12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45863
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Здоровье каждого - забота общая!»

10 класс профиль

Учебно-методические материалы для самостоятельного изучения темы «Основы термодинамики»


Пояснительная записка

В условиях нынешней санитарно-эпидемической обстановки учащимся профильного класса, заболевшим или находящимся на карантине, крайне необходим алгоритм учебной деятельности по освоению новой темы и индивидуально-методическая помощь учителя, позволяющая:

- оценить уровень собственных остаточных знаний по теме, поскольку основные базовые понятия и определения по темам «Тепловое движение частиц вещества», «Внутренняя энергия и способы ее изменения», «Количество теплоты» и другие были освоены в курсе физики основной школы (8 класс);

- расширить уровень базовых знаний, работая по предложенному алгоритму в оптимальном для себя временнóм режиме;

- обеспечить комплексное освоение темы сочетанием теоретически изученного материала и решением системы учебных задач – эффективным средством достижения цели обучения.


Цель разработки: предложив десятикласснику алгоритм поэтапного повторения известного и изучения нового учебного материала по теме, обеспечить оптимально-качественное освоение темы «Основы термодинамики» профильного курса физики.


Этап 1. Проверка остаточных базовых знаний по теме. Самооценка. Рефлексия. [1]

Время выполнения и самооценка – 5-7 минут

Задание для обучающегося: Прочитай текст, вставь (впиши) слова вместо пропусков. После выполнения задания проверь себя по тексту в Приложении 1.

Физические тела, представленные из простого вещества или их смеси, состоят из микроскопических частиц - … и … Частицы вещества находятся в непрерывном … движении, которое называют … Число частиц вещества, содержащихся в 1 см3, насчитывает 1022 – 1023 штук, поэтому между ними неизбежны …

Известно, что физические тела, движущиеся и взаимодействующие друг с другом, обладают … энергией. Кроме нее в физике рассматривается еще один вид энергии.

Частицы любого вещества, совершающие тепловое движение и взаимодействующие друг с другом, обладают … энергией. Величина ее зависит от … тела, … состояния вещества и других факторов. При этом … энергия тела не зависит ни от … тела относительно других тел, ни от … движения тела.

Обозначается внутренняя энергия физических тел буквой …, единица измерения в СИ - …


Этап 2. Освоение темы «Внутренняя энергия» на профильном уровне.

Время выполнения общее – 30-35 минут

Задания для обучающегося:

- ознакомительное чтение, просмотр материала § 55, стр. 271-275; [2]

- осмысленное чтение материала, конспектирование основных определений, терминов, формул по подтемам:

1. Предмет изучения термодинамики – стр. 271 (5 минут)

2. Внутренняя энергия идеального газа – стр. 272-274 (20 - 25 минут)

3. Изменение внутренней энергии – стр. 274-275 (5 минут)


Методические рекомендации учителя по выполнению текстового конспекта в

Приложении 2

Рекомендуется после конспектирования материала провести закрепление изученного материала ответами на вопросы после параграфа, стр. 275. (до 5 минут)

Приветствуется самостоятельная работа над опорным конспектом по теме «Внутренняя энергия»

Этап 3. Решение задач по теме с целью достижения комплексного освоения темы.

Оформление решения задач по теме в рабочей тетради. Задачи стр. 275-276 (5 задач)

Время выполнения – 20-30 минут

Задание для обучающегося: в условиях самостоятельного освоения темы работайте по алгоритму:

- прочитайте условие задачи, запишите «Дано», при необходимости выполните перевод величин в единицы СИ;

- вспомните (найдите) исходную формулу, с помощью которой данная задача может быть решена, запишите ее;

- выполните необходимые математические преобразования формулы, позволяющие получить выражение для расчета неизвестной в задаче физической величины;

- подставляя числовые значения величин, получите результат вычислений. Оцените результат!


* При затруднениях задай вопрос учителю, используя возможности онлайн-обучения или обучения в режиме дистанционного в вашем образовательном учреждении.


Источники информации:

1. Учебник: Перышкин А.В. Физика, 8 класс. М., Дрофа, Вертикаль, 2017, с. 238

2. Учебник: Касьянов В. А. Физика. 10 класс. Углубленный уровень, М., Вертикаль, 2018, с. 448



Приложение 1

Этап 1 «Проверка остаточных базовых знаний по теме. Самооценка. Рефлексия»

Текст для проверки, пропущенные слова выделены.

Физические тела, представленные из простого вещества или их смеси, состоят из микроскопических частиц – молекул и (или) атомов. Частицы вещества находятся в непрерывном беспорядочном движении, которое называют тепловым. Число частиц вещества, содержащихся в 1 см3, насчитывает 1022 – 1023 штук, поэтому между ними неизбежны взаимодействия.

Известно, что физические тела, движущиеся и взаимодействующие друг с другом, обладают механической энергией. Кроме нее в физике рассматривается еще один вид энергии. Частицы любого вещества, совершающие тепловое движение и взаимодействующие друг с другом, обладают внутренней энергией. Величина ее зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов. При этом внутренняя энергия тела не зависит ни от положения тела относительно других тел, ни от механического движения тела.

Обозначается внутренняя энергия физических тел буквой U, единица измерения в СИ – Дж.


Приложение 2

Методические рекомендации для самостоятельного освоения темы «Внутренняя энергия!

Этап урока

Материал в учебнике

Время выполнения, минут

Деятельность самообучающегося

Примечание

Этап 1

Самостоятельная работа с текстом

5 - 7

Работая с текстом, вписать пропущенные слова. Провести самооценку, используя текст в Приложении 1.













Этап 2





Освоение темы на профильном уровне.


§ 55, стр. 271-275

Учебник

Касьянов В.А.

Физика -10, углубленный уровень


5

Предмет изучения термодинамики – стр. 271

Записать в конспект определение «Термодинамика – это…» ; Акцентировать внимание на особенности термодинамики как физической теории, описывающей процессы, происходящие с макроскопическими системами (газами), их свойства в различных состояниях.


20 – 25

по подтеме 2

Внутренняя энергия идеального газа – стр. 272-274

Записать в конспект определения «Внутренняя энергия тела – …» ; «Число степеней свободы - …»

Акцентировать внимание на том, что газовые системы могут быт атомарными и молекулярными. Молекулы газообразных веществ могут состоять из двух и более атомов, поэтому число степеней свободы ( в формуле i) для них различно!

Знать формулу для расчета внутренней энергии идеального газа:

t1643544696aa.gif где i = 3, 5, 7 для различных газов

* Для комплексного понимания темы и качественного решения задач желательно освоить поэтапный вывод выше записанной формулы U =… на основе базовых формул МКТ.


Изменение внутренней энергии – стр. 274-275

Вспомнив два основных способа изменения внутренней энергии тела, записать в конспект определения «Теплообмен – …»; «Количество теплоты - …»

Самостоятельно сформулировать и записать определение «Термодинамическое равновесие - …»

Акцентировать внимание на том, как изменяется внутренняя энергия газовой системы при совершении тепловых процессов и изменении ее макроскопических параметров.


Рефлексия

Ответы на вопросы после § 55, стр. 275

5

Ответив на каждый из пяти вопросов, оцените в % степень освоения темы «Внутренняя энергия»


e1643544875.jpg
Результаты самопроверки текста на плагиат
Опубликовано в группе «Здоровье каждого - забота общая!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.