственными цветами. Прически эпохи бидермейер опять усложняются и пышно декорируются. Платья тоже обильно украшаются искусственными цветами. Любимый цветок – роза. В конце периода бидермейер, с 1860 года, в моду возвращаются скромные прически, но с обязательным украшением венками из искусственных цветов. Цветы и ленты вплетались в локоны, были модны украшения в виде диадем из цветов.
С 1886 года, в моде опять широкие женские шляпы мягких очертаний, которые столь пышно украшаются искусственными цветами, лентами и перьями, что напоминают вазы. Если в период господства стиля бидермейер розы не только служили украшением, но и создавали рисунок платья, когда каждая складка закреплялась цветком, то Жан Кокто создал балетный кост, состоящий из одних гирлянд роз, прикрывающих тело.
Мода имеет тенденцию возвращаться. Одиночные элегантные цветы в качестве украшения для шляп, прелестные бутоньерки для выходных платьев современны и сейчас. По сей день английская аристократия приезжает на ежегодные скачки в Дерби в традиционно роскошных, замысловатых шляпах, обильно украшенных декоративными цветами и другими элементами. Многие модельеры (Унгаро, Валентино, Юдашкин) используют искусственные цветы для украшения одежды.
II – Этап –технологический
Основная часть.
1.Выбор модели
Среди огромного разнообразия красивых растений особой популярностью пользуются непременно розы, но я хочу сделать гвоздики. Потому как эти цветы, разнообразны по богатству форм, необыкновенному цвету, а также продолжительному и обильному цветению, это символ Победы.
Этот цветок имеет волшебную притягательность и необыкновенную красоту, которая испокон веков привлекала к себе огромное внимание людей.
На сегодняшний день существует много разнообразных сортов гвоздик. Но это еще не предел, потому что селекционеры постоянно стараются выводить новые, редкие, уникальные, интересные, но не менее очаровательные сорта.
На уроках слесарного дела легко почувствовать себя творческим человеком, дизайнером и кузнецом.
В процессе этого творчества узнаёшь много нового и интересного. Поэтому я решил создать это изделие, используя новый для нас учебный метод – метод проектов.
Само слово «проект» в переводе с латыни означает «замысел», «план», «идея». Осуществление проекта состоит из нескольких этапов.
Мы составили последовательность выполнения проекта.
2.Выбор материалов.
Какие материалы используются для изготовления кованых изделий сегодня?
Железо — металл серебристо-серого цвета, имеющий блеск. Наиболее популярный и широко используемый материал для изготовления кованых изделий. Имеет высокую температуру плавления (1539 градусов) и кипения (3200 градусов). Железо прочно, но, вместе с тем, пластично и легко поддается разным видам механической обработки. Важным свойством железа является изменение его кристаллической структуры вместе с изменением температурного режима его обработки, то есть,
механическое давление при высоких температурах делает металл более прочным. Недостаток — окисление и появление ржавчины на поверхности металла при высокой влажности. Чистое железо в обработке — прекрасный материал, стойкий к проявлениям коррозии. Тем не менее, чистое железо в ковке почти не используется, так как его получение — трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому обычно используются различные сплавы железа с углеродом и другими металлами.
Сталь — сплав светло-серого цвета. Представляет собой сплав железа с углеродом не более 2%. Пластична, легко поддается механической деформации, потому очень популярна в ковке.
Алюминий — серебристо-белый металл, легкий и гибкий. Плавится при температуре в 660 градусов Цельсия, кипит при 2500 градусов. Материал очень пластичен и гибок, обладает очень высокой стойкостью к коррозии при воздействии воздух, воды, некоторых кислот и солнечных лучей. Имеет естественную окисную пленку, которая легко восстанавливается даже при повреждениях. Сплавы алюминия, как правило, гораздо более прочны, чем чистый металл. Потому для изготовления кованых элементов и конструкций обычно используют сплавы (например, с магнием, марганцем и т.п.).
