Учебная программа «Мой мир — природа. Всё в наших руках»
Учебная программа « Мой мир - природа. Все в наших руках»
предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий и проектов, конкурсов.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных часа. Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, уроки).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Цель программы:
- Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы:
- Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
- Развитие экологического мышления у детей.
- Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
- Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
- Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
- Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
- Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет при одногодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы – 1год.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных часов на учебный год (1 раза в неделю).
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
- групповые практические занятия:
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях;
- экскурсии.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды своей местности, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Результативность
Учащиеся смогут участвовать в различных конкурсах, проектах , исследованиях по природоохранной деятельности, как в школе, так и вне нее.
Формы подведения итогов реализации программы «Мой мир – природа. Все в наших руках»
В итоге учащиеся будут реализовывать свои достижения в выставках, фестивалях, акциях,
Экодесантах, соревнования, проекта, конкурсах, уроках.
Учебно-тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего |
1. |
Природа вокруг нас |
1 |
1 |
2 |
2. |
Экология – наука о нашем доме |
|
5 |
10 |
3. |
Растения |
1 |
4 |
5 |
4. |
Животные |
2 |
4 |
8 |
5. |
Экомониторинг |
2 |
||
6. |
Охранять и защищать |
1 |
3 |
4 |
7. |
Экология и человек |
7 |
3 |
1 |
№занятия |
Темы занятий |
Кол-во часов |
|
2- класс |
|||
1 |
Экостарт. Введение. Экскурсия «Помоги природе». Вводный инструктаж. Инструкция №1. |
1 |
|
3 |
Обсуждение и планирование мероприятий программы «Мой мир - природа. Все в наших руках» |
1 |
|
4 |
Викторина о природе. |
1 |
|
5 |
Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе» |
1 |
|
6 |
Экскурсия «Мой мир - природа» |
1 |
|
7. |
Подбор информации о поведении в природе. ( Работа в Интернете) |
1 |
|
8. |
Растения. Разнообразие растений. |
1 |
|
9. |
Игра «Угадай, чей плод?» |
1 |
|
10 |
Комнатные растения. Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений |
1 |
|
11 |
Выставка рисунков « Растения нашего поселка» |
1 |
|
12 |
«Лекарственные растения». Викторина. Контроль знаний |
1 |
|
13 |
«Животные» |
1 |
|
14 |
Демонстрации: предметы ухода за животными. Правила ухода за животными |
1 |
|
15 |
Практическая деятельность: творческая работа - «Мой любимец». |
1 |
|
16 |
Практическая деятельность: нарисовать понравившееся животное. |
1 |
|
17 |
Контроль знаний |
1 |
|
18 |
Подготовка к школьному фестивалю презентаций. Создание презентации. |
1 |
|
19. |
Пернатые друзья « Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. |
1 |
|
20 |
Викторина о птицах. |
1 |
|
21 |
Проведение акции «Покорми птиц зимой» |
1 |
|
22 |
Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Ерзовки в опасности» |
1 |
|
23 |
Распространение листовок среди жителей поселка в защиту птиц |
1 |
|
24 |
Конкурс рисунков в защиту птиц |
1 |
|
25 |
Практическая деятельность: Игра «Кто, где живет». |
1 |
|
26 |
Конкурс рисунков «Береги природу» |
1 |
|
27 |
Эко - игры «Помоги очистить атмосферу», «Собери мусор!» |
1 |
|
28 |
Социальный проект «Раз листочек, два росточек, три – посадим дерево». |
1 |
|
29 |
Проведение экомониторинга « Влияние выхлопных газов автомобилей на воздух нашего поселка» |
1 |
|
30. |
Экскурсия в родную природу |
1 |
|
31. |
Загадки и отгадки о природе родного края |
1 |
|
32. |
Составление альбома о природе Ерзовки |
1 |
|
33. |
Создание мини-проекта « Паспорт природы родного края» |
1 |
|
34. |
Отчет о работе. |
1 |
Основные понятия курса
Глава |
Основные понятия |
Введение
|
Живые организмы. Признаки жизни. Экология |
Явления в живых организмах |
Биология – наука о живых организмах. |
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды |
Экология – наука о взаимосвязи живых организма с окружающей средой. Среда обитания. Хищник |
Как питаются живые организмы |
Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Растения – созидатели органического вещества. Животные и человек – потребители органического вещества. Цепи питания. Вода – растворитель. |
Многообразие живого мира |
Систематика. Систематические единицы: вид, царство. Царства органического мира: бактерии, растения, животные, грибы, вирусы. Человек разумный. |
Среда обитания. Факторы среды |
Среда обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, другой организм. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы: вода, воздух, температура, почва, живые организмы. |
Природное сообщество |
Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. |
Человек и природа |
Человечество. Биосфера |
Содержание программы
Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии родного края. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях поселка устанавливаются кормушки для птиц.
Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты.
Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
Экология и человек. Это занятия - практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
работа с учебной и художественной литературой;
подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
работа с использованием компьютерных программ;
техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень:
- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
- основные признаки биологических явлений;
- среды обитания живых организмов;
- устройство простейших увеличительных приборов;
- характерные признаки организмов разных царств органического мира;
- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;
- правила поведения в природных сообществах.
Продвинутый уровень:
- иметь представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения;
- иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов;
- иметь представления о неклеточных формах жизни;
- иметь представления о способах размножения живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень:
- наблюдать за биологическими явлениями;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам;
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;
- приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать личные наблюдения;
- объяснять влияние природных явлений на живой организм;
- описывать результаты наблюдений;
- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;
- выполнять инструкции правил безопасности.
Продвинутый уровень:
- составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы;
- собирать коллекции природных объектов;
- характеризовать взаимодействие человека и природы;
- оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы;
- работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование и приборы:
- учебные электронные таблицы: «Многообразие органического мира», «Круговорот вещества в экосистеме», «Водные обитатели», «Рыбы», «Обитатели пустынь и степей», «Природное сообщество», «Экосистема».
- биологические объекты: экземпляры комнатных растений, посадочный материал (семена и рассада) декоративных растений
- технические средства: компьютер, проектор
- информационные средства: ресурсы Интернет, DVD
Темы проектов
1. « Мини-проект ««Раз листочек, два росточек, три – посадим дерево».
2. «Я - исследователь»
Литература
1. Экология. 10 (11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; под ред. Н. М. Черновой. – 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2007. - 302, (2) с. : ил.
2. Снакин В. В. ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ. Энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с. + 16 с. вклейка -
(Справочники. Энциклопедии. Словари).
3. Колесова Е. В., Титов Е. В., Резанов А. Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии/ науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005. – 168 с.
4. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учеб. Для 10(11) кл. общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. 304 с.
5. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология: учеб. Для 10-11 кл. профил. шк. – 2-е. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.:
6. Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 340 с.
7. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ. / под ред. Ягодина Г.А. – М.: изд. группа «Прогресс», «Пангея», 1993. 256 с.
8. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие / под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
9. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
10. Криксунов Е.А., В.В. Пасечник Экология. 10(11) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2006. – 251 с.
11. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 1999. – 320 с.
12. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10(11) класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 1999. – 240 с.
13. www.rusolymp.ru
14. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
15. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.
16. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
17. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.
18. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
19. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
20. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
21. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
22. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
123. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
24. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
25. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
Список литературы
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
2. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение»,1- 4 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.
3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
4. Соболева Л.А. Природоведение. 4 класс. 1,2 ч.: Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64 с.
Литература для учащихся
1. Красная книга Волгоградской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.
Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
Приложение
Тест 1 по разделу «Растения»
1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах
2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?
а) картофель
б) огурцы
в) смородина
3. Какова роль леса в природе?
а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха
4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу республики Марий Эл?
а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок
5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра
6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу
7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».
а) тундра
б) степь
в) лесная зона
8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:
а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик
г) маслёнок
9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:
Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.
10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории республики Марий Эл? Подчеркни правильный ответ:
а) «Марий Чодра»
б) «Кленовая гора»
в) «Большая Кокшага»
г) «Малая Кокшага»
Тест 2 по разделу «Животные»
1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы
2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные
3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?
а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея
4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается
5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу
6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу
7. Цепи питания заканчиваются:
а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными
8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей
9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?
а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа
10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?