12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пожидаева Светлана Леонидовна201
С 2015-2016 учебного года являюсь классным руководителем специального (коррекционного) класса-комплекта, в котором обучаются учащиеся с 5 по 7 класс по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.
Россия, Свердловская обл., сухой лог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Удивительный мир танца

исследовательский проект по музыке

автор работы: Воронцова Анна,

учащаяся 7 «Г» класса (7 год обучения)

МАОУ СОШ № 2

 

руководитель: Пожидаева С.Л.,

учитель музыки МАОУ СОШ № 2

г. Сухой Лог

2017

Оглавление

Введение……………………………………………………...……………..3

Теоретическая часть……………………………………………….…….…5

Практическая часть………………………………………...……………....…14

Заключение…………………………………………………………….…..…..17

Список литературы…………………………………………………..……..…18

  1. История зарождения танца………………………………….………5

    Знакомство с танцами……………..………………………………...7

    Значение танца в жизни человека…………………………..………12

    1. Народный танец ………………………………………...…………8

      Классический танец……………………………………………….10

      Спортивный танец ………………………………………….……..11

Введение

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра…

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. [5, с.142].

Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев... Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Ведь танец - это движение, а движение – это жизнь.
Задумавшись об этом, я предположила, если б не было танца, то жизнь человека была бы скучной и не интересной (гипотеза).

Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим вечно молодым искусством, не испытывал той радости, которую он дарит людям?

Свою работу я посвящаю роли танца в жизни человека.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы - от религиозного обряда до сценического искусства, танец является одним из главных способов самовыражения.

Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли танца в жизни человека.

Задачи исследования:

Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

Изучить историю зарождения танца.

Познакомиться с основными видами танца.

Установить значение танца в жизни человека.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: беседа, анкетирование.

Предмет исследования – танец.

Объект – танец в жизни человека.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения танца и  их разнообразию,  активизировать желание заниматься танцами,  возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир танца!

Теоретическая часть

2.1.История зарождения танца

История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно упомянуть, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках (6-8 век до нашей эры).
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни менялись характер и тематика, искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками [3, с.5].

Почему мы танцуем? Дети еще до того, как научатся говорить, и даже не видя кого-либо танцующим, часто находят выражение своим эмоциям посредством ритмических движений. А танцуют ли животные? Существуют птицы, которые совершают в унисон групповые движения, такие, как кружение, наклоны, продвижение вперед и назад.

Сначала древний человек танцевал инстинктивно. Он обнаружил, что повторяющиеся ритмические движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придало танцам магическую силу. И когда человек хотел вызвать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. Это привело к развитию группового танца. И сегодня существуют племена, находящиеся на низком уровне развития, которые танцуют для привлечения «волшебной» силы. Существуют. Обрядовые военные и охотничьи танцы, свадебные и погребальные, при посадке и сборе урожая.

Эти обрядовые танцы были составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древнего Египта. Древние иудеи танцевали при исполнении своих религиозных обрядов. В Библии написано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом Завета, выражая свои религиозные чувства.

Греки развили танец до такой степени, что он перестал быть частью религиозных церемоний, а превратился в источник развлечения, стал основой для развития театра и драмы. Слово «оркестр» впервые было употреблено, чтобы обозначить танцевальную площадку в греческом театре. Греки также использовали танец для физической тренировки солдат.

Римляне копировали греков, но их танцы стали дикими и искаженными. Поначалу христиане пользовались танцами в ритуалах богопочитания, но после того, как римляне извратили танец, он стал запрещен в церковных службах.

В странах востока также прибегали к помощи танца для выражения религиозных чувств.

Одна из наиболее значительных форм танца возникла в глубине веков – это народный танец. Танец, созданный людьми определенной религии, ставший традиционным и передававшийся из поколения в поколение. Современные танцы берут начало в народном и в бальном танце, пришедшем из залов Англии [2, с.410].

Танцы как общественное искусство были известны в Египте более 4000 лет назад. Ими было принято увеселять гостей на пирах. В Индии также искусство танца существовало как форма развлечения с древности, хотя многие из танцев и имели религиозное содержание. Другой страной, где бытовые танцы существовали с давних времен, является Испания. Здесь многие танцевальные па, возможно, были арабского происхождения.

Страной, где по-настоящему стало развиваться то танцевальное искусство, каким оно нам известно сегодня, является Франция. Хотя корни многих танцев можно проследить и в других странах, именно во Франции они были доведены до совершенства.

При Людовике XIV искусство салонного танца достигло больших высот. Организовывались великолепные балетные спектакли, и лучшие композиторы того времени создавали свою музыку именно для придворных танцев [1, с.312].

История современного танца началась с появления рок-н-ролла в 50-х годах. Этот вид танца создал настоящий переворот в обществе. С его появлением изменились стиль одежды, манера поведения и даже моральные принципы молодежи. Рок-н-ролл представляет собой сочетание музыки, в которой переплелись европейские и африканские мотивы, и танцевальных движений, где прослеживается некая агрессивность, сложные поддержки и небрежное отношение к партнерше.