Медь — рыже-красный металл, очень мягкий. Плавится при 1083 градусах, кипит при 2600 градусах. Закалке не поддается, но при холодной ковке уплотняется и увеличивает твердость. Во влажной среде покрывается зеленым налетом, предохраняющим металл от дальнейшего разрушения (патина). Такое естественное защитное покрытие придает изделию из меди благородный старинный вид.
Латунь — медь в сплаве с цинком. Цвет — золотисто-желтый. Легко поддается обработке, при этом меньше окисляется и более прочна, чем чистая медь. В зависимости от процентного соотношения компонентов, различают 7 типов обычной и 18 — специализированной латуни. Латунь в сплаве с алюминием по внешнему виду мало отличается от золота, что используется в ювелирной промышленности.
Листовой металл
К листовым металлам относят черную, кровельную, оцинкованную сталь, жесть, фольгу, станиоль.
Черную, кровельную, оцинкованную сталь применяют для покрытия крыш, изготовления водосточных труб, наружных подоконников, хозяйственной посуды.
Жесть - более тонкий листовой металл толщиной до 0,5 мм. Бывает белая и черная жесть. Белая отличается от черной тем, что ее покрывают для предохранения от коррозии тонким слоем олова. Применяют белую жесть для изготовления консервных крышек, банок и других предметов.
Фольга - тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в
радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов,
изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве.
Станиоль - очень тонкий листовой металл специальной прокатки. Применяют для упаковки пищевых продуктов (шоколада, чая), в парфюмерии для защиты летучих веществ от испарения, а также в электро и радиопромышленности.
Можно использовать тонкие листовые металлы из мягкой стали, меди, алюминия и их сплавов. Из фольги и станиоля делают аппликации, объемные, игрушки, чеканку.
Для своего проекта я использовал кровельную жесть толщиной 0,5мм.
3.Выбор инструментов, оборудования.
Линейка, чертилка, ножницы по металлу, циркуль, подкладка – деревянный брусок, оправка – стальная, сверло диаметром 4 мм,
деревянный брусок, стальной пруток, молоток, тиски, молоток, плоскогубцы, сварочный аппарат, инструмент для нарезания наружной резьбы.
4.1 Выбор (или разработка) технологии изготовления.
Наименование операции | Образец | Инструмент |
1 Вырезать 5 заготовок в форме квадрата, каждый из которых меньше другого на 5 мм. |
| Линейка, чертилка, ножницы по металлу. |
2 Разделить квадраты на 8 частей осевыми линиями. Провести 3 окружности: по ширине квадрата, вторую – на 5 мм меньше, третью – в центре от 15 мм и в последующих квадратах на 3 мм меньше. |
| Чертилка, линейка, циркуль. |
3 Вырезать лепестки по осевым линиям до центральной окружности. |
| Ножницы по металлу. |
4 На каждом лепестке вырезать зубчики глубиной до второй окружности. |
| Ножницы по металлу. |
5 Сделать по две канавки на каждом лепестке. |
| Подкладка – деревянный брусок, оправка – стальная проволока толщиной 3 мм, молоток 200 граммовый. |
6 Просверлить отверстия в центре лепестков. |
| Сверло диаметром 4 мм. |
7 Подобрать и вырезать заготовки для изготовления листьев. |
| Ножницы по металлу. |
| | |
8 Разметить листья. |
| Чертилка, рисунок. |
9 Вырезать листья, сделать в них канавки. |
| Деревянный брусок, стальной пруток, молоток. |
10 Обжать листья вокруг стебля (проволока диаметром 4 мм). |
| Тиски, молоток, плоскогубцы. |
11 Надеть лепестки на стебель и закрепить либо на резьбу, либо на сварку. |
| Сварочный аппарат, инструмент для нарезания наружной резьбы. |
12 Покрасить изделие. |
| Кисти, краски. |
4.2 Выполнение технологических операции.
Гвоздика из металла, пожалуй, у каждого вызывает восторг и восхищение, независимо от пола. И это не удивительно, поскольку мало кого оставит равнодушным столь изящные изгибы и великолепие форм. И хоть этот цветок не живой, а создан из металла, он все равно будет вызывать восхищение.
