Творческий проект Вязаная игрушка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №87
Творческий проект
Вязаная игрушка
Выполнила:
Ученица 8 «Г» класса
Руководитель:
Учитель технологии вкк
Дёгтева Е.В.
Воронеж 2019
Содержание
стр.
Обоснование выбранной темы 3
Историческая справка 5
Выбор модели, анализ идей 7
Организация рабочего места 9
Техника безопасности 9
6. Инструменты и приспособления 10
Технологическая последовательность 11
Экономический расчёт 13
Экологическое обоснование 14
Самоанализ 15
Реклама, этикетка 16
Литература 17
Обоснование выбранной темы
Вот уже несколько лет (с 5-го класса) мы выполняем творческие проекты, которые отражают наши творческие способности. За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно - прикладном творчестве. В прошлом году мы изучали вязание крючком мне, это очень понравилось. А мама меня научила вязать спицами. Над тем, какой будет моя проектная работа, я думала недолго.
Для своего проекта я выбрала тему "Вязание спицами", поставив перед собой цель – связать мягкою игрушку для своей младшей сестры. Скоро новогодние праздники, а лучший подарок - это вещь, сделанная своими руками. И я очень бы хотела, чтобы моя работа оказалась красивой, качественной, не много с юмором была интересной, радовала глаз, и поднимало настроение мой сестре и окружающим.
Конечно, мягкую игрушку для сестры сегодня нетрудно купить и в магазине. Но можно создать желанный подарок своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.
Во-первых, собственноручно изготовленная игрушка обойдется мне дешевле.
Во-вторых, моя сестра станет обладательницей игрушки не серийного производства изделия.
В-третьих, человеку всегда приятно посмотреть на свою вещь, сделанную своими руками.
В-четвёртых, вязание успокаивает, расслабляет.
В-пятых, когда человек вяжет спицами, у него работают пальцы.
Рукоделие — созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.
Оно возвращает силы и энергию, наконец, оно поднимает самооценку. Согласитесь, сознавать, что этот шедевр, достойный музейного стенда, вы сделали своими руками, очень приятно.
В-шестых, умение вязать избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге (маме, приятельнице, другу, знакомым, коллегам и т. д.) на день рождения, Восьмое марта, Новый год День святого Валентина и другие праздники.
Может, кому-то и нравится в последний день перед торжественным событием бегать по магазинам и метаться от одного прилавка к другому, гадая, понравится эта вещь имениннику или все-таки лучше подыскать что-нибудь другое. А можно не торопясь и с удовольствием создать подарок своими руками.
Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, что надо обязательно заняться созданием этого изделия:
- будущее изделие должно быть нужным;
- изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать санитарным требованиям;
- изделие должно быть легким по изготовлению, но при этом это не должно наблюдаться некачественное выполнение отдельных частей изделия;
- работа должна быть аккуратной, оригинальной и яркой;
- возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы с изделием;
- изделие должно иметь низкую себестоимость и стоить как можно меньше.
А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с довольствием как сказал Толстой А.К.: «Человек совершенствуется при помощи труда».
Историческая справка
Перед тем, как начать работу, я решила узнать немного из истории этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства. Для этого я нашла необходимую литературу.
Многих удивит, что изначально вязание на самом деле было отнюдь не женским рукоделием. Раньше вязали преимущественно мужчины – женщины же могли только прясть шерсть.
Согласно некоторым источникам, вязание возникло приблизительно 3000 лет назад. Наверно, это связано с необходимостью в теплой одежде для жителей севера, подумают многие. Но искусство это зародилось не в холодной заснеженной Арктике, а, как это ни парадоксально, в жаркой Африке – примерно там, где находятся северные пустыни континента. Первыми примитивные крючки стали использовать древние кочевники-бедуины. Они создавали шарфы, бурнусы и накидки, с помощью которых защищали кожу от палящего солнца и раскаленного песка.
Вязаные носки, найденные в коптских гробницах датируются IV — V вв., самые древние (III в., эпоха Прато - Наска) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно еще во времена Троянской войны.
Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге (ок. 800 г.) пророк Даниил облачён в узкие штаны (прообраз современных леггинсов), связанные аранским узором.
В Скандинавии в эпоху викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой — более трудоёмкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой невозможно распустить, потянув за кончик нити. Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X—XI вв. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.
В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII в. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки — около двадцати петель на дюйм.