Очень многие считали этот вид хореографии порочным и неприемлемым для порядочных людей. Но, несмотря на это, рок-н-ролл дал хороший толчок для зарождения и развития огромного количества новых видов танцев, которые и сейчас пользуются большой популярностью.

  1. Знакомство с танцами

Танец – вид искусства, основанный на ритмической смене выразительных положений тела [6, с.59].

На протяжении всей истории человечества танцы изменялись, исчезали одни, появлялись новые. Сейчас уже, наверное, очень мало кто умеет танцевать такие старинные европейские танцы, как алеманда, сарабанда, гавот. История танца начинается с народных танцев. Например, в России это русская пляска, хоровод; на Украине – гопак; в Испании – фламенко и т.д.

Очень часто именно народные танцы давали начало классическим бальным танцам. Например, вальс произошел от простого народного лендлера, который танцевали австрийские и немецкие крестьяне. Конечно, были и торжественные светские танцы, как например, полонез, которым открывались придворные балы в европейских странах. Этот танец напоминал торжественное, помпезное шествие. Но постепенно меняются и танцевальные ритмы. Недаром современные бальные танцы часто называются спортивными. Эти танцы исполняются уже не на балах, а в спортивных залах на соревнованиях. В них европейская музыка уступила место латиноамериканским ритмам. И названия танцев соответствующие – мамба, румба, самба, ча-ча-ча и т.д.

Все танцы можно разделить на три основные группы – народные, классические, спортивные [4, с.415].

    1. Народный танец

Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился. Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль, а также любые изменения в социальной, экономической и политической сферах. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются в художественном творчестве народа.

Народный танец невозможно спутать ни с одним другим видом танца. Он передается этнически и генетически от поколения к поколению независимо от веры и национальности. Поэтому не удивительно, что под мотивы народного танца душа пускается в пляс. Каждый народ имеет танец, характерный только для него. Он отличается стилистикой исполнения, техническим наполнением, подачей, настроением, музыкой и костюмами. Все эти традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.

Главная особенность народного танца как уникального явления заключается в том что, не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколения и является самой настоящей и самой узнаваемой визитной карточкой каждой национальности. Стоит отметить, что национальный характер народного танца проявляется во множестве особенностей, а именно: в музыкальной и хореографической структуре, колоритных деталях, исполнительской манере. Невзирая на свою важность, этот танец отличается довольно простой техникой исполнения и несложными фигурами и па. Они обладают более обобщенным характером и насыщены этникой.

Народный танец - это одно их самых древних искусств. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела. Танец отражает повседневную жизнь человека, его трудовые будни. Радостные и печальные впечатления также выражались посредством движений под определенный ритм, а позже и под музыку.

Самым древним видом народного танца, существующим практически у всех этнографических групп, является хоровод. Движения его просты и заключаются в хождении по кругу под музыкальное сопровождение или пение. Форма круга, возможно, символизировала солнце. Хоровод существовал и существует и поныне у всех славянских народов. В Литве он называется корогод, в Молдавии – хора, в Болгарии, Румынии – хоро, у хорватов, богемцев, далматов – коло.

Одной из самых древних танцевальных традиций является традиция африканского континента. Особенность негритянской пляски - в преобладающем значении ритма над музыкой. Африканская культура дала материал для развития многих танцев Латинской Америки: мамбо, меренге, самба, ча-ча-ча, ламбада и многих других. Даже современные танцевальные стили – джаз-танец, поппинг, рок-н-ролл, хип-хоп, брейк-данс, джаз-танеци другие – имеют в своей основе фольклорное искусство чернокожего населения земного шара.

Народный танец создал основу и для бального танца. Так, всем известный и всеми любимый вальс произошел от старинного народного танца вольта, мазурка, ставшая королевою бала в 18-19 веках – от польских народных танцев мазур, куявяк и оберек.

Некоторые народные танцы являются визитной карточкой одной страны, как тарантелла для Италии, «Калинка», «Барыня» для России, казачок, гопак для Украины, краковяк для Польши, чардаш для Венгрии. А другие распространились по всему миру, включая в себя национальные особенности разных регионов, как полька и цыганские танцы. Стилей и видов народных танцев бесчисленное множество, но всех их объединяет одно – в них отражена летопись истории народа, его душа и характер.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

    1. Классический танец

Термин «классический танец» возник поздно, лишь в конце XIX века - и вытеснил прежние названия: «благородный, серьёзный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля.

Как мы увидим, классический танец сложился и выработал основы своей техники во Франции, которой и принадлежало первенство, в области танца начиная с XVII до половины XIX века. Классический танец, как во всей Европе, так и в России, был в это время в полной зависимости от французов-балетмейстеров, насаждавших его и у нас вплоть до начала XX века.