Нам понадобятся:
5 заготовок в форме квадрата, каждый из которых меньше другого на 5 мм.
Все квадраты разделить на 8 частей осевыми линиями.
Провести 3 окружности: по ширине квадрата,
вторую – на 5 мм меньше,
третью – в центре от 15 мм и в последующих квадратах на 3 мм меньше.
На каждом лепестке вырезать зубчики глубиной до второй окружности.
Сделать по две канавки на каждом лепестке, подложив деревянный брусок.
Просверлить отверстия в центре лепестков.
Подобрать и вырезать заготовки для изготовления листьев (прямоугольной формы).
Разметить листья
Вырезать листья, сделать в них канавки.
Обжать листья вокруг стебля (проволока диаметром 4 мм)
.
Надеть лепестки на стебель и закрепить либо на резьбу, либо на сварку.
Покрасить изделие.
5.Технология изготовления изделия.
Делаем цветок.
5 заготовок в форме квадрата, каждый из которых меньше другого на 5 мм.
Все квадраты разделить на 8 частей осевыми линиями.
Провести 3 окружности: по ширине квадрата,
вторую – на 5 мм меньше,
третью – в центре от 15 мм и в последующих квадратах на 3 мм меньше.
Вырезать лепестки по осевым линиям до центральной окружности.
На каждом лепестке вырезать зубчики глубиной до второй окружности.
Сделать по две канавки на каждом лепестке, подложив деревянный брусок. Просверлить отверстия в центре лепестков.
Формируем цветок.
Делаем листья на стебель и нижние листья.
Вырезать заготовки для изготовления листьев.
Разметить листья.
Вырезать листья, сделать в них канавки.
Подготовить стебель, проволока 4 мм.
Сборка изделия.
Обжать листья вокруг стебля (проволоки)
Надеть лепестки на стебель и закрепить либо на резьбу, либо на сварку.
Покрасить изделие.
Гвоздика готова!
5.Соблюдение условий ТБ и культуры труда.
Техника безопасности при работе разрезания жести ручными ножницами.
1.Резание производить только острозаточенными ножницами.
2. Работать ножницами следует только в брезентовых рукавицах (прежде всего на левой руке, поддерживающей разрезаемый лист) во избежание пореза рук.
3. Перед началом резания:
проверить и, если необходимо, подтянуть шарнир ножниц так, чтобы раздвигание ручек производилось плавно, без заеданий и качки.
Резание необходимо производить в рукавицах во избежание пореза рук.
3.Во время работы ножницами следить:
чтобы лезвия ножниц не сходились полностью, так как это приводит к «надрывам» металла в конце резания.
Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол ручками к себе.
Если кусачками отрезается небольшой кусок проволоки, откусываемую часть направлять в сторону защитного экрана верстака.
Необходимо следить за состоянием оси-винта ножниц. Если ножницы начинают «мять» металл,
нужно слегка подтянуть винт.
Следить за положением пальцев левой руки, поддерживая лист снизу.
Оберегать руки от ранения о режущие кромки или заусенцы на металле.
Не сдувать опилки и не удалять их руками во избежание засорения глаз или ранения рук.
При резании материала толщиной более 0,5мм (или при затрудненном нажатии на ручки ножниц)
необходимо одну из ручек прочно закрепить в тисках.
Не загромождать рабочее место ненужными инструментами и деталями.
4.При резании листового материала больших размеров (более 500×500мм) лист задней кромкой упереть в какой-либо упор и разрезание производить перемещением (подачей) ножниц. При вырезании заготовок с криволинейными контурами (особенно при небольших размерах заготовок) подачу производить передвижением заготовки.)
5.После окончания работы убрать своё рабочее место.
Техника безопасности при опиливании металла.
При выполнении опиливания необходимо соблюдение следующих
требований по технике безопасности:
не разрешается пользоваться напильниками без ручек или с
расколотыми или треснувшими ручками;
2) слесарные верстаки должны быть устойчивыми;
3) при опиливании предметов с острыми кромками не поджимать пальцы
левой руки под напильник при обратном ходе его;
4) не сметать стружку руками и не сдувать ртом;
5) обрабатываемые детали надежно закреплять в тисках.
