Внеклассное мероприятие на тему «Святки»

1
0
Материал опубликован 16 July 2019

                                                      Тема: Святки

  Цели:

- Дать понятие о сложном обрядовом комплексе «Зимние святки», соединившем в себе языческие и христианские представления;

- Связь со временем солнцеворота, культом предков – животных, людей, с Рождеством и крещением Иисуса Христа.

Задачи:

Познакомить с особенностями старорусской речи

Познакомить с обрядом колядования́

Расширить представления о традициях русского народа

Оборудование: детская библия, тексты колядок, презентация

и открытка Рождества Христова

ɪ .Актуализация знаний.

Беседа о праздниках.

Праздники бывают разные: семейные, общенародные, церковные, государственные.

Приведите примеры каждой группы праздников(устно)

- Где можно узнать о церковных праздниках?

ɪɪ. Запись на доске

Андрей Первозванный

Никола Чудотворец

Наум Грамотник

 

- Чьи это имена? О ком мы слыхали?(имена святых, взятых в народный календарь, покровителей труда, живо и т. д)

14 декабря – Наум – наставит на ум. С этого дня начинали учить крестьянских детей грамоте. Почему? Как?(размышления детей)

Аз, буки – бери указку в руки.

Аз, буки, веди, ижица – к спине дубина ближется.

В месяцеслове есть пословица:

 

Впереди Покров – сзади Рождество(объясните смысл)

Рождество открывало 2-х недельные зимние празднества

с 25 декабря по 6 января старый стиль

с 7 января по 19 января новый стиль

 

Запись в тетрадь:

Святки – святые вечера, страшны́е вечера.

Рождественский сочельник – накануне праздника, который подводил черту под прожитый год, завершая рождественский пост и открывая двухнедельные, новогодние празднества.

 

Со́чиво – каша с растительным маслом и овощами.

Святки праздновались в период зимнего солнцеворота, т.е. с 24 – 25 декабря по 6 января(с Рождества до крещения); обряды, совершенные в этот день должны действовать в течение года)

ɪɪɪ Рассказ учителя о Рождестве, показ презентации и открытки с Рождеством Христовым. «Что рассказала старинная рождественская открутка?»

Иосиф и Мария жили в Назарете. Римляне завоевали вместе с Иудеей, где был Иерусалим, и эту область. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем для записи. Когда они пришли к Вифлеему, город был переполнен людьми. Для них не оказалось места для ночлега. Они долго искали себе пристанище; наконец, нашли у окраины города пещеру, в которой прятались в непогоду пастухи и их скот. На этот раз погода была хорошей, пещера была свободна, и в ней они остановились на ночь. В этой бедной пещере, ночью, родился у Девы Марии сын, -Иисус Христос, наш Спаситель. Она спеленала Его и положила в ясли – ящик из которого кормят скот.

Когда родился Иисус на небе загорелась яркая звезда и пастухам явился ангел Божий, который сообщил им радостную весть о рождении Христа. Когда ангелы скрылись, пастухи пришли к пещере и увидели Марию, Иосифа и младенца, запеленутого и лежащего в яслях.

День Рождества Христова мы празднуем торжественно: дома, на Рождество украшаем елки! Ель считалась деревом, приносящим мир и счастье.

Ель украшали свечами, конфетами, орехами, яблоками, ленточками с надписью «Рождество Христова»

Демонстрация открыток « Что рассказала нам старинная рождественская открытка»(поиск информации). Во время Святок проводились различные игры, «ряжения», колядование.

ɪv. Словарная работа

Мороз кутья

Баба Яга обряд

Черт Святки

Коляда

«Бояре»

«Медведь»

- Какое слово является обобщающим для всех слов?

Святки были связаны с именем богини Коляды.

Запись в тетрадь: колядки, колядовщики, колядовать.

Колядки – по всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми, трижды в течение Святок:

- под Рождество

- под новый год

- накануне Крещения(19 января)

Обходы сопровождались пение новогодних песенок – колядок(по им.богини Коляды)

Обычай колядования обозначал подготовку к встрече весны, потому что Солнце в колеснице с золотыми, серебряными и алмазными конями выезжало и направляло своих коней на летнюю дорогу.

Еще затемно в раннее новогоднее утро раздается стук в дверь или в окно. Хозяева уже ждут, гостеприимно открывают дверь. Угощение колядовщикам готовилось заранее.

V. Читаем с доски колядки хором.

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Аудиозапись колядок.

В Брянской области в Новый год появлялся парень с севнёй в руках и рассыпал овес по избе, приговаривая нараспев:

Сею – вею, посеваю

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровенькими были

Много лет жили.

После поздравления по обычаю требовал угощения:

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин.

Каждый хозяин, заботясь о будущем урожая, старался получше угостить засевщиков.

Vɪ. Групповая работа

Учим по группам колядки, сравниваем, объясняем смысл.

Вывод: Славили хозяев, желали добра, урожая. Если не угощали, в адрес скупых хозяев посылались угрозы.

1 гр. У доброго мужика 2 гр. У скупого мужика

Родись рожь хороша; Родись рожь хороша;

Колоском густа, Колоском пуста,

Соломкой пуста. Соломкой густа.

На двор чертей,

На огород червей.

3 гр. Коляда, Моляда,

  Тому двор живота, 
Еще мелкой скотинки 
Числа бы вам не знать! 
А кто не даст ни копейки - 
Завалим лазейки, 
Кто не даст лепешки -  
Завалим окошки 
Кто не даст пирога - 
Сведем корову за рога, 
Кто не даст хлеба - 
Уведем деда! 
Кто не даст ветчины-  
Тем расколем чугуны.

Vɪɪ Подведение итога.

- Что такое святки?( Святки – веселье, шутки, прибаутки, загадки, хороводы)

- Что такое крещение( Крещение – конец Святок)

Д/з. Начать делать «вертеп» - по-славянски «пещера», т.е. изображение пещеры, в которой родился Христос.

Записать в тетрадь по 2 колядки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.