В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.
С середины ХVIII века вязание, как и многие мужские занятия, перешло в руки слабой половины человечества. Сейчас увидеть вяжущего мужчину – настоящая редкость, а вот женщины настолько преуспели в этом ремесле, что стали считать вязание исключительно женским занятием.
В России история возникновения вязания также уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле крестьянки вязали варежки, носки и чулки из овечьей шерсти. Как правило, изделия вязали одноцветными, но в некоторых северо-западных губерниях праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В XIX – XX веках в Нижегородской губернии начало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными орнаментами.
Обязательные атрибуты вязания – это спицы, крючок и пряжа. Информацию о пряже я собрала с разных сайтов.
Выбор модели, анализ идей
Прежде, чем вязать свою игрушку, я просмотрела множество книг, журналов, странички в интернете по изготовлению вязаной игрушки. Мир вязаных игрушек огромен и многообразен. Мне понравились многие варианты вязаных игрушек:
Рис. 1. «Черепаха»
Рис. 2. «Черепаха в шляпке»
Рис. 3. «Зеленая черепаха»
Исследовав все возможные варианты по изготовлению мягкой игрушки, я решила выбрать второй вариант «Черепаха в шляпе ». Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, умения и навыки на уроках технологии. Именно этот вариант позволит мне фантазировать и развивать воображение. А еще хочется сделать подарок моей сестре к Новогодним праздникам, ведь очень хочется, чтобы она ей понравилась. И была любимой игрушкой.
Организация рабочего места
Прежде чем приступить к выполнению проекта, я организовала дома свое рабочее место так, чтобы все инструменты были под рукой. Положение тела при работе должно быть удобным. Освещение слева, справой стороны все необходимые инструменты.
Санитарно-гигиенические требования
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
2. Источник света должен находиться слева.
3. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
5. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.
Техника безопасности
Работа со спицами требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным:
1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками -они портят пряжу, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.
Инструменты и приспособления
Для выполнения вязаных работ необходимы следующие
инструменты и приспособления:
Игла для сшивания
Ножницы
Спицы 3,5 см
Схема
Игла для сшивания, средней длины с большим ушком.
Ножницы для отрезания рабочей нити.
Спицы это основной инструмент для вязания.
Схема для изготовления игрушки.
|
Подбор материалов
Для изготовления вязаной гирушки потребуется:
Пряжа разных цветов:
Пряжа желтого цвета 50 г.
Пряжа зелёного цвета 50 г.
Пряжа красного цвета 20 г.
Наполнитель для мягких игрушек
Глазки
Рассмотрев несколько вариантов, я остановила свой выбор на акриловой пряже. Изделия из нее легки в уходе и недороги. У нас дома нашлось много акрила разного цвета.
Технологическая последовательность
Описание работы:
Панцирь (5 дет. и 1 дет. зелёного цвета)
Набрать 3 п. и вязать 1 ряд лиц. п. Прибавить по 1 п. с обеих сторон в следующем ряду и последующих 4-х четных рядах (13 п.)*. Следующие 3 ряда: лиц. п. до конца ряда. Следующий ряд: 1 лиц., 2 п. вместе лицевыми, лицевые петли до последний. 3-х п., 2 п. вместе лиц., 1 лиц. Повторить последующие 4 ряда еще 2 раза (7 п.). 1 ряд: лиц. п. Закрыть петли.
Край панциря (5 дет. зелёного цвета)
Выполнять по описанию детали панциря до *. 1 ряд: лиц. п. Прибавить по 1 п. с обеих сторон в следующем ряду и через 1 ряд (17 п.). 2 ряда: лиц. п. Закрыть петли.
Нижняя часть панциря
Нитью желтого цвета набрать 10 п. и вязать 1 ряд лиц. п. прибавить по 1 п. с обеих сторон в следующем ряду и последующем в 7-ми чётных рядах (26 п.). 32 ряда: лиц. п. Убавить по 1 п. с обеих сторон в следующем ряду и последующем в 7 – ми нечётных рядах (10 п.). 1ряд: лиц. п. Закрыть петли.
Лапки (4 детали)
Нитью желтого цвета набрать 20 петель и вязать 18 рядов лиц. п. Закрыть петли.