Правила безопасной работы при правке металла
Ручка молотков должна быть без трещин с надежно закрепленными на них бойками.
Боек молотка должен иметь гладкую, полированную, слегка выпуклую поверхность.
Работать обязательно в рукавицах, так как заусеницы и острые кромки заготовок могут поранить руки.
Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, а инструменты – в исправном состоянии.
Надежно крепить обрабатываемые заготовки.
При правке полосы или прутки должны касаться плиты не менее чем в двух точках.
Правила безопасной работы при гибке металла
Надежно закреплять заготовки в слесарных тисках или приспособлениях.
Работать только на исправных оборудовании и приспособлениях.
Слесарные молотки должны иметь хорошие ручки, быть плотно насажены и расклинены.
При работе на гибочных станках и машинах точно соблюдать правила безопасности, изложенные в специальных памятках.
5.При гибке труб в горячем состоянии работать в рукавицах.
6. Результаты контрольных испытании.
Готовое изделие отвечает требованиям безопасности: изготовлено из безопасных материалов, острые уголки цветка опилены. Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с вышеуказанной технологией. Внешний вид изделия производит благоприятное и радостное впечатление.
7. Расчет себестоимости.
Гвоздика выполнена из отходов и остатков материалов, поэтому он не только экономически выгоден, так как эти остатки материалов не будут выброшены в мусор.
Для отделки (покраска), закуплены аэрозольные краски 1баллон по цене 290 рублей на сумму и 1 баллон на сумму 145 руб. Использованы баллоны в объеме 1/2 части на сумму 140 рублей и 1/2 части баллона на сумму 70 рублей. Всего потрачен 210 рублей на три гвоздики.
Общие затраты на изготовление букета составляет 210 рублей.
8.Экологическое обоснование
При изготовлении проекта «Цветы из металла. Гвоздика» я использовал экологически чистые материалы, не выделяющие вредных веществ: тонколистовая сталь, алкидная краска без запаха, применял вытяжку для вентиляции при покраске. Мое изделие не вызовет аллергической реакции у человека.
Во время работы над изделиями я периодически проводил влажную уборку рабочего места.
9.Рекламный проспект изделия
«Гвоздика – символ Победы!»
Мы рады приветствовать Вас в нашей
мастерской красивых и оригинальных подарков ручной работы.
Цветы- запоминающийся подарок для любого возраста.
Букет- маленькая радость и приятный сюрприз для любимых людей.
Каждый букет сделан вручную- поэтому оригинален и неповторим.
Красная гвоздика - спутница тревог, Красная гвоздика - наш цветок
III этап- заключительный
Оценка проделанной работы
1.Работая над проектом, что у меня получилось из намеченного? Я ознакомился с методом проекта и для меня это была возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя в индивидуальной работе, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Результат моей деятельности - найденный способ решения проблемы носит практический характер и значим для достижения результата.
2.Работая над проектом у меня была тесная связь с моим учителем Осиповым Игорем Александровичем, который был моим руководителем.
3. Работая над технологической документацией и оформлением проекта я
лучше освоил работу на компьютере.
3) Проделанной работой я удовлетворен, она меня очень увлекла. Мне
захотелось попробовать сделать более сложные изделия.
Моя работа понравилась родителям, одноклассникам и учителям.
Гвоздика, гвоздика из металла,
Кем на свет сооружена?
Чья рука тебя сковала,
Для чего ты заострена?
И где будешь! Полагаю,
Ты не можешь дать ответ
За тебя я размышляю
Занимательный предмет.
Список литературы
1. «Технология обработки металлов»: - М.: Просвещение,1988.
2. Коваленко В.И., Куленёнок В.В. «Объекты труда»: - М.:
Просвещение, 1990.
3. Переплётов А.Н. «Слесарное дело 10-11кл». -М. Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС.
4. Интернет – ресурсы.
5. «Слесарное дело», И.А.Молчан, Москва 1974, «Машиностроение»
6. Практические занятия в школьных учебных мастерских, Москва, 1958г. Справочные материалы.