Творчество на уроках физики. «Фонтаны своими руками»
«Фонтаны своими руками» Дударева Евгения Михайловна, учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №11 г.о.Балашиха Московской области
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток информации, в жизни большинства школьников формируются преимущественно потребительские и созерцательные интересы. Этому можно найти массу причин: социально-экономические условия, перегрузка учебных программ, неумение ребенка работать с учебником, анализировать и обобщать материал, часто нежелание учиться и познавать. Всё это приводит к тому, что сам процесс образования становится малоэффективным. А ведь основная задача школы – научить ребенка учиться! Как помочь школьнику в этой ситуации?
Не секрет, что при первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель из года в год замечает снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода. Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки. Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика. Творческие домашние задания в большинстве случаев задаю на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку.
Первый этап проекта: мотивационный. При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащимся объясняется устройство и принцип функционирования фонтанов. Одним из видов творческого домашнего задания может быть: Подготовить сообщения о самых красивых фонтанах мира, об истории возникновения фонтанов, о видах фонтанов. Природные фонтаны ( тут можно использовать метапредметность и связь с географией) Сделать фотографии фонтанов в городе или вашем районе. В последствии устроить фотовыставку.
Учащиеся разбиваются на группы по желанию, обсуждают модель своего фонтана и изготавливают его. В последствии посвящаем одно из занятий кружка совместному запуску получившихся фонтанов. Второй этап проекта: практическая работа.