Классический танец-это термин использует весь балетный мир, обозначая им конкретный вид хореографической технике, позволяя усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку, является важнейшей дисциплиной в обучении профессиональному танцу. Этот учебный предмет - самый ответственный, основательный, трудный для будущего профессионального танцора и исполнителя. Основа балета, составляет действенный и характерный классический танец, в котором нет ничего лишнего. Эта система начала складываться в XVII веке, когда балет стал полноправным жанром музыкального театра. Возникновение термина «классический танец» связано с Россией, возник он относительно недавно. Этот термин отличает классический танец от других видов театрального танца (бытового, народного и прочих).

В эпоху Возрождения зародился танец, и тогда же появилось понятие «балет» (лат. «ballo»- «танцую»), но его термин закрепился гораздо позднее.

Во Франции балет появился в XVI веке. В 1661 году в Париже Людовик ХIV своим указом основал Королевскую академию танца, и балет оказался на профессиональной театральной сцене.

    1. Спортивный танец

Спортивные танцы – направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку. Спортивные танцы очень популярны, и всё благодаря их красоте, чувственности и оригинальности. В связи с популярностью спортивных танцев их направлений существует много.

Спортивными танцами называется выполнение в конкретной последовательности комплекса телодвижений, которые подобраны под определенное музыкальное сопровождение. Практически все виды танцев данного вида выполняются парно, при этом во время композиции предусмотрено кратковременное разъединение партнеров. Спортивные танцы пользуются большой популярностью у молодежи, кроме того в данный момент они признаны как вид спорта, а поэтому включаются в программы различных соревнований и конкурсов во многих школах и странах мира.

В настоящее время существует значительное количество различных видов спортивных танцев, что обусловлено современным слиянием множества культур. Такие танцы подразделяются на виды в зависимости от темпа сопровождающей музыки и основных элементов движения. На протяжении программного танца следует использовать своеобразный символизирующий набор движений.

Очень популярны латиноамериканские танцы, они необычайно яркие, характеризуются высокой подвижностью партнеров, выразительными нарядами и движениями. К распространенным видам спортивного танца относятся: танго, вальс, квикстеп, самба, фокстрот, румба, пасодобль, рок-н-ролл, джайв и др. Кроме того существуют танцы разных народов мира: арабские, восточные, европейская программа и т.д.

  1. Значение танца в жизни человека

Танец – удивительное занятие, которое помогает человеку по-настоящему раскрыть себя.

Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься. Они не требуют непомерных физических нагрузок. Сложность выполняемых элементов растет по мере получения тобой танцевального опыта.

Занятия танцами прекрасно развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих, даже хронических заболеваний, таких, например, как астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллит. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, реже простужаешься, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливаешь.

Вследствие занятий танцами у человека выработается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.

Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние претерпевает большое количество положительных изменений.

Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом.


 

Практическая часть

Познакомившись с разнообразным материалом о видах танца, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам.

Познакомились с основными группами танцев: народные, классические, спортивные.

Нам очень понравилось изучение материала о танце, мы решили выполнить различные творческие задания: нарисовали танцующих людей, раскрасили картинки про танцы, совместно с родителями сделали подборку загадок и стихов о танцах, составили музыкальный словарь. Всё это объединили в сборник «Танец в загадках, стихах и картинках» (прилагается).

После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение моих одноклассников, родителей и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости танца в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области танца.

Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:

Для чего нужен танец:

- здоровья;

- веселья;

- гибкости.

2. Полезен ли танец для здоровья?

- да;

- нет;

- не знаю

3. Вы любите танцевать?

- да;

- нет.

Было опрошено 10 учащихся моего класса, 15 родителей и 8 педагогов.

На вопрос «Для чего нужен танец» (можно было выбрать несколько ответов):

здоровья – ответили 60 % детей, 90% родителей, 87 % педагогов;

веселья - 30 % детей, 20 % родителей, 62 % педагогов;

гибкости – 30 % детей, 30 % родителей, 50 % педагогов.

Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Для чего нужен танец?».

Диаграмма 1.

На вопрос, полезен ли танец для здоровья, все ответили положительно. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Полезен ли танец для здоровья».

Диаграмма 2.

И на последний вопрос анкеты: «Вы любите танцевать?» были получены следующие результаты: учащиеся 95 % - «да», 5 % - «нет», родители – 85 % ответили «да», 15 % - «нет», педагоги – 80 % - «да», 20 % - «нет».

Диаграмма 3.

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят, их родителей и педагогов любят танцевать и все знают о пользе танца.

Заключение

В своей работе я рассказала о том, какую роль играет танец в жизни человека.

Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром танца. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками и педагогами.

Список литературы

А. Ликум «Все обо всём». Популярная энциклопедия для детей том 1, Компания «Ключ-С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 1993.

А. Ликум «Все обо всём». Популярная энциклопедия для детей том 2, Компания «Ключ-С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 1994.

Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн.для учащихся.-М.: Просвещение, 1985.

Универсальная школьная энциклопедия. Т.2.М-Я/ред.группа: М.Аксёнова, Е.Журавлёва, Д.Володихин, С.Алексеев. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М:1988 г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач.классов/Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г.

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.