Учебная программа элективного курса «Познай себя»
Пояснительная записка
Данная программа разработана с целью оказания помощи в выборе и формировании учащимися старшей школы индивидуальной образовательной траектории в рамках элективных курсов.
Актуальность программы состоит в том, что позволяет формировать навыки решения биологических задач, постановки физиологических экспериментов и выполнения лабораторных работ. Содержание занятий обобщает и систематизирует полученные учащимися ранее знания по биологии человека, расширяет кругозор и эрудицию. Это необходимо и для подготовки к сдаче ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения, и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.
Курс предназначен для изучения в 9-х классах, имеет практическую направленность и рассчитан на 17 учебных часов. Основная форма работы — выполнение практических и лабораторных работ по физиологии человека.
В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Программа курса содержит темы и задания для индивидуальной исследовательской работы, что позволяет закреплять практические навыки выполнения функциональных проб и постановки физиологических экспериментов.
Подведение итогов реализации учебной программы данного курса предполагает представление отчёта учащихся по результатам индивидуальных исследовательских работ и их анализа.
Цели курса:
1. Заинтересовать учеников изучением проблем биологии.
2. Углубление теоретических знаний о физиологических особенностях организма человека.
3. Выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.
Задачи курса:
1. Познакомиться с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека.
2. Сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.
3. Отработать навыки проведения исследовательской работы.
4. Добиваться понимания практического значения биологических и экологических знаний.
Планируемые результаты.
По окончании планируемого курса учащиеся должны научиться:
решать задачи по физиологии;
работать с микропрепаратами тканей человека и животных;
определять развитие мускулатуры и плоскостопия;
подсчитывать пульс и измерять артериальное давление;
определять жизненную ёмкость лёгких;
уметь оказывать доврачебную помощь при травмах, ожогах и отравлениях;
исследовать пищевые продукты;
грамотно составлять суточный пищевой рацион человека;
определять объём памяти и оценивать логическое мышление.
Формы текущего контроля:
рисунок,
работа с формулами,
работа с таблицами,
постановка и описание опыта,
ответы на вопросы,
аналитическое сравнение полученных данных с нормативными,
составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.
Содержание учебного курса «Познай себя»
№ Тема Кол-во час
1 Организм человека и его строение 1
2 Опорно-двигательный аппарат 2
3 Кровь и кровообращение 3
4 Дыхание 2
5 Пищеварение. Обмен веществ 5
6 Нервная система. Анализаторы. ВНД 4
Итого 17 часов
Тематическое планирование учебного курса «Познай себя»
Тема Содержание занятия Час
1.Организм человека 1.Строение животной клетки под 1
и его строение. микроскопом (л.р.). Решение задач
2. Опорно-двигательный 1. Мышечная сила. Сила мышц и силовая 1
аппарат. выносливость (пр.р.). Определение
наличия плоскостопия*
2. Координация движений. 1
Быстрота реакции человека (пр.р.)
3. Кровь 1. Влияние мышечной деятельности на скорость 1
и кровообращение. движения крови в венах большого
круга кровообращения (пр.р.)
2. Функциональные пробы на реактивность 1
сердечно-сосудистой системы (пр.р.)
3. Решение задач 1
4. Дыхание. 1. Жизненная ёмкость лёгких. Спирометрия *(л.р.) 1
2. Определение физической работоспособности 1
по одышке*. Гарвардский степ-тест (пр.р.)
5.Пищеварение. 1. Определение качества пищевых продуктов *: 1
Обмен веществ. молока, мяса. Свойства натурального мёда.
Определение примесей в мёде (л.р.)
2. Влияние алкоголя на процессы пищеварения(л.р.) 1
Влияние никотина на ферменты слюны. *
3. Простейшие способы очистки воды*(л.р.) 1
4. Составление пищевого рациона*(л.р.) 1
Витамины*. Решение задач.
6. Нервная система. 1. Исследование рефлекторных реакций человека. 1
Анализаторы. ВНД. Исследование состояния вегетативной
нервной системы*. Определение индивидуального
профиля асимметрии (пр.р.)
2. Исследование тактильной чувствительности.* 1
Чувствительность языка к различным раздражителям (пр.р.)
3. Выявление объёма кратковременной памяти. 1
Хорошая ли у вас зрительная память? (пр.р.)
4. Объём восприятия. Опыт Аристотеля (пр.р.). 1
Определение темперамента*. Решение задач.
5. Итоговое занятие. Отчет по выполненным 1
индивидуальным работам. Анализ работы курса.
Примечание: *- функциональные пробы и эксперименты для самостоятельной работы; п.р. - практическая работа; л.р. - лабораторная работа.
Информационное обеспечение образовательной программы.
Литература для учителя
1. Государственная программа для общеобразовательных школ. - М.:Дрофа,2002.
2. Можарова З.А. Программа по экологическому воспитанию. - М.,2002.
3. Журнал «Биология в школе»
4. Газета «Биология». ИД «Первое сентября».
5. Батуев А.С.и др. «Человек». - М., Дрофа, 2000.
6. Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда». - М.,1992.
7. Мурзин Т.М. «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье.»- М.,1999.
8. Георгиева С.А. и др. «Физиология человека» - М.:Медицина,1982.
9. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». М.: Просвещение,1989.
10. Богданов Т.Л. Сборник для поступающих в ВУЗы.-М.,2002.
11. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ : Биология Человек.
12. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. - Волгоград, Учитель, 2008.
Литература для учащихся
1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда.
2. Батуев А.С. и др. Человек. Основы физиологии и психологии. - М., Дрофа,2000.
Multimedia – поддержка курса «Биология. Человек»
1. Лабораторный практикум ( учебное электронное издание)
2. Интернет-ресурсы