Голова
Нитью желтого цвета набрать 16 петель и вязать 1 ряд лиц. п. Следующий ряд: прибавить в 1-й п., 6 лиц., прибавить в следующих 2-х п., 6 лиц., прибавить в последней петле. 1ряд: лиц. п. Следующий ряд: прибавить в 1-й п., 8 лиц., прибавить в следующих 2-х п., 8 лиц., прибавить в последней петле (24 п.). 8 рядов: лиц. п. Следующий ряд: * 2 лиц., 2 п. вместе лицевыми, повторить от* до конца ряда ( 18 п.). 6 рядов: лиц. п. Закрыть петли.
Хвост
Нитью желтого цвета набрать 8 петель и вязать 10 рядов лиц. п. Следующий ряд: (2 п. вместе лицевыми) 4 раза. Нить продеть через все петли, стянуть их заправить конец нити.
Шляпка
Верхняя часть. Нитью красного цвета набрать 14 п. и вязать 8 рядов лиц. п. Следующий ряд: (2 п. вместе лицевыми) 7 раз. Нить продеть через все петли, стянуть их, заправить нить и выполнить боковой шов.
Поля
Нитью красного цвета набрать 5 п. и вязать 44ряда лиц. п. Закрыть петли и соединить швом начальный и последний ряды полей. Присборить край полей по кругу и пришить к донцу шляпки.
Сборка
Соединить детали панциря, как показано на схеме. Сшить детали панциря, оставив отверстие 5 см для наполнителя.
Набить деталь. Выполнить швы деталей лапок, головы и хвоста. Набить детали и пришить к панцирю. Глаза наклеить. Закрепить шляпку на голове.
Требования к изделию
Название изделия | Мягкая игрушка |
Функциональное значение | Играть |
Пользователь | Любой человек |
Единичное или массовое производство | Единичное производство |
Требования к материалам | Прочность, экологичность |
Метод изготовления | Ручной |
Внешний вид, стиль | Изделие с элементами народных традиций |
Требования с точки зрения безопасности | Изделие не должно иметь элементов, |
Использования | которыми можно пораниться |
| |
Экономический расчёт
Для изготовления мягкой игрушки потребуется следующие материалы:
Материал | Количество | Цена, р. | Стоимость, р. |
Пряжа б/у | 3 мот. | 0 руб. | |
Наполнитель б/у | 20 г. | 0 руб. | |
Глазки | 1 пара | 3,50 руб. | 3,50 руб. |
Итого: | | | 3,50 руб. |
Так, как инструменты я не приобретала, а только использовала, то я их не учитывала.
Вся работа проводилась днем, поэтому стоимость электроэнергии для освещения не рассчитывается.
Пряжа б/у остатки от вязаных изделий.
Из составленной таблицы видно, что себестоимость игрушки,
сделанной своими руками, меньше стоимости купленной в магазине из аналогичных материалов.
Эта мягкая игрушка представляет собой эксклюзивную модель.
Экологическое обоснование
Вязание игрушки спицами – экологически-чистое производство:
нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы;
при работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека;
рациональное использование природных ресурсов: отходы ниток появились только при обрезании «хвостиков» длиной 2-3 см во время сборки игрушки.
Тем самым я экономично использовала природные ресурсы!
Самоанализ
За время своей работы я значительно углубила знания в истории вязания спицами. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения моей семьи. Глубже узнала историю своей семьи.
В результате работы над проектом я с гордостью могу сказать, что справилась с поставленной передо мной задачей. Игрушка получилась именно такой, какой я хотела её видеть. Моя сестра будет в восторге. После проведённой мною работы я могу сказать уверенно, что игрушка, сделанная своими руками, радует глаз, поднимает настроение и экономически выгодна.
Каждая вязаная игрушка индивидуальна и неповторима, они создают особый уют и теплую атмосферу в доме. Такой подарок своими руками, как вязаная игрушка – это знак внимания, который каждый взрослый оценит по достоинству, а каждому ребенку подарит море радости.
Реклама, этикетка
Нет у нашей черепашки.
Ни штанишек, ни рубашки.
Все отдельно - не резон,
Носит лишь она только шляпку.
Литература
1. Годдард М. «Вязаные игрушки», М.: Контэнт,2005.
2. Журнал: Рукоделие №6, 2010 г.
3. Журнал: Рукоделие №3, 2010 г.
4. Интернет. Клуб на Осинке http://club.osinka.ru/ДАЙДЖЕСТ игрушки.
Калягина Ирина Владимировна