Внеклассное мероприятие на тему «Святки»
Тема: Святки
Цели:
- Дать понятие о сложном обрядовом комплексе «Зимние святки», соединившем в себе языческие и христианские представления;
- Связь со временем солнцеворота, культом предков – животных, людей, с Рождеством и крещением Иисуса Христа.
Задачи:
Познакомить с особенностями старорусской речи
Познакомить с обрядом колядования́
Расширить представления о традициях русского народа
Оборудование: детская библия, тексты колядок, презентация
и открытка Рождества Христова
ɪ .Актуализация знаний.
Беседа о праздниках.
Праздники бывают разные: семейные, общенародные, церковные, государственные.
Приведите примеры каждой группы праздников(устно)
- Где можно узнать о церковных праздниках?
ɪɪ. Запись на доске
Андрей Первозванный
Никола Чудотворец
Наум Грамотник
- Чьи это имена? О ком мы слыхали?(имена святых, взятых в народный календарь, покровителей труда, живо и т. д)
14 декабря – Наум – наставит на ум. С этого дня начинали учить крестьянских детей грамоте. Почему? Как?(размышления детей)
Аз, буки – бери указку в руки.
Аз, буки, веди, ижица – к спине дубина ближется.
В месяцеслове есть пословица:
Впереди Покров – сзади Рождество(объясните смысл)
Рождество открывало 2-х недельные зимние празднества
с 25 декабря по 6 января старый стиль
с 7 января по 19 января новый стиль
Запись в тетрадь:
Святки – святые вечера, страшны́е вечера.
Рождественский сочельник – накануне праздника, который подводил черту под прожитый год, завершая рождественский пост и открывая двухнедельные, новогодние празднества.
Со́чиво – каша с растительным маслом и овощами.
Святки праздновались в период зимнего солнцеворота, т.е. с 24 – 25 декабря по 6 января(с Рождества до крещения); обряды, совершенные в этот день должны действовать в течение года)
ɪɪɪ Рассказ учителя о Рождестве, показ презентации и открытки с Рождеством Христовым. «Что рассказала старинная рождественская открутка?»
Иосиф и Мария жили в Назарете. Римляне завоевали вместе с Иудеей, где был Иерусалим, и эту область. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем для записи. Когда они пришли к Вифлеему, город был переполнен людьми. Для них не оказалось места для ночлега. Они долго искали себе пристанище; наконец, нашли у окраины города пещеру, в которой прятались в непогоду пастухи и их скот. На этот раз погода была хорошей, пещера была свободна, и в ней они остановились на ночь. В этой бедной пещере, ночью, родился у Девы Марии сын, -Иисус Христос, наш Спаситель. Она спеленала Его и положила в ясли – ящик из которого кормят скот.
Когда родился Иисус на небе загорелась яркая звезда и пастухам явился ангел Божий, который сообщил им радостную весть о рождении Христа. Когда ангелы скрылись, пастухи пришли к пещере и увидели Марию, Иосифа и младенца, запеленутого и лежащего в яслях.
День Рождества Христова мы празднуем торжественно: дома, на Рождество украшаем елки! Ель считалась деревом, приносящим мир и счастье.
Ель украшали свечами, конфетами, орехами, яблоками, ленточками с надписью «Рождество Христова»
Демонстрация открыток « Что рассказала нам старинная рождественская открытка»(поиск информации). Во время Святок проводились различные игры, «ряжения», колядование.
ɪv. Словарная работа
Мороз кутья
Баба Яга обряд
Черт Святки
Коляда
«Бояре»
«Медведь»
- Какое слово является обобщающим для всех слов?
Святки были связаны с именем богини Коляды.
Запись в тетрадь: колядки, колядовщики, колядовать.
Колядки – по всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми, трижды в течение Святок:
- под Рождество
- под новый год
- накануне Крещения(19 января)
Обходы сопровождались пение новогодних песенок – колядок(по им.богини Коляды)
Обычай колядования обозначал подготовку к встрече весны, потому что Солнце в колеснице с золотыми, серебряными и алмазными конями выезжало и направляло своих коней на летнюю дорогу.
Еще затемно в раннее новогоднее утро раздается стук в дверь или в окно. Хозяева уже ждут, гостеприимно открывают дверь. Угощение колядовщикам готовилось заранее.
V. Читаем с доски колядки хором.
Коляда! Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Аудиозапись колядок.
В Брянской области в Новый год появлялся парень с севнёй в руках и рассыпал овес по избе, приговаривая нараспев:
Сею – вею, посеваю
С Новым годом поздравляю!
Чтоб здоровенькими были
Много лет жили.
После поздравления по обычаю требовал угощения:
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин.
Каждый хозяин, заботясь о будущем урожая, старался получше угостить засевщиков.
Vɪ. Групповая работа
Учим по группам колядки, сравниваем, объясняем смысл.
Вывод: Славили хозяев, желали добра, урожая. Если не угощали, в адрес скупых хозяев посылались угрозы.
1 гр. У доброго мужика 2 гр. У скупого мужика
Родись рожь хороша; Родись рожь хороша;
Колоском густа, Колоском пуста,
Соломкой пуста. Соломкой густа.
На двор чертей,
На огород червей.
3 гр. Коляда, Моляда,
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда!
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны.
Vɪɪ Подведение итога.
- Что такое святки?( Святки – веселье, шутки, прибаутки, загадки, хороводы)
- Что такое крещение( Крещение – конец Святок)
Д/з. Начать делать «вертеп» - по-славянски «пещера», т.е. изображение пещеры, в которой родился Христос.
Записать в тетрадь по 2 колядки.