"Удивительный мир фразеологизмов" - исследовательский проект

16
4
Материал опубликован 2 June 2020 в группе

исследовательский проект Удивительный мир фразеологизмов. Санкт – Петербург, 2017 Выполнили: Голубева Елизавета, Полякова Софья Чечулина Екатерина, ученицы 4 «В» класса школы №119 Руководитель: Богданова Ольга Николаевна, учитель начальных классов школы №119

. Актуальность темы Однажды на уроке учительница сказала: «Вы пишите, как курица лапой»... Посмотрев на наши удивлённые лица, она улыбнулась и пояснила: « В русском языке есть словосочетания, которые помогают человеку четко выразить мысль, придают речи образность. Такие словосочетания называются фразеологизмами. Словосочетание «как курица лапой» помогло мне донести до вас, что пишите вы очень небрежно и неаккуратно».

. Актуальность темы Как курица лапой – писать или рисовать неразборчиво, непонятно, некрасиво.

. Актуальность темы И всем стало смешно. В переменку Ольга Николаевна показала нам «Школьный фразеологический словарь русского языка». Мы листали словарь и удивлялись, листали и смеялись… Нас заинтересовала эта тема, и мы, Голубева Елизавета, Полякова Софья, Чечулина Екатерина, ученицы 4 «В» класса школы №119, решили раскрыть загадки фразеологизмов.

. Цель исследования: раскрыть загадки фразеологизмов Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели: произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах; познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; исследовать фразеологизмы, встречающиеся в нашей речи; провести анализ и узнать значение наиболее часто употребляемых фразеологизмов; составить иллюстрированный словарик фразеолоизмов.

. Гипотеза исследования: если предполагать, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой, то надо стремиться употреблять их в речи. Предмет исследования: фразеологизмы Объект исследования: речь человека Методы исследования: изучение и анализ литературы и материалов сети Internet; составление иллюстрированного словарика фразеологизмов.

. Список использованной литературы Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. - М.: Просвещение, 1991г. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 8000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук.– М: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003г. Н.В. Богдановская. Аспекты изучения русской фразеологии / учебное пособие - СПб: 2008г. Кохтев Н.Н. Русская фразеология / Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. - М.: Русский язык, 1990г. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / учебное пособие. – М.: Просвещение, 1994г.

. Исследовательская часть Что такое фразеологизмы? Словарь Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением». Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – «бездельничать»; за тридевять земель – «далеко». В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения. Фразеологизмы могут быть многозначны.  Например, поставить на ноги: 1. вылечить, избавить от болезни; 2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности; 3. заставить активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо; 4. укрепить экономически, материально.

. Исследовательская часть Признаки фразеологизмов Во фразеологизме всегда как минимум два слова. Имеет постоянный состав. Если одно из слов в составе словосочетания можно заменить на очень ограниченный набор других слов (страх берёт, тоска берёт), то вероятнее всего, это фразеологическое сочетание. Географические названия, названия учреждений и другие названия не являются фразеологизмами (Большой театр, «Красная стрела», Мертвое море). Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес–втаптывать в грязь.

. Исследовательская часть Происхождение фразеологизмов Созданы на основе пословиц и поговорок (Голод не тётка, рука руку моет.) Вошли в нашу жизнь из профессиональной речи. (Бить баклуши, точить лясы.) Некоторые пришли из мифов (Ахиллесова пята) фольклора (Сказка про белого бычка – русская народная сказка) литературных произведений (мартышкин труд - из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»).

. Фразеологизмы в других языках Русский язык Иностранные языки Ждать у моря погоды. Дожидаться зайца под деревом. (Китайский язык) Делать из мухи слона. Делать из комара верблюда (Чешский язык) Обманывать самого себя. Красть колокольчик, затыкая себе уши. (Китайский язык) Не видеть дальше своего носа. Глаза мыши – видят только на вершок вперёд. (Китайский язык) Белая ворона. Баран на пяти ногах. (Французский язык) Вилами на воде писано. Это ещё не в кармане. (Французский язык) Душа ушла в пятки. У него голубой страх. (Французский язык) Купить кота в мешке. Купить свинью в мешке. (Английский язык) Собаку съел Он в этом большой мастер. (Немецкий язык)

. К сожалению, в речи современных детей отсутствуют фразеологизмы. В повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, дети даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не всегда знают их значение. Чтобы помочь ребятам украсить речь фразеологизмами, сделать её выразительной и яркой мы составили иллюстрированный фразеологический словарик .

. Вбивать в голову Часто повторяя одно и тоже, заставлять запомнить, усвоить.

. Вбивать в голову

. Дырявая голова О человеке с плохой памятью, рассеянном и забывчивом.

. Повесить нос Сильно огорчаться, расстраиваться, приходить в уныние.

. Намылить голову Ругать, сильно бранить, распекать за что-либо.

. Водой не разлить Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

. Делать из мухи слона Если кто-то преувеличивает, превращает мелкий факт в целое событие.

. Сесть в лужу Оказаться в неловком, глупом положении.

. Как осиновый лист дрожит Ощущать мелкую дрожь в теле, испытывать чувство страха.

. Душа ушла в пятки Человек, который сильно перетрусил, сильно испугался чего-либо.

. Медведь наступил на ухо О человеке, лишённом музыкального слуха

. Как курица лапой Писать или рисовать неразборчиво, некрасиво, непонятно.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Девочки молодцы!!!

3 June 2020

Замечательная работа! Яркая, интересная и полезная!

3 June 2020