Материал на проверке

Учебная программа элективного курса «Познай себя»

3
0
Материал опубликован 13 October 2015

Пояснительная записка

  Данная программа разработана с целью оказания помощи в выборе и формировании учащимися старшей школы индивидуальной образовательной траектории в рамках элективных курсов.

  Актуальность программы состоит в том, что позволяет формировать навыки решения биологических задач, постановки физиологических экспериментов и выполнения лабораторных работ. Содержание занятий обобщает и систематизирует полученные учащимися ранее знания по биологии человека, расширяет кругозор и эрудицию. Это необходимо и для подготовки к сдаче ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения, и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

  Курс предназначен для изучения в 9-х классах, имеет практическую направленность и рассчитан на 17 учебных часов. Основная форма работы — выполнение практических и лабораторных работ по физиологии человека.

  В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Программа курса содержит темы и задания для индивидуальной исследовательской работы, что позволяет закреплять практические навыки выполнения функциональных проб и постановки физиологических экспериментов.

  Подведение итогов реализации учебной программы данного курса предполагает представление отчёта учащихся по результатам индивидуальных исследовательских работ и их анализа.

Цели курса:

1. Заинтересовать учеников изучением проблем биологии.

2. Углубление теоретических знаний о физиологических особенностях организма человека.

3. Выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи курса:

1. Познакомиться с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека.

2. Сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

3. Отработать навыки проведения исследовательской работы.

4. Добиваться понимания практического значения биологических и экологических знаний.

Планируемые результаты.

По окончании планируемого курса учащиеся должны научиться:

  • решать задачи по физиологии;

  • работать с микропрепаратами тканей человека и животных;

  • определять развитие мускулатуры и плоскостопия;

  • подсчитывать пульс и измерять артериальное давление;

  • определять жизненную ёмкость лёгких;

  • уметь оказывать доврачебную помощь при травмах, ожогах и отравлениях;

  • исследовать пищевые продукты;

  • грамотно составлять суточный пищевой рацион человека;

  • определять объём памяти и оценивать логическое мышление.

Формы текущего контроля:

  • рисунок,

  • работа с формулами,

  • работа с таблицами,

  • постановка и описание опыта,

  • ответы на вопросы,

  • аналитическое сравнение полученных данных с нормативными,

  • составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Содержание учебного курса «Познай себя»

№                                                      Тема                                                               Кол-во час

1                           Организм человека и его строение                                  1

2                           Опорно-двигательный аппарат                                         2

3                           Кровь и кровообращение                                                3

4                           Дыхание                                                                       2             

5                           Пищеварение. Обмен веществ                                         5

6                           Нервная система. Анализаторы. ВНД                                4

Итого 17 часов

Тематическое планирование учебного курса «Познай себя»

Тема                                      Содержание занятия                                                           Час

1.Организм человека          1.Строение животной клетки под                                       1  

  и его строение.                микроскопом (л.р.). Решение задач                

2. Опорно-двигательный      1. Мышечная сила. Сила мышц и силовая                           1

  аппарат.                          выносливость (пр.р.). Определение

                                        наличия плоскостопия*

                                        2. Координация движений.                                               1

                                        Быстрота реакции человека (пр.р.)

3. Кровь                            1. Влияние мышечной деятельности на скорость                  1

    и кровообращение.         движения крови в венах большого

                                       круга кровообращения (пр.р.)

                                       2. Функциональные пробы на реактивность                         1

                                       сердечно-сосудистой системы (пр.р.)

                                       3. Решение задач                                                             1

4. Дыхание.                       1. Жизненная ёмкость лёгких. Спирометрия *(л.р.)             1

                                       2. Определение физической работоспособности                   1

                                       по одышке*. Гарвардский степ-тест (пр.р.)                     

5.Пищеварение.                1. Определение качества пищевых продуктов *:                   1

   Обмен веществ.              молока, мяса. Свойства натурального мёда.

                                       Определение примесей в мёде (л.р.)                                

                                       2. Влияние алкоголя на процессы пищеварения(л.р.)           1 

                                       Влияние никотина на ферменты слюны. *                            

                                      3. Простейшие способы очистки воды*(л.р.)                         1 

                                      4.  Составление пищевого рациона*(л.р.)                            1

                                       Витамины*. Решение задач.                                              

6. Нервная система.          1. Исследование рефлекторных реакций человека.               1 

    Анализаторы. ВНД.         Исследование состояния вегетативной

                                       нервной системы*. Определение индивидуального

                                       профиля асимметрии (пр.р.)

                                       2. Исследование тактильной чувствительности.*                 1

                                       Чувствительность языка к различным раздражителям (пр.р.)

                                       3. Выявление объёма кратковременной памяти.                    1

                                       Хорошая ли у вас зрительная память? (пр.р.)

                                      4. Объём восприятия. Опыт Аристотеля (пр.р.).                   1

                                      Определение темперамента*. Решение задач.

                                      5. Итоговое занятие. Отчет по выполненным                         1

                                       индивидуальным работам. Анализ работы курса.

Примечание: *- функциональные пробы и эксперименты для самостоятельной работы; п.р. - практическая работа; л.р. - лабораторная работа.

Информационное обеспечение образовательной программы.

Литература для учителя

1. Государственная программа для общеобразовательных школ. - М.:Дрофа,2002.

2. Можарова З.А. Программа по экологическому воспитанию. - М.,2002.

3. Журнал «Биология в школе»

4. Газета «Биология». ИД «Первое сентября».

5. Батуев А.С.и др. «Человек». - М., Дрофа, 2000.

6. Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда». - М.,1992.

7. Мурзин Т.М. «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье.»- М.,1999.

8. Георгиева С.А. и др. «Физиология человека» - М.:Медицина,1982.

9. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». М.: Просвещение,1989.

10. Богданов Т.Л. Сборник для поступающих в ВУЗы.-М.,2002.

11. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ : Биология Человек.

12. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. - Волгоград, Учитель, 2008.

Литература для учащихся

1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда.

2. Батуев А.С. и др. Человек. Основы физиологии и психологии. - М., Дрофа,2000.

Multimedia – поддержка курса «Биология. Человек»

1. Лабораторный практикум ( учебное электронное издание)

2. Интернет-ресурсы









Комментарии
Комментариев пока